Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:16, контрольная работа
цель данной работы: изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, а также принципов, на основе которым осуществляется ее формирование.
В первой главе данной работы рассматривается краткое содержание бухгалтерского учета, а также его нормативного регулирования в РФ, дается понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и двойной записи.
Во второй главе представлены классификации счетов бухгалтерского учета вместе с основами их построения.
При написании работы были использованы различные учебники и учебные пособия по теории бухгалтерского учета.
Введение…………………………………………………………………2
1. Содержание бухгалтерского учета………………………………….3
2. Понятие о счетах бухгалтерского учета……………………………10
3. Классификация счетов и принципы ее формирования……………16
Заключение……………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………..37
Обязательным
условием отражения хозяйственных
операций в системном бухгалтерском
учете является оформление их первичными
документами, обладающими определенными
характеристиками и отвечающими
соответствующим предъявляемым
к ним требованиям (они должны
быть достоверными, ясными, объективными
и др.). От качества первичных документов
в значительной мере зависит качество
всего бухгалтерского учета. Инвентаризация
– способ проверки соответствия фактического
наличия имущества в натуре данным
бухгалтерского учета. Инвентаризация
проводится с целью обеспечения
достоверности показателей
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация
проводится в установленные сроки,
при смене материально
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким
образом, баланс позволяет осуществлять
наблюдение за состоянием хозяйственных
средств и их использованием на предприятии.
Система счетов и двойная запись – прием,
который означает, что группировка имущества,
источников его образования, хозяйственных
операций в бухгалтерском учете осуществляется
также и с помощью счетов (синтетических
и аналитических) с применением метода
двойной записи.
Счет
– это экономическая
2. Понятие о счетах бухгалтерского учета
На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое количество хозяйственных операций, которые в конечном итоге отражаются в бухгалтерском балансе. Как уже отмечалось, баланс составляется на 1-е число месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия (организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.
В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной записи.
Счет
бухгалтерского учета – это способ
группировки, текущего контроля и отражения
хозяйственных операций, которые
происходят с имуществом, источниками
его формирования, хозяйственными процессами.
Счет – это также накопитель информации,
которая затем обобщается и используется
для составления различных
По внешнему
виду счет представляет собой таблицу,
состоящую из двух частей. В начале
таблицы дается название счета –
наименование объекта учета. Например,
счет «Материалы», счет «Уставный капитал»,
счет «Основное производство» и
т.д.
Схема
записей на активном счете 01 имеет
такой вид:
Дт 01 Кт
Н.с.
Обороты
по Дт Обороты по Кт
К.с
На счетах отражают хозяйственные операции, как в количественном, так и в стоимостном выражении.
Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Дт), а правая часть - кредитом (сокращенно Кт). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как С1, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) – С2.
Для отражения операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть первичные бумажные документы, машинные носители, дискеты и т.п., причем любой из них должен иметь юридическую силу.
В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные, исходя из этого имеются две схемы записей на счетах.
Активные
– это счета бухгалтерского учета,
на которых учитываются различные
виды имущества, их наличие, состав, движение.
Например, счет
«Основные средства», счет «Материалы»,
счет «Касса», счет «Валютный счет» и т.д.
На активных счетах остатки (сальдо) только
дебетовые.
Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. Например, счет «Уставный капитал», счет «Краткосрочные кредиты банков» и т.п. На пассивных счетах остатки только кредитовые.
Таким образом, по активному счету отражаются: по дебетовой стороне счета – остатки на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка; по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.
Если обозначим оборот по дебету счета – Об. Д, а оборот по кредиту счета – Об. К, то тогда для определения остатка по активному счету на конец проведения операции можно использовать такую формулу:
С2 = С1 + Об. Д – Об. К. (1)
При записях хозяйственных операций в активные счета могут быть только две ситуации.
Ситуация первая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле (1).
Ситуация вторая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету равна сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.
Схема записей на пассивном счете 60 имеет такой вид:
Дт 60 Кт
Обороты
по Дт Обороты по Кт
Таким
образом, по пассивному счету, на котором
учитываются источники
Используя ранее приведенные обозначения, для определения остатка по пассивному счету на конец отчетного периода составим такую формулу:
С2 = С1 + Об. К. – Об. Д. (2)
При записях хозяйственных операций в пассивных счета могут быть только две ситуации.
Ситуация первая сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, показываемой по дебету счета. В этом случае имеем остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле (2).
Ситуация вторая: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту равны сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.
Остатки по активным счетам, на которых отражается имущество организации, и по пассивным счетам, на которых показываются источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе и пассиве баланса.
Но бывают
также и активно-пассивные
(развернутое сальдо).
Развернутое
сальдо в активно-пассивных счетах
в обычном порядке определить
невозможно, для этого необходимы
данные аналитического учета.
Аналитический учет дает информацию о
состоянии расчетов с каждым дебитором
(например, с покупателем) и с каждым кредитором
(например, поставщиком материалов, отгруженных
в долг), т.е. выводится сальдо по каждому
покупателю и поставщику отдельно, а затем
подсчитывается общая сумма дебиторской
и кредиторской задолженности).
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета.
Исходя из содержания хозяйственных операций необходимо открывать соответствующие счета бухгалтерского учета, записывать в них начальные остатки, хозяйственные операции с использованием метода двойной записи, определять обороты по дебету и кредиту каждого счета и выводить остатки на конец хозяйственных операций.
Следует иметь в виду, что в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.
Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.
Метод
двойной записи имеет большое
контрольное значение, поскольку
одна и та же хозяйственная операция
в равной сумме отражается дважды
– по дебету одного и кредиту
другого счета. Поэтому в случае
расхождения сумм по данной операции
выявляется допущенная ошибка и устанавливается
ответственный за нее.
3. Классификация счетов и принципы ее формирования
Счета бухгалтерского учета составляют основу информационной системы экономического субъекта.
Большое количество счетов, используемых в текущем учете, требует их упорядочения и определенной систематизации. Достигается данная цель путем классификации счетов. Поскольку они являются носителем информации и одновременно способом ее получения, постольку классификация счетов должна осуществляться по различным признакам. Эти признаки должны улавливать экономическую сущность объектов бухгалтерского учета, ту среду, в которой функционируют те или иные объекты, а также особенности формирования информационной системы в направлении удовлетворения соответствующей информацией аппарата управления. Такие подходы к классификации счетов бухгалтерского учета вполне реализуемы, так как система счетов представляет собой достаточно жесткую конструкцию, нормативно регламентируемую и используемую в учете длительное время.
Переход
к рыночной экономике обусловил
появление новых объектов учета,
ранее чуждых затратным методам
хозяйствования. В связи с этим
возникает необходимость в
В
самом общем подходе
1) экономическому содержанию;
2) назначению и структуре.
1) Экономическая классификация