Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:26, отчет по практике
Целью курсовой работы – выявить основные тенденции и проблемы в демографической ситуации Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно поставленной цели можно обозначить следующие задачи:
– рассмотреть демографическую ситуацию в Российской Федерации и Республике Башкортостан;
– определить причины возникновения демографического кризиса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………………………………………5
1.1. Показатели движения населения: формулы и характеристика……………5
1.2. Демографическая характеристика РФ ……………………….…………….8
1.3. Государственная демографическая политика…………………………..…11
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………..16
2.1. Демографическая ситуация в РБ: состояние, тенденции, проблемы……16
2.2. Региональная демографическая политика РБ………………………..…...23
2.3. Направления решения основных демографических проблем в РФ
и РБ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...…………..34
Эти положения приводят нас к очень важному выводу: снижение рождаемости обусловлено духовными, психологическими, культурными, религиозными, этнографическими, но никак не экономическими причинами, а следовательно, решение демографической проблемы не требует вложения больших денежных средств. [11]
По предварительной оценке, численность постоянного населения РФ на 1 января 2009 г. составила 141,9 млн. человек и за прошедший год уменьшилась на 121,4 тыс.человек, или на 0,085% (за 2007г. – на 212,1 тыс. человек, или на 0,15%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 106,8 тыс.человек. Увеличив
За 2008 г. число мигрантов внутри России сократилось на 63,7 тыс.человек, или на 3,2% по сравнению с 2007 г. Миграционный прирост населения России увеличился на 2,2 тыс.человек, или на 0,9%, что произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших за пределы РФ (на 7,5 тыс.человек, или на 16,0%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ – на 5,3 тыс.человек, или на 16,9%, в страны дальнего зарубежья – на 2,2 тыс.человек, или на 14,1%. [12]
Таким образом, после распада СССР в России наблюдалось резкое снижение демографии. Это было вызвано не только экономическим положением в стране, но и снижением авторитета и престижа семьи. Средствами массовой информации насаждался культ человека, свободного от семьи и ответственности. Были забыты семейные и национальные традиции. Все это прямым образом отразилось на демографической ситуации последующих лет. [6, стр. 4] Алкоголизм, наркомания, табакокурение, преступность, безработица тоже внесли свой вклад в развитие демографии страны (приложение 3).
1.3. Государственная демографическая политика
Сложившаяся демографическая ситуация и наблюдаемые тенденции ее развития вызывают все большее беспокойство как у ученых-демографов, так и у руководства страны. Отражением этого является, в частности, принятие «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» принятый предыдущим президентом РФ Владимиром Путином в 2007 г., в которой сформулированы задачи деятельности государства в этой важнейшей сфере.
Среди направлений выхода из сложившейся ситуации можно выделить три составляющих, улучшение каждой из которых могло бы улучшить существующее положение. Эти три составляющих задаются смертностью, рождаемостью и миграцией - тремя параметрами, связанными с изменением численности населения. [12]
К числу основных задач Концепции демографической политики РФ на период до 2025г. отнесены следующие: сокращение уровня смертности граждан; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ); существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения ЗОЖ; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.
Целями демографической политики РФ на период до 2025 гг. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142 – 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет. [1]
В рамках нацпроекта «Здоровье» акцент будет сделан на достижение так называемой предотвратимой смертности. Речь идет о более оперативной помощи при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), более эффективном лечении сосудистой патологии и снижении смертности от травматизма и профессиональных болезней, планируется повышать качество помощи беременным женщинам, включая тех, кто входит в группу риска. В России планируется начать строительство 20 перинатальных центров. Рассчитывается также, что к строительству этих центров подключатся сами регионы. [13]
Большее значение государство уделяет «ячейке общества», ведь семья – основа процветания государства. В соответствии с федеральным законодательством сегодня матери, родившие или усыновившие второго и последующих детей, имеют право на получение материнского (семейного) капитала в размере 267,5 тыс. руб. Значительно увеличен размер единовременного пособия при рождении или усыновлении ребенка и сегодня он составляет 9 200 руб. Был введен новый вид ежемесячного пособия по уходу за ребенком для неработающих граждан. А для работающих мам и уволенных в связи с ликвидацией предприятия размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка.
Предусмотрены меры социальной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Так, кроме ежемесячной компенсации неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, все семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, пользуются 50 % скидкой в оплате жилищно-коммунальных услуг.
С 2008 г. единовременное пособие в размере 16 100 руб. получают беременные жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву составляет 6900 руб.
Важное значение в поддержке российской семьи имеет и реализация национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Семейная политика в последние два года держалась по большому счету именно на этих четырех социальных проектах .[6, с. 5-6]
В 2008 г. впервые за все постсоветское время в России был поставлен рекорд рождаемости. Объявленный «Год семьи» прошел успешно. Но удерживать достигнутое в 2009-м нужно будет на фоне усиливающегося кризиса. Год семьи должен был объединить усилия общества и государства вокруг решения проблем «ячейки общества».
