Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:54, реферат
Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями; ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т.п.
Виды планирования в экономике с точки зрения
обязательности
Виды планирования в зависимости от срока
Виды планирования по содержанию плановых решений
Иные виды планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Директивное и индикативное планирование
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
обязательности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.
Следует иметь
в виду, что система управления
экономикой в нашей стране сложилась
под воздействием ряда специфических
факторов, в число которых входят
следующие: монополия государственных
предприятий, обусловленная преобладанием
государственной собственности; жесткая
система установления хозяйственных
связей между предприятиями; ограничение
производственно-хозяйственной
Основными задачами
народнохозяйственного
Обеспечить
сбалансированное развитие огромного
и сложного хозяйственного организма,
каким является экономика страны,
на основе единого плана немыслимо
без централизованного
Однако такой
подход не только не приводил к сбалансированности
заданий планов промышленности, сельского
хозяйствования, строительства и
товарооборота с реальными
1. Виды планирования в экономике с точки зрения обязательности
Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации, в то время, когда рыночные метода не получили необходимого развития.
Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация и т.п. Без активной роли государства эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства, как субъекта планирования, должна не ослабляться, а наоборот, усиливаться.
Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночных механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и соответственно виды планов.
С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Директивное
планирование представляет собой процесс
принятия решений, имеющих обязательный
характер для объектов планирования.
Следует подчеркнуть, что вся
система социалистического
Многие недостатки
социалистического планирования порождены
его директивностью. Однако из этого
не следует вывод о
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития.
Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.
В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, а обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана заключается в том, чтобы выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, в случае, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.
Индикативное планирование применяется также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора), обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях.
Приведем
пример. Компания работает по пятилетним
планам, носящим индикативный характер.
В них установлено, что для
выполнения поставленных целей компания
вынуждена увеличить
Из этого примера видно, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны между собой.
2. Виды планирования в зависимости от срока
В зависимости от срока, на который составляет план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное
планирование охватывает период более
5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы
призваны определять долговременную стратегию
предприятия, включая социальное, экономическое,
научно-технологическое
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются.
Прогнозирование
– это процесс предвидения, построенный
на вероятностном, научно обоснованном
суждении о перспективах развития объекта
в будущем, его возможном состоянии.
Прогнозирование позволяет
Однако в
ряде социально-экономических
На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть:
На микроуровне, т.е. в хозяйствующих субъектах, могут при составлении стратегических и технико-экономических планов прогнозироваться: уровень цен; стоимость рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль и рентабельность; основные конкуренты; научно-технические исследования и разработки; требуемые капитальные вложения; риск и т.п.