Бухгалтерский учет в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:40, лекция

Описание работы

Тема 1. Отраслевые особенности строительного производства и нормативное регулирование бухгалтерского учета
Тема 2. Бухгалтерский учет капитальных вложений при строительстве объектов
Тема 3. Особенности учета в подрядной строительной организации
Тема 4. Взаимные расчеты между участниками строительства

Работа содержит 1 файл

бухучет в строительстве1.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Действующим планом счетов не предусмотрен отдельный субсчет  к балансовому счету 08 «Вложения  во внеоборотные активы», предназначенный для учета затрат, не увеличивающих стоимости объектов строительства. Одновременно, согласно п.8 ПБУ 6/01, в первоначальную стоимость объекта основных средств должны включаться все затраты, непосредственно связанные с его сооружением. Поэтому можно считать, что п.3.1.7. Положения по учету долгосрочных инвестиций, определяющий порядок учета и перечень затрат, не увеличивающих стоимости основных средств, в основном утратил силу и затраты, поименованные в нем, должны быть отнесены в учете на другие статьи по принадлежности. В частности:

 
- расходы, связанные с освобождением площадей под строительство объекта на счет 08-3, как прочие затраты по капитальным вложениям; 
- затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности - на счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим отнесением в установленном порядке на счет 26 «Общехозяйственные расходы»; 
- геологоразведочные, изыскательские и другие аналогичные работы, в случае невозможности их включения в стоимость строящегося объекта — на счет 91-2 «Прочие расходы»; 
- средства, передаваемые на строительство других объектов, или переданные другим организациям по условиям инвестиционных договоров безвозмездно завершенные или незавершенные строительством объекты - на счет 86 «Целевое финансирование» или на счета собственных источников, предусмотренных на финансирование капитальных вложений; 
- затраты на консервацию строительства, расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством - на счет 91-2 «Прочие расходы».

Перечисленные затраты и  расходы могут быть отнесены на указанные  и другие счета по принадлежности как по мере возникновения, в тех  случаях, когда их назначение очевидно. В тех же случаях, когда невозможность  включения затрат в стоимость  объекта заведомо не очевидна, они могут первоначально отражаться на счете 08 в составе затрат на строительство и списываться по принадлежности по мере выявления невозможности их включения в стоимость строящегося объекта.

Действующий порядок  ведения бухгалтерского учета не предусматривает обособления собственных источников финансирования капитальных вложений в строительство объектов основных средств. Поэтому в системном порядке учитываются только привлеченные средства инвесторов на счете 86 «Целевое финансирование» в порядке, описанном выше, или заемные средства, учитывая обычно длительные сроки строительства и окупаемости построенных объектов, на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в общеустановленном порядке.

Тема 3. Особенности учета в подрядной строительной организации

Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у подрядчика согласно п.З ПБУ 2/94 являются затраты, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору. По заключении договора строительного подряда подрядчик принимает на себя обязательства в определенный срок выполнить конкретные строительно-монтажные работы или построить определенный объект, а заказчик создать необходимые для выполнения этих работ условия, принять и оплатить их. Факт сдачи-приемки подрядных работ означает, что заказчик получил от подрядчика готовый результат, который можно оценить и оплатить. Поэтому п. 1.6 «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» уточняет, что в рамках выполнения работ по договору, охватывающему несколько проектов, объектом учета затрат может рассматриваться выполнение работ по каждому проекту как по отдельному договору, в том случае, если затраты и финансовый результат по каждому из них могут быть установлены отдельно. Для подрядчика также важно, что приемка заказчиком работ означает и переход рисков не связанных с качеством подрядных работ по переданному объекту к заказчику.

Подрядчик ведет  учет незавершенного производства по каждому объекту с начала исполнения договора до его завершения и передачи заказчику всех предусмотренных договором работ на объекте строительства или объекта в целом.

Одной из особенностей учета в подрядном строительстве  является то, что незавершенное производство организаций генподрядчиков состоит  из затрат на производство, выполненных  собственными силами, и договорной стоимости принятых ими работ, выполненных субподрядчиками. Выполненные субподрядными организациями работы учитываются до сдачи их заказчику в составе незавершенного производства генподрядчика на счете 20 «Основное производство» отдельно от работ, выполненных им собственными силами, и не включаются в себестоимость строительных работ генподрядчика.

Фактическая себестоимость  подрядных работ, выполненных собственными силами, ведется подрядными организациями  в общеустановленном порядке на счете 20 «Основное производство» и определяется общей суммой затрат строительной организации на производство этих работ.