С января 2008 г. вступил в силу указ президента «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Самое значительное достижение прошедшего года – индексация детских пособий. Соответствующий закон был принят в июле 2008г. Согласно ему, повышен коэффициент индексации. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 года теперь составляет 6630,44 руб., что на 1,5 % выше, чем в 2007г. Летом2008г. увеличили и размер материнского капитала – с 267,5 до 271 тыс. руб. В апреле 2008г. был принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве». В 2008 г. начато масштабное строительство родильных домов и медицинских центров, занимающихся детским здоровьем. [2]
Власти не намерены сокращать социальные расходы даже в условиях кризиса. Погасить долг по ипотеке материнским капиталом можно будет уже в 2009 г. Правительство страны предлагает разморозить эти деньги и разрешить воспользоваться ими тем, кто попал в трудную ситуацию в связи с кризисом. Начиная с 2007 г. при рождении второго и последующих детей родители получали 250 тыс. руб. Правда, деньги на руку никому не выдают, так как предназначены они не для пеленок и распашонок. В законе четко прописано, как можно распорядиться этими средствами: деньги можно направить на покупку жилья, вложить в образование ребенка либо перевести на накопительную часть пенсии матери. Причем начать расходовать капитал можно было только спустя три года после его получения. Именно на такой срок заморозили средства. Правительство страны добавило еще одну расходную статью для материнского капитала – погашение ипотеки. А кроме того, отменило трехлетний мораторий использование материнского капитала. Родители, которые попали под увольнение или столкнулись с сокращением зарплаты на работе (то есть оказались сложной финансовой ситуации) в связи с кризисом, могут воспользоваться капиталом для платежей по кредитным процентам. Всего же за три года действия материнского капитала сертификаты на него получили 810035 женщин. [8]
Впервые столь масштабно, на государственном уровне привлечено внимание к такому важному институту общества, как семья. Вызвано это многими причинами. Ни для кого не секрет, что семья, в широком смысле этого слова, подверглась сильной деформации, особенно в 90-е годы прошлого века В связи с распадом семей появилось много брошенных детей, а нежелание родителей иметь ребенка усугубило демографическую проблему страны. Словом, куда ни кинь, все упирается в семью. В связи с этой ситуацией были приняты меры для поддержания семьи: материнства, детства и отцовства. Но не только семья играет главную роль в демографическом кризисе – это здоровье граждан страны, продолжительность жизни, миграция и смертность. [4, с.13]
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Демографическая ситуация в Республике Башкортостан: состояние, тенденции, проблемы
Благодаря взвешенной социально-экономической политике, реализации системы мер, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также пожилых граждан в Республике Башкортостан (РБ) наблюдается более благоприятная демографическая ситуация, чем в среднем по России. Отмечается рост рождаемости, сохраняется самый низкий в Приволжском федеральном округе показатель естественной убыли населения. В 2007 г. численность населения республики увеличилась на 1,7 тыс. человек и составила 4 млн. 53 тыс. человек (см. рис. 1.).
Рис 1. Численность населения в РБ (по данным переписей населения)
Источник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РБ. Башкортостанстат. Уфа 2007г., http://www.bashstat.ru/
Так, за 2007 г. в республике родилось 51,5 тыс. детей, что на 6,4 тыс. детей больше (на 14,2%), чем в 2006 г. Число умерших сократилось на 175 человек, или на 0,3%.
Уровень возрастной смертности в трудоспособном возрасте по-прежнему остается высоким. В 2006 г. удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 30,1%, среди них 80% мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25-29 лет - в 4,1 раза, в возрасте 30-34 лет - в 4 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей (приложение 4). Таким образом, в 2006 г. из всего числа умерших мужчин 44,7% находилось в трудоспособном возрасте, женщин - 13,0%.
Распределение основных причин смертности всего населения в 2007 г. выглядело следующим образом: первое место занимают болезни систем кровообращения (58,2%), второе место - несчастные случаи, отравления и травмы (12,8%), третье место - новообразования (10,9%). Удельный вес смертности от несчастных случаев, отравлений и травм за последние годы имеет тенденцию к снижению (приложение 5).
Тенденции развития текущих процессов движения населения в республике схожи с общероссийскими: естественная убыль населения, спад миграционной активности. До 1999г. численность населения в республике возрастала за счет увеличения миграционного прироста. Этот прирост компенсировал естественную убыль населения, наметившуюся с 1993г. Но уже с 2000г. заметное увеличение естественной убыли (превышение смертности над рождаемостью) и уменьшение миграционного прироста привело к сокращению численности населения республики.
На 1 января 2007г. численность постоянного населения республики составила 4051,0 тыс. человек, сократившись по сравнению с началом 2006г. на 12,4 тыс. человек или на 0,3% (см. табл. 1). Численность городского населения уменьшилась на 7,7 тыс. человек, сельского – на 4,7 тыс. человек. Доля городского населения составила 59,6%, сельского – 40,4%. По численности населения республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе и седьмое место в РФ.
Высокая смертность населения удерживает показатель средней предстоящей продолжительности жизни населения на низком уровне. В 2006 г. данный показатель в республике составил 67,47 года, в том числе мужчин - 61,32 года, женщин - 73,96 года (приложение 6).В среднем за 2001-2007гг. превышение числа умерших над числом родившихся составляет 28%, по итогам 2007г. оно составило 22,8%.
Численность постоянного населения (на начало 2007 г.)
| Все население, | в том числе | Из общей численности населения, % | ||
городское | сельское | городское | сельское | ||
2001г. | 4115176 | 2636466 | 1478710 | 64,1 | 35,9 |
2002г. | 4108249 | 2631886 | 1476363 | 64,1 | 35,9 |
2003г. | 4102274 | 2628084 | 1474190 | 64,1 | 35,9 |
2004г. | 4092312 | 2626311 | 1466001 | 64,2 | 35,8 |
2005г. | 4078807 | 2434769 | 1644038 | 59,7 | 40,3 |
2006г. | 4063409 | 2422691 | 1640718 | 59,6 | 40,4 |
2007г. | 4050989 | 2415017 | 1635972 | 59,6 | 40,4 |