Денежные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде налич¬ных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Работа содержит 1 файл

Модуль 1.1 денежные средства.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебны­ми заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безна­личные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслу­живаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных насе­ленных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые на­ходятся в одном населенном пункте.

Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по инкассо;

в) расчеты по аккредитиву;

г) расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями само­стоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых органи­зациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участ­ников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспон­денты.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение: плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

получателя — о списании денежных средств со счета плательщи­ка и перечислении на счет, указанный покупателем.

Расчетные документы должны быть представлены в банк в тече­ние 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копи­ровальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписы­вают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организа­ции отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на доку­менте ставится оттиск печати.

Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулиру­ется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.

 

Порядок открытия расчетного счета

Каждая организация вправе открывать в любом банке раек и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Организации могут иметь неограниченное количество расчетных счетов, но они обязаны ежеквартально давать сведения в налоговую об имеющихся расчетных счетах. Банк может открывать расчетные счета только при предъявлении организацией документа подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции. При открытии или закрытии расчетного счета банк обязан в пятидневный срок известить об этом налоговые ор­ганы.

Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного банка следующие документы:                                                                   

 заявление на открытие счета установленного образца;

 нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

 справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

       копии протокола собрания участников о создании организации, об избрании руководителя;

 копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;

 карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руш­им и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.

В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.

В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.

Иностранным юридически лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов.

При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представить в банк документы без оттиска печати.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в безналичном порядке, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия. Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.

В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды и т.п.

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским Кодексом РФ:

1) по исполнительным документам, предусматривающим перечис­ление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление пли выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору,

3) по платежному документу, предусматривающему перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору,

4) по платежным документам, предусматривающими платежи в бюджет.

 

Учет денежных средств на расчетном счете.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы производи­мые в безналичном порядке, а так же выдает средства на выплату зара­ботной платы и на текущие хозяйственные нужды. Зачисление или спи­сание сумм с расчетного счета могут производиться только на основа­нии письменных распоряжений владельцев счета. Ежедневно или в дру­гие сроки установленные по соглашению сторон, банк выдает выписки с расчетного счета. Выписка является банковским документом, дающим бухгалтерии информацию о состоянии расчетного счета. К выписке бан­ка должны быть приложены документы, подтверждающие операции по расчетному счету. В выписке указывают начальный и конечный остатки и отражаются суммы операций по расчетному счету. Бухгалтерия проверяет правильность сумм и при обнаружении ошибки немедленно изве­щает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в тече­ние 10 дней с момента получения выписки. Каждая операция, указанная в выписке банка должна быть подтверждена соответствующим докумен­том. Прилагаемые к выписке документы должны быть сгруппированы в следующем порядке:

1.  Документы по приходу;

2.  Документы по расходу;

Полученная из банка выписка обрабатывается бухгалтерией, т. е на полях выписки напротив проверенных сумм проставляются корректирующие счета. Для банка сч.51 является пассивным, по этому если в выписке банка поступление средств отражается по Кт 51, а выбытие по дебету, то в организации должны быть сделаны обратные записи.

Синтетический учет операция по расчетному счету ведется на одноименном счете 51.

Дебетовое сальдо показывает остаток свободных денег на расчетном счете. Поступление средств отражается по дебету счета, а списание по кредиту. Обороты по дебету сч.51 учитываются в ведомо­сти №2 . Обороты по кредиту счетов записываются в журнале - ордере №2 . Основанием для заполнения ведомости и журнала - ордера №2 служат обработанные выписки банка.

Счет 51 «Расчетный счет»

К-т сч.

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Д-т сч.

50

Возвращены суммы сверх лимита.

Оплачено за приобретен­ные ценные бумаги.

58

90

91

Получена выручка от реа­лизации материальных ценностей, выполнения ра­бот, оказания услуг.

Снято на текущие хозяй­ственные нужды.

50

91

Оприходованы деньги, по­лученные в возмещение убытков прошлых лет.

Оплачено поставщикам.

60

62

Получено от покупателей продукции.

Оплачены налоги и отчис­ления во внебюджетные фонды.

68

69

 

 

Оплачено за аренду поме­щения, оборудования, за подписку на периодиче­скую печать и т.д.

97


 

Учет операций по валютному счету.

