Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:13, реферат
Французская бухгалтерская система развивалась по мере формирования бухгалтерского законодательства. Родоначальником его можно назвать Кольбера — великого министра Людовика XIV, издавшего в 1673 г. Коммерческий кодекс. Этот кодекс включал раздел, в котором формулировались правила ведения бухгалтерских документов. Затем бухгалтерское дело получило импульс с принятием Кодекса Наполеона.
Французская
бухгалтерская система
На современном
этапе бухгалтерское
Основные цели НСБ — подготовка норм бухгалтерского дела, форм бухгалтерских документов; координация проведения исследований и обучения бухгалтерской профессии.
Бухгалтерское
дело регулируется Торговым кодексом,
Законом о производственно-
Бухгалтерский учет
во Франции жестко контролируется государством,
а правила составления
Характерной особенностью нормативного регулирования бухгалтерского учета во Франции является наличие утвержденного правительством национального плана счетов (Plan Comtable General — PCG). Это документ, содержащий унифицированный план счетов, стандартные формы бухгалтерской отчетности, инструкции и рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и примечаний к ним.
Основные задачи плана счетов сводятся к стандартизации:
• системы бухгалтерского учета на уровне отдельных организаций, общих учетных понятий и бухгалтерских записей, а также характера их влияния на активы и пассивы, финансовое положение и финансовый результат;
• способов
представления организациями
Разработка и распространение PCG является обязанностью Национального совета по бухгалтерскому учету. PCG состоит из трех титулов, каждый из которых разделен на главы.
Первый титул
"Общая систематизация, терминология,
свод счетов" включает три главы.
В них раскрываются общие принципы,
на которых основывается PCG, систематизация
стандартов бухгалтерского учета, требования
к организации ведения
Основой для
организации бухгалтерского учета
служат детализированные вспомогательные
регистры, регулярные процедуры, использующие
журналы и записи для составления
Главной книги, а также обновляемая
документация по бухгалтерским и
контрольным процедурам, проводимым
в организации. Бухгалтерские записи
и документы ведутся с
Структура национального плана счетов представлена в табл. 4.1.
Планы счетов
отдельных организаций
Таблица 4.1
Структура французского плана счетов
Как правило, организации должны использовать номер, заголовок и описание счета, указанные в PCG. Более детализированные счета и субсчета могут использоваться при условии, что они соответствуют классификации, установленной общим планом счетов.
Второй титул "Финансовый учет" состоит из четырех глав. В первой главе изложены правила оценки учетных объектов и определения результатов операционной деятельности. Хотя PCG признает несколько возможных способов оценки для целей финансового учета, базовым методом является метод исторической стоимости. Прибыль или убыток должны определяться при последовательном применении методов оценки активов обязательств. Известные или возможные убытки, возникшие в текущем или предшествующем финансовых периодах, должны быть отражены в учете, включая те из них, которые были выявлены после даты составления баланса, но до даты представления финансовой отчетности. Информация об убытках, которые не могут быть количественно оценены, а также вся информация о событиях, произошедших после отчетной даты, ставящая под сомнение возможность соблюдения принципа непрерывности деятельности в отношении организации, должна быть представлена в пояснениях к счетам.
Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила составления отчетности. Приведено подробное толкование назначения и способов использования различных счетов. Пояснения даются последовательно к классам счетов и по каждому из одноразрядных, двухразрядных и трехразрядных подклассов. Комментарии ограничиваются теми счетами, в отношении которых однозначно определено, что порядок их применения не может быть выбран организацией самостоятельно. Указаны обязательный состав годовой отчетности, правила составления и представления отдельных счетов. Прилагаются типовые форматы отчетов (по стандартной, сокращенной и расширенной формам), включая таблицы и схемы для составления примечаний к отчетности.
В третьей главе приведены правила учета специфических операций. Рассматриваются, в частности, вопросы включения активов и пассивов иностранного отделения или представительства в баланс головной компании, учета материалов, полученных в результате разборки машин и оборудования, прибылей и убытков, классифицируемых как необычные (экстраординарные) отражения в учете изменений в классификации оборотов по видам деятельности и др. Специфическими считаются операции, связанные с текущей деятельностью (например, налог на добавленную стоимость и налоги с оборота, арендные операции), а также исключительные операции (в частности, по получению процентных доходов от участия в группе компаний, по франчайзингу или концессии в отношении услуг и работ для населения и др.).
В четвертой главе рассмотрена методология консолидации. Изложены правила консолидации, в частности, определения гудвила при поглощении компании, оценки активов и пассивов, отражения отложенных налогов, пересчета статей в иностранную валюту и др. Рассмотрена взаимосвязь между этими правилами и общими учетными принципами, а также требования к представлению консолидированной отчетности.
