Директивное и индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями; ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т.п.

Содержание

Виды планирования в экономике с точки зрения
обязательности
Виды планирования в зависимости от срока
Виды планирования по содержанию плановых решений
Иные виды планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Директивное и индикативное планирование.docx

— 30.99 Кб (Скачать)

Директивное и индикативное планирование

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

  • Виды планирования в экономике с точки зрения

обязательности

  • Виды планирования в зависимости от срока
  • Виды планирования по содержанию плановых решений
  • Иные виды планирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Планирование  является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Следует иметь  в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась  под воздействием ряда специфических  факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных  предприятий, обусловленная преобладанием  государственной собственности; жесткая  система установления хозяйственных  связей между предприятиями; ограничение  производственно-хозяйственной самостоятельности  субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого  народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т.п.

Основными задачами народнохозяйственного планирования были следующие: обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, устойчивого сбалансированного  роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса; ориентация всех звеньев экономики  на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами; всемерное развитие прогрессивных  форм организации общественного  производства; ускорение внедрения  достижений научно-технического прогресса; улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования.

Обеспечить  сбалансированное развитие огромного  и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, на основе единого плана немыслимо  без централизованного распределения  ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению  ограниченных ресурсов министерствами и ведомствами, территориально-производственными  комплексами, стройками, предприятиями  и объединениями. В орбиту влияния  центрального планирования органа были втянуты все основные фондодержатели.

Однако такой  подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского  хозяйствования, строительства и  товарооборота с реальными возможностями  народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По этой причине методология централизованного  народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем и потребовала пересмотра как  принципов, так средств и методов  практической реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практическом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была. Планирование как инструмент управления был отвергнут, что сделало экономику неуправляемой. Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления. Ввиду того, что важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования, следует рассмотреть какое бывает планирование, что является целью данной работы. Для достижения поставленной цели необходимо привести и раскрыть сущность классификаций планирования в экономике по различным основаниям.

1. Виды планирования  в экономике с  точки зрения обязательности

Вся история  развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством  управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе  с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно  сказать, что потеря управляемости  экономикой в период перехода к рынку  состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации, в то время, когда рыночные метода не получили необходимого развития.

Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация  и т.п. Без активной роли государства  эти процессы вообще невозможны. Поэтому  в период рыночного реформирования экономики роль государства, как  субъекта планирования, должна не ослабляться, а наоборот, усиливаться.

Планирование  как форма государственного воздействия  на экономику существует практически  во всех странах. Оно органически  вписывается в рыночных механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают  следующие виды (формы) планирования и соответственно виды планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают  директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс  принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся  система социалистического народнохозяйственного  планирования имела исключительно  директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий  руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную  ответственность. Директивные планы  имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Многие недостатки социалистического планирования порождены  его директивностью. Однако из этого  не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством  решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной  перестройки экономики и т.п. Специалисты  в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

Индикативное  планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму  государственного планирования макроэкономического  развития.

Индикативное  планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит  обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана  называются индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру  и эффективность экономики, состояние  финансов, денежного обращения, рынка  ценных бумаг, движение цен, занятость  и качество жизни населения, внешнеэкономические  связи и т.п. Основная задача индикативного  плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, а обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана заключается в том, чтобы выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, в случае, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.

Индикативное  планирование применяется также  и на микроуровне. Причем при составлении  перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем  планировании – директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать  обязательства и планы. В отличие  от плана (индикатора), обязательство (директива) связано с принятием решения  о конкретных действиях.

Приведем  пример. Компания работает по пятилетним планам, носящим индикативный характер. В них установлено, что для  выполнения поставленных целей компания вынуждена увеличить производственные мощности, расширить свою программу по совершенствованию продукта, пригласить на работу способных инженеров. Некоторые отделения, желая, чтобы дело двигалось как можно быстрее, поспешили связать себя обязательствами по расширению производственных мощностей, приобретению оборудования, найму людей. Спустя год обстоятельства изменились и стало очевидным, что капитальные затраты должны иметь совсем другую структуру. Если бы не было спешки, это было бы учтено в следующем плановом периоде и привело бы к лучшему использованию капитала.

Из этого  примера видно, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически  увязаны между собой.

2. Виды планирования  в зависимости  от срока

В зависимости  от срока, на который составляет план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и  краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы  призваны определять долговременную стратегию  предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой  один и тот же процесс, а по содержанию различаются.

Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный  на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта  в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить  альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без этого атрибута перспективное  планирование нагадывало бы гадание, а  не на научное предвидение.

Однако в  ряде социально-экономических процессов  прогнозирование может выступать  как самостоятельная функция  управления. Примером тому могут служить  прогнозы социально-экономического развития, составляемые в процессе государственного управления народным хозяйством на уровне страны и регионов. Кроме того, некоторые  процессы и явления вообще не поддаются  планированию, но требуют своего учета  в управлении, например, демографические  процессы, духовная жизнь.

На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут  быть:

  • валовой внутренний и валовой национальный продукты;
  • трудовые ресурсы;
  • производственные фонды;
  • капитальные затраты;
  • текущее потребление населения;
  • финансовые потоки и др.

На микроуровне, т.е. в хозяйствующих субъектах, могут  при составлении стратегических и технико-экономических планов прогнозироваться: уровень цен; стоимость  рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль и рентабельность; основные конкуренты; научно-технические  исследования и разработки; требуемые  капитальные вложения; риск и т.п.

Информация о работе Директивное и индикативное планирование