Учитывая длительность сроков строительства, стороны могут  предусмотреть в договоре строительного  подряда поэтапную сдачу выполненных работ. В этом случае выполненные, как собственными силами, так и субподрядными организациями, промежуточные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, и сданные в соответствии с условиями договора заказчику, отражаются подрядной организацией в договорных ценах на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Сданные этапы работ подлежат учету у подрядчика до сдачи объекта строительства или всего комплекса подлежащих выполнению по договору для данного заказчика работ в целом.

Таким образом, другая важная особенность учета в подрядных строительных организациях заключается в том, что незавершенное производство у них может отражаться как по фактической себестоимости, так и в договорных ценах. Причем, и тот и другой способ оценки незавершенного производства может применяться одновременно по разным объектам исходя из условий заключенных относительно данных объектов договоров и принятой учетной политики.

Учет затрат на производство строительных работ  может быть организован в зависимости  от видов объектов учета по позаказному методу или по методу накопления затрат за определенный период времени.

Основным методом  учета затрат является позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства или вид работ в соответствии с договором. При этом учет затрат ведется нарастающим итогом до окончания работ по заказу.

Метод накопления затрат за определенный период времени  по видам работ и местам возникновения  затрат предполагает совместное ведение  учета затрат по однородным специальным видам работ или однотипным объектам с незначительной продолжительностью строительства. При этом определение себестоимости сданных заказчику работ производится расчетным путем исходя из соотношения фактических затрат по производству работ и их договорной стоимости.

Как отмечалось выше, учет себестоимости выполненных  строительной организацией подрядных  работ осуществляется ею исходя из объемов работ выполненных собственными силами. В себестоимость строительных работ включаются затраты, непосредственно связанные с производством строительных работ, его организацией и обслуживанием. Затраты на производство строительных работ обычно группируются по следующим статьям расходов:

- материалы; 
- расходы на оплату труда рабочих; 
- расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов; 
- накладные расходы.

Содержание перечисленных  статей затрат приведено в Типовых  методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ. Потребность в ресурсах для  производства строительных работ определяется в проектно-сметной документации. Затраты на производство строительных работ принимаются к учету на основании надлежащим образом оформленных первичных документов: накладных на отпуск материалов в производство, табелей учета рабочего времени, нарядов на выполненные работы или иных принятых в организации документов, подтверждающих затраты труда и размер их оплаты, сменных рапортов об использовании строительных машин и механизмов.

При выполнении строительной организацией в соответствии с заключенным договором проектных и других работ или услуг, не относящихся к строительным, в составе себестоимости общего объема работ, выполненного собственными силами, для них предусматривается дополнительная статья «Прочие производственные расходы». 
Одной из отраслевых особенностей формирования себестоимости строительных работ является статья расходов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов. Указанные расходы включают в себя материальные и трудовые затраты по эксплуатации машин и механизмов, их обслуживанию, амортизационные отчисления, арендную плату за пользование машинами и механизмами и их ремонт. Учет затрат по содержанию и эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списывается на соответствующие счета их фактического использования.

Другой отраслевой особенностью формирования себестоимости  в подрядных строительных организациях является статья «Накладные расходы». К накладным расходам в строительстве относятся административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, расходы на организацию работ на строительных площадках, прочие накладные расходы. Подробный перечень и состав накладных расходов приведен в приложении 1 к «Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ». Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При наличии вспомогательных производств, накладные расходы по ним учитываются отдельно и ежемесячно списываются на себестоимость продукции этих производств. Накладные расходы основного производства в зависимости от принятой учетной политики ежемесячно распределяются по объектам учета пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием других методов. Кроме того, строительные организации при формировании учетной политики могут предусмотреть списание постоянных накладных расходов непосредственно на счета реализации.

При организации работ на строительных площадках подрядные организации возводят временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, в которых располагаются приобъектные конторы, кладовые, бытовки для обслуживания работников, настилы, лестницы, леса, подмости, сооружения и приспособления по технике безопасности. Типовыми методическими рекомендациями эти сооружения отнесены к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. В связи с изменениями, внесенными в порядок ведения бухгалтерского учета приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н, указанные сооружения, исходя из срока предполагаемой эксплуатации, следует учитывать в составе основных средств или расходных материалов. Расходы, связанные с их содержанием, эксплуатацией (включая износ), ремонтами и разборкой, включаются в накладные расходы по статье «Расходы на организацию работ на строительных площадках».

Финансовый результат  деятельности подрядной строительной организации слагается в общеустановленном  порядке из финансового результата от сданных заказчику объектов, работ, услуг и прочих доходов и расходов.

Финансовый результат  от сдачи заказчику объекта или  выполненных строительно-монтажных  работ, предусмотренных договором  на строительство, определяется как  разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами, по установленным в договоре ценам без НДС и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на производство и сдачу этих работ.

Договором на строительство  стоимость объекта строительства  или отдельных видов подлежащих выполнению строительно-монтажных работ согласно п.6 ПБУ 