Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа
Соответственно, раскрывается это понятие через конкретные условия труда на предприятиях и в организациях различных форм собственности, на корпоративном уровне, в отраслевых производственных комплексах, на территориальном и региональном уровнях в субъектах РБ, а также в обществе в целом. Эти условия касаются: охраны и безопасности труда, соблюдения трудового законодательства, обеспечения социальных гарантий в процессе трудовой деятельности, эффективной занятости, достойной оплаты труда, необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей работников и членов их семей.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Сущность и виды оплаты труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Методы и принципы регулирования оплаты труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Сущность и элементы договорного регулирования оплаты труда . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ
ТРУДА
Методы
регулирования неотделимы от государственной
политики доходов. Можно выделить законодательные,
экономические, административные, согласительные
методы. Вместе с тем любой регулятор,
а особенно экономический, включает в
себя элемент администрирования, ибо контролируется
государственной службой. В свою очередь,
каждое административное решение выходит
на экономику в том смысле, что косвенно
сказывается на поведении хозяйствующих
субъектов. Устанавливая прямой контроль
над ценами, государство создает для производителей
особый экономический режим, вынуждает
их пересматривать производственную программу,
искать новые источники финансирования
капиталовложений и т.д.
Законодательные
методы. Важное место в регулировании
доходов занимают вопросы разработки
его законодательной и
Для регулирования доходов и уровня жизни населения наиболее значимы: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде (КЗоТ), Семейный кодекс, постановления Совета министров (о повышении минимальной заработной платы, правовое обеспечение коллективно-договорной системы, социального обеспечения и страхования, социальных гарантий и тп.).
Экономические методы. К ним относится определение минимальной оплаты труда, налоговая политика, регулирование цен, оплаты труда работников госпредприятий и государственных служащих, занятости, др.
Рост
минимальной заработной платы, зависит
от экономических (финансовых) возможностей,
сложившихся в обществе на определенном
этапе. Недоучет этого фактора может
привести к задержкам выплат заработной
платы работникам, к дефициту бюджета
и т.д. В то же время уровень
минимума оплаты труда должен определяться
с учетом денежных средств, необходимых
для физического
Налоговая политика обеспечивает налоговые поступления в бюджет, без нее невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста, организовать перераспределение доходов. Сейчас уже невозможно назвать проблему, для решения которой нельзя приспособить налоговый регулятор (например, освобождение той части дохода, которая расходуется на благотворительность). Если учитывать распространение систем налогообложения, то благотворительность становится не только общественно полезным делом, но и коммерчески целесообразным. Предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке, умело распорядиться сэкономленной на налогообложении частью прибыли.
К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, позволяющая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.
Государство идет на предоставление экспортерам налоговых льгот, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует многосторонние соглашения и т.п. для усиления экспортного потенциала страны, что оборачивается для населения созданием новых рабочих мест, а значит, и доходов.
Применяя
таможенное налогообложение, государство
либо получает от торговых партнеров
встречные уступки, либо ужесточает
условия национального
Аналогичное
влияние оказывает и
Административные
методы. Эти методы не связаны с
созданием дополнительного
Меры
принуждения: государственные органы
обязывают, например, промышленные предприятия
вести обучение молодежи, создавать
определенные бытовые условия для
занятых, устанавливать очистные сооружения.
Это и квота рабочих мест на
предприятиях для социально уязвимых
групп населения (для подростков,
инвалидов и т.д.), и обязательность
предприятий (организаций) выделять определенную
норму работников на сельскохозяйственные,
строительные работы, на работу по благоустройству
территорий и т.д. Меры запрета проявлялись
в том, что запрещалось
С
переходом к рыночной экономике
некоторые прежние
Экономическое
пространство, на которое распространяются
административные методы, весьма обширно.
В странах с развитыми
Экономические и административные методы имеют некоторое сходство и противоположность. Административные методы ограничивают свободу экономического выбора. Государственный контроль может быть всеобъемлющим, охватывая размеры производства, е го структуру, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль, т.е. весь хозяйственный механизм. При таком подходе не только не будет экономической свободы, но не будет никакой экономической выгоды, скорее всего, может быть ущерб, сужение мотивации к предпринимательской деятельности и т.д.
Согласительные методы (социальное партнерство). Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономичными и "бескровными". Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.
Интересы работодателей представляют предприниматели. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения.
В соглашениях разного уровня, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Размеры, варианты, возможности их реализации на отдельных уровнях различны в силу объективных и субъективных причин. Коллективные договоры на предприятиях (в организациях) наиболее детализированы.
Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда.
Законодательная
база регулирования коллективных договоров
нуждается в улучшении. Самое
главное — это выполнение заключенных
соглашений, их всеобъемлющий характер,
повышение качества разработки соглашений,
включение в них проблем
В
свою очередь, каждый метод имеет
в своем распоряжении прямые и
косвенные меры воздействия к
числу мер прямого
К
числу косвенных способов воздействия
относятся: льготное налогообложение
малоимущих слоев населения (даже ничего
не получая из бюджета, они становятся
обладателями более высокого дохода,
что смягчает рыночную несправедливость),
избирательность процедуры
Организация заработной платы предполагает реализацию следующих принципов:
- опережающий темп роста производительности труда над темпом роста средней заработной платы, что означает ориентацию производства не только на совершенствование организации живого труда, но и на обновление овеществлённого труда, на инновации, внедрение новой техники и передовой технологии с целью поддержания конкурентоспособности производимой продукции;
- равная оплата за равный труд, недопущение дискриминации в оплате труда
по полу, возрасту и другим признакам;
- повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства, что обеспечивает работнику возможность получения за свой труд заработной платы в зависимости от количества, качества, эффективности труда и результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- дифференциация заработной платы в зависимости от количества, качества, условий труда, общественной его значимости, квалификации работников и, в конечном итоге, от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия;
- материальная и моральная заинтересованность работников в конечных результатах труда;