В третий титул "Управленческий учет" входят пять глав. Глава А определяет понятия управленческого учета, цены, продукции, затрат и расходов, а также цели управленческого учета. В ней рассмотрено, каким образом происходит отбор затрат для анализа в зависимости от видов деятельности организации, показана связь между управленческим и финансовым учетом. В главе В изложены концептуальные основы и сфера применения экономического анализа, а также функциональная классификация центров затрат.
Глава С разъясняет использование девятого класса счетов, который зарезервирован для управленческого учета, применительно к потребностям организации.
Предметом рассмотрения главы Д стали подходы к выделению видов деятельности, определению себестоимости и центров прибыли, учету запасов. Показаны различия в учете затрат для целей финансового и управленческого учета. Рассмотрен порядок корректировки затрат в связи с отклонением фактических показателей от нормативных.
В главе Е продемонстрирована взаимосвязь между данными управленческого учета и подходами к контролю, а также пути использования учетной информации в процессе принятия решений. Изложены концептуальные подходы к выделению различных типов расходов, учету на основе стандартных затрат, составлению бюджета.
Таким образом, для Франции характерны высокий уровень стандартизации бухгалтерского учета и подробная методическая проработка нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Во Франции бухгалтерские счета согласно PCG должны в обязательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил с учетом принципа осмотрительности. Этот принцип предполагает предотвращение рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации. Принцип соответствия предполагает строгое соблюдение действующих правил и процедур, что в свою очередь требует понимания указанных правил и процедур ответственными за ведение учета лицами.
Бухгалтерский учет призван отражать и классифицировать информацию, необходимую для достижения его целей, в той степени, в какой информация может быть количественно оценена. В частности:
• информация об основных сделках должна быть незамедлительно отражена в учете, чтобы она могла быть своевременно использована;
• бухгалтерская информация должна позволять пользователям иметь достоверное, недвусмысленное, полное представление о сделках, событиях и обстоятельствах;
• последовательность бухгалтерской информации за ряд финансовых лет предполагает непрерывность в применении правил и процедур. Всякое отступление от принципа последовательности должно быть объявлено путем обращения к более качественной информации;
• в случае модификации учетных правил в периоде, когда отражается такое изменение, наряду с информацией, подготовленной на основе новых учетных правил, следует показать всякую уместную информацию о бухгалтерских эффектах, связанных с указанной модификацией.
Принципы построения французской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе Европейского Союза. К традиционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся принципы осмотрительности, соответствия и точного применения бухгалтерских правил. Требование "достоверного и добросовестного представления" было внедрено в бухгалтерскую систему в 1980-е гг. в связи с присоединением к 4-й и 7-й Директивам Европейского Союза. Включение элементов, характерных для англосаксонской бухгалтерии, во французскую учетную систему было обусловлено новым этапом развития национального рынка ценных бумаг, который повлек за собой необходимость гармонизации учета, повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности.
В бухгалтерском учете Франции к отчетности предъявляются обязательные требования, установленные законодательством. Она должна соответствовать Бухгалтерскому акту, Декрету 1983 г. и 4-й Директиве ЕС. Балансы отдельных организаций по сравнению с консолидированными более детализированы и составляются по установленному формату.
Классификация финансовых счетов сводится к выделению двух классов балансовых элементов: активов, показывающих величину инвестиций в организацию, и акционерного капитала и внешних пассивов, показывающих их финансирование. В свою очередь инвестиции подразделяются на оборотные и внеоборотные активы, а источники финансирования — на текущие и долгосрочные.
Исходя из данных индивидуальных счетов рассчитываются налоговые обязательства.
В 1986 г. в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Франции были внесены изменения с учетом 7-й Директивы ЕС, касающиеся оставления консолидированной отчетности (ранее отчетность составлялась только для отдельных организаций), что было связано с развитием национального рынка ценных бумаг и установлением специфических требований к отчетности для организаций, включаемых в листинг.
Внедрение в национальную систему предписаний этой директивы было весьма специфичным. Во-первых, хотя предписание показывать все вычеты, требуемые для целей налогообложения, осталось в силе для отчетности индивидуальных организаций, последние свободны в принятии решения относительно включения показателей индивидуальных счетов в консолидированную отчетность. Во-вторых, отчетность группы компаний не обязательно должна соответствовать французским учетным принципам. Она может быть составлена по учетным правилам, принятым на других финансовых рынках. Компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынках иностранных государств, имеют право составлять отчетность группы по правилам соответствующего рынка.
Практика
ведения бухгалтерского учета объединенными
компаниями является разнообразной
из-за отсутствия формализованных требований.
Компании, составляющие консолидированную
отчетность, в большинстве случаев
делают это на добровольной основе
и, следовательно, используют те учетные
правила, которые кажутся им более
удобными. Однако свобода выбора учетных
методик не означает, что во Франции
отсутствует регулирование