Расчеты с использованием наличной иностранной валюты на территории России запрещены и могут производиться только в безналичном порядке через валютный счет. Валютный счет могут   открывать только те бан­ки, которые имеют лицензию центрального банка на совершение опера­ций с иностранной валютой. Для открытия валютного счета организация должна предоставить те же документы, что и при открытии расчетного счета. Банк открывает валютный счет только после проверки подлинно­сти предъявленных документов. Операции по наличию и движению ва­люты отражаются в учете одновременно в рублях и иностранной валю­те. При покупке и продаже валюты применяется рыночный курс рубля и в связи с этим могут возникнуть курсовые и суммовые разницы. Курсовая разница является следствием изменения рублевой оценки от­дельных видов имущества, стоимость, которых выражена в иностранной валюте. Курсовая разница может быть положительной и отрицательной. К учету разница принимается как внереализационные доходы и расходы. Положительная курсовая разница отражается в учете Дт52 Кт91. Отрица­тельная курсовая разница отражается по Дт 91 Кт 52.

Суммовая разница возникает при расчетах по договорам заключенным в рублях и возникает по причине несовпадения момента поставки и мо­мента оплаты.

Показатели

Курсовая разница

Суммовая разница

Место возникновения

Возникает при выражении в конкурентной иностран­ной валюты, стоимости ак­тивов и обязательств, кото­рые будут отражаться в этой иностранной валюте

Стоимость активов и обяза­тельств выражена в услов­ных единицах, а погашение производится в рублях

Момент возникновения

Возникает в момент совер­шения валютных операций и на дату составления бух­галтерской отчетности

Возникает в момент со­вершения операций по из­менению стоимости активов и обязательств, выраженных в условных единицах

Определение курса

Официально установлен­ный курс центрального банка на дату совершения операции

Стороны оговаривают в договоре курс условной единицы, который может не совпадать с официальным курсом

Период отражения в учете

В том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате

В том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств

Порядок отражения в учете

Относится на финансовые результаты организации, как  внереализационные доходы и расходы, кроме курсовой разницы, связан­ной с формированием уставного капитала

К внереализационным  до­ходам и расходам относится только суммовая разница по полученным кредитам и займам. Разницы, связанные с приобретением материальных ценно-стей основ­ных средств, включаются в затраты на их приобретение

 

Валютные операции учитываются на сч.52, к которому открываются суб­счета:

1.  Транзитный валютный счет

2.  Текущий валютный счет

3.  Валютный счет за рубежом

Вся валютная выручка в начале должна быть оприходована на первый субсчет. С первого субсчета списание валюты производится в следующих случаях: при возвращении займа, полученного в валюте; при перечисле­нии валютной выручки посредника; при оплате таможенных пошлин в иностранной валюте.

По этому же субсчету отражается обязательная продажа валюты. Все ор­ганизации обязаны продавать 50% (25%) валютной выручки. Продажу осуществ­ляет банк после получения от организации платежного поручения на обязательную продажу валюты.

Текущий валютный счет открывается для учета средств, которые остались у организации после обязательной продажи валюты. С этого субсчета ва­люта может списываться в безналичном и наличном порядке в следующих случаях: при переводе иностранной валюты в порядке расчета и на ко­мандировочные цели при поездке работников за рубеж. По дебету третьего субсчета отражается неиспользованная наличная иностранная валюта, ранее снятая со счета. С валютного счета за рубежом средства могут списываться на содержание производства и на оплату банковских услуг по ведению счета.

 

Учет операций по прочим счетам банка.

Кроме расчетного и валютного счета организации могут открывать в банке   специальные счета. Учет наличия и движения средств на специ­альных счетах происходит по сч.55, к которому могут быть открыты следующие субсчета: аккредитивы, чековые книжки и депозитные счета. По первому субсчету происходит учет аккредитивов, которые могут быть гарантированными и негарантированными, отзывными и безотзывными. Аккредитив-это поручение банка покупателя банку поставщика об от­крытии специального аккредитивного счета, для немедленной оплаты счетов поставщика на условиях и в пределах суммы, указанной в аккре­дитивном заявлении.

По второму субсчету происходит учет полученных чековых книжек. Че­ковые книжки могут быть лимитированными и не лимитированными. Лимитированная чековая книжка выдается для расчета с одним постав­щиком или подрядчиком. Количество чеков и сумм по ним ограничено. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряже­ние чекодателя своему банку выплатить указанную в чеке сумму чеко­держателю.

На депозитных счетах учитывают вложение денежных средств в банков­ские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отра­жают по дебету сч.55 и по кредиту сч.51,52. При возвращении вкладов производят обратные записи.

Информация о работе Денежные средства