Бухгалтерский учёт выбытия материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть материально-производственные запасы как объект бухгалтерского учета и изучить особенности учета выбытия материалов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие материалов и их классификацию;

Содержание

Введение
3
1 Материально- производственные запасы как объект бухгалтерского учета
5
Понятие материалов и их классификация
5
1.2 Оценка материально-производственных запасов
9
1.3 Система нормативного регулирования учёта материально- производственных запасов
15
2. Бухгалтерский учёт выбытия материалов
19
2.1 Первичные учетные документы по учету выбытия материально- производственных запасов
19
2.2 Синтетический учёт и аналитический учет расхода материалов
25
Заключение
34
Список использованных источников
36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 76.69 Кб (Скачать)

С выходом ПБУ 5/01 завершен последовательный ряд изменений, касающихся отражения  в учете средств труда, включаемых в состав средств в обороте, или так называемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в новом положении такое понятие отсутствует. С введением в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. №26н (в ред. от 27.11.2006), приобретаемые активы, включаются в состав материально-производственных запасов и отражаются как инвентарь и хозяйственные принадлежности на счете 10 "Материалы" субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". При принятии к бухгалтерскому учету материальных активов, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, вне зависимости от их стоимости, организациям следует руководствоваться ПБУ 6/01.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н.

Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49 "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной  одежды" (Зарегистрировано в Минюсте  РФ 03.02.2003 N 4174). Учетная политика организации.

Эти и другие нормативные документы  внесли существенные изменения в  методологию бухгалтерского учета  материалов.

Общее требование состоит в необходимости  соблюдать налоговое законодательство, а также нормы, раскрывающие отраслевые особенности учета МПЗ.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский учет выбытия материалов

2.1 Первичные учетные документы  по учету выбытия материально-       производственных запасов

В соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) производственных запасов должны оформляться первичными учетными документами.

Формы первичных учетных документов утверждаются:

  1. Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации - унифицированные формы первичной учетной документации;
  2. соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;

организациями - формы первичных  документов для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  унифицированные и отраслевые формы.

Однако исходя из специфики своей деятельности организации могут помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов при условии соблюдения общих требований к первичным учетным документам.

Первичные документы по учету  материально-производственных запасов  могут быть многострочными (на несколько  номенклатурных номеров) или однострочными (на один номенклатурный номер).

Все учетные документы  должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи. При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строки или графы прочеркиваются.

Первичные учетные документы  должны быть заранее пронумерованы  либо номер ставится при оформлении и регистрации документа, при  этом необходимо обеспечить индивидуальность номеров в течение одного отчетного  года.

Документы по учету материально-производственных запасов могут быть составлены на бумажных и машинных носителях информации.

На материалы, поступающие  по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, и проверяются с точки зрения их соответствия условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и др. Проверенные расчетные документы организация акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего расчетные документы передают в бухгалтерию организации для оплаты.

Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие  формы13:

Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении  материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму  М-2а применяют организации, у  которых получение материалов по доверенности носит массовый характер.

Трудовым кодексом Российской Федерации  предусмотрена возможность привлечения  к полной материальной ответственности  должностных лиц организации. Однако для того, чтобы это стало правомерным  и осуществимым необходимо, как минимум, пересмотреть условия коллективного  договора между администрацией и работниками организации (статья 243 ТК РФ); определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора.

Форма № М-7 «Акт о приемке материалов»  применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для  предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.

После приемки ценностей акты с  приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для  учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии  для направления претензионного письма поставщику. Графа "Номер  паспорта" заполняется только в  случаях обнаружения расхождений  при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы  и камни.

Возможно внутреннее перемещение  материалов и в отдельных случаях  передача или продажа излишних или  ненужных материалов. Приход таких  материалов на склад должен оформляться приходными накладными на внутреннее перемещение, содержащими те же обязательные реквизиты, что и приходный ордер, с указанием подразделения, склада, сдающего материалы.

Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада непосредственно  для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на один номенклатурный номер. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения  своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.

Для сокращения количества первичных  документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов в карточках учета  материалов (форма М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих  значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать  и в самой карточке. Представитель  структурного подразделения при  получении материалов расписывается  непосредственно в карточках  учета материалов, в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск материалов и  замена одних видов материалов другими  допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или  лиц, на это уполномоченных.

Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено  право его установления.

Отпуск материальных ценностей  производится с тех складов, которые  обозначены в лимитно-заборной карте. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита.

Бланк лимитно-заборной карты с частично заполненными реквизитами может быть оформлен с помощью средств вычислительной техники.

Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации  между структурными подразделениями  или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр  служит сдающему складу основанием для  списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.

Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных  материалов, если они ранее были получены по требованию, а также  сдача отходов и брака.

Накладную подписывают материально  ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для  учета движения материалов.

Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами ее территории, или  сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах  на основании договоров, нарядов  и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной  в установленном порядке.

Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска  материалов, второй - получателю материалов.

Форма № МХ-18 «Накладная на передачу готовой продукции в места  хранения» применяется для учета  передачи готовой продукции из производства в места хранения.

Составляется в двух экземплярах  материально ответственным лицом  структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр  служит сдающему структурному подразделению  основанием для списания продукции (ценностей), а второй - принимающему складу для оприходования продукции (ценностей).

Накладная подписывается материально  ответственным лицом сдатчика и  получателя и сдается в бухгалтерию  для учета движения продукции (ценностей).

Форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная» применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей  сторонней организации.

Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней  организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Форма № Т-1 «Товарно-транспортная накладная» применяется при перевозке  грузов автомобильным транспортом  в городском, пригородном и междугородном  сообщениях.

Выписывается грузоотправителем  в четырех экземплярах, хотя по согласованию сторон документ может составляться перевозчиком, и служит документом, подтверждающим факт передачи материалов продавцом перевозчику для передачи получателю.

Первый экземпляр остается у  грузоотправителя и подтверждает списание товарно-материальных ценностей, второй – сдается водителем грузополучателю  и служит для оприходования товарно-материальных ценностей, третий и четвертый остаются у владельца автотранспорта. Один из них остается у организации-перевозчика для расчета и подтверждения стоимости автотранспортных услуг, четвертый возвращается продавцу для подтверждения доставки товара грузополучателю, являясь экономическим основанием подтверждения расходов по доставке товара.

Кроме перечисленных  документов, для учета материальных ценностей  используются:

  • инвентаризационная опись материальных ценностей (форма ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

Информация о работе Бухгалтерский учёт выбытия материалов