Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа
Денежные средства организаций находятся в кассе в виде налич¬ных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.
Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по инкассо;
в) расчеты по аккредитиву;
г) расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение: плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.
Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.
Порядок открытия расчетного счета
Каждая организация вправе открывать в любом банке раек и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Организации могут иметь неограниченное количество расчетных счетов, но они обязаны ежеквартально давать сведения в налоговую об имеющихся расчетных счетах. Банк может открывать расчетные счета только при предъявлении организацией документа подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции. При открытии или закрытии расчетного счета банк обязан в пятидневный срок известить об этом налоговые органы.
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
копии протокола собрания участников о создании организации, об избрании руководителя;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя рушим и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
Иностранным юридически лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов.
При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представить в банк документы без оттиска печати.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в безналичном порядке, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия. Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды и т.п.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским Кодексом РФ:
1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление пли выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору,
3) по платежному документу, предусматривающему перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору,
4) по платежным документам, предусматривающими платежи в бюджет.
Учет денежных средств на расчетном счете.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы производимые в безналичном порядке, а так же выдает средства на выплату заработной платы и на текущие хозяйственные нужды. Зачисление или списание сумм с расчетного счета могут производиться только на основании письменных распоряжений владельцев счета. Ежедневно или в другие сроки установленные по соглашению сторон, банк выдает выписки с расчетного счета. Выписка является банковским документом, дающим бухгалтерии информацию о состоянии расчетного счета. К выписке банка должны быть приложены документы, подтверждающие операции по расчетному счету. В выписке указывают начальный и конечный остатки и отражаются суммы операций по расчетному счету. Бухгалтерия проверяет правильность сумм и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Каждая операция, указанная в выписке банка должна быть подтверждена соответствующим документом. Прилагаемые к выписке документы должны быть сгруппированы в следующем порядке:
1. Документы по приходу;
2. Документы по расходу;
Полученная из банка выписка обрабатывается бухгалтерией, т. е на полях выписки напротив проверенных сумм проставляются корректирующие счета. Для банка сч.51 является пассивным, по этому если в выписке банка поступление средств отражается по Кт 51, а выбытие по дебету, то в организации должны быть сделаны обратные записи.
Синтетический учет операция по расчетному счету ведется на одноименном счете 51.
Дебетовое сальдо показывает остаток свободных денег на расчетном счете. Поступление средств отражается по дебету счета, а списание по кредиту. Обороты по дебету сч.51 учитываются в ведомости №2 . Обороты по кредиту счетов записываются в журнале - ордере №2 . Основанием для заполнения ведомости и журнала - ордера №2 служат обработанные выписки банка.
Счет 51 «Расчетный счет» | |||
К-т сч. | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Д-т сч. |
50 | Возвращены суммы сверх лимита. | Оплачено за приобретенные ценные бумаги. | 58 |
90 91 | Получена выручка от реализации материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг. | Снято на текущие хозяйственные нужды. | 50 |
91 | Оприходованы деньги, полученные в возмещение убытков прошлых лет. | Оплачено поставщикам. | 60 |
62 | Получено от покупателей продукции. | Оплачены налоги и отчисления во внебюджетные фонды. | 68 69 |
|
| Оплачено за аренду помещения, оборудования, за подписку на периодическую печать и т.д. | 97 |
Учет операций по валютному счету.
Расчеты с использованием наличной иностранной валюты на территории России запрещены и могут производиться только в безналичном порядке через валютный счет. Валютный счет могут открывать только те банки, которые имеют лицензию центрального банка на совершение операций с иностранной валютой. Для открытия валютного счета организация должна предоставить те же документы, что и при открытии расчетного счета. Банк открывает валютный счет только после проверки подлинности предъявленных документов. Операции по наличию и движению валюты отражаются в учете одновременно в рублях и иностранной валюте. При покупке и продаже валюты применяется рыночный курс рубля и в связи с этим могут возникнуть курсовые и суммовые разницы. Курсовая разница является следствием изменения рублевой оценки отдельных видов имущества, стоимость, которых выражена в иностранной валюте. Курсовая разница может быть положительной и отрицательной. К учету разница принимается как внереализационные доходы и расходы. Положительная курсовая разница отражается в учете Дт52 Кт91. Отрицательная курсовая разница отражается по Дт 91 Кт 52.
Суммовая разница возникает при расчетах по договорам заключенным в рублях и возникает по причине несовпадения момента поставки и момента оплаты.
Показатели | Курсовая разница | Суммовая разница |
Место возникновения | Возникает при выражении в конкурентной иностранной валюты, стоимости активов и обязательств, которые будут отражаться в этой иностранной валюте | Стоимость активов и обязательств выражена в условных единицах, а погашение производится в рублях |
Момент возникновения | Возникает в момент совершения валютных операций и на дату составления бухгалтерской отчетности | Возникает в момент совершения операций по изменению стоимости активов и обязательств, выраженных в условных единицах |
Определение курса | Официально установленный курс центрального банка на дату совершения операции | Стороны оговаривают в договоре курс условной единицы, который может не совпадать с официальным курсом |
Период отражения в учете | В том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате | В том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств |
Порядок отражения в учете | Относится на финансовые результаты организации, как внереализационные доходы и расходы, кроме курсовой разницы, связанной с формированием уставного капитала | К внереализационным доходам и расходам относится только суммовая разница по полученным кредитам и займам. Разницы, связанные с приобретением материальных ценно-стей основных средств, включаются в затраты на их приобретение |
Валютные операции учитываются на сч.52, к которому открываются субсчета:
1. Транзитный валютный счет
2. Текущий валютный счет
3. Валютный счет за рубежом
Вся валютная выручка в начале должна быть оприходована на первый субсчет. С первого субсчета списание валюты производится в следующих случаях: при возвращении займа, полученного в валюте; при перечислении валютной выручки посредника; при оплате таможенных пошлин в иностранной валюте.
По этому же субсчету отражается обязательная продажа валюты. Все организации обязаны продавать 50% (25%) валютной выручки. Продажу осуществляет банк после получения от организации платежного поручения на обязательную продажу валюты.
Текущий валютный счет открывается для учета средств, которые остались у организации после обязательной продажи валюты. С этого субсчета валюта может списываться в безналичном и наличном порядке в следующих случаях: при переводе иностранной валюты в порядке расчета и на командировочные цели при поездке работников за рубеж. По дебету третьего субсчета отражается неиспользованная наличная иностранная валюта, ранее снятая со счета. С валютного счета за рубежом средства могут списываться на содержание производства и на оплату банковских услуг по ведению счета.
Учет операций по прочим счетам банка.
Кроме расчетного и валютного счета организации могут открывать в банке специальные счета. Учет наличия и движения средств на специальных счетах происходит по сч.55, к которому могут быть открыты следующие субсчета: аккредитивы, чековые книжки и депозитные счета. По первому субсчету происходит учет аккредитивов, которые могут быть гарантированными и негарантированными, отзывными и безотзывными. Аккредитив-это поручение банка покупателя банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета, для немедленной оплаты счетов поставщика на условиях и в пределах суммы, указанной в аккредитивном заявлении.
По второму субсчету происходит учет полученных чековых книжек. Чековые книжки могут быть лимитированными и не лимитированными. Лимитированная чековая книжка выдается для расчета с одним поставщиком или подрядчиком. Количество чеков и сумм по ним ограничено. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя своему банку выплатить указанную в чеке сумму чекодержателю.
На депозитных счетах учитывают вложение денежных средств в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету сч.55 и по кредиту сч.51,52. При возвращении вкладов производят обратные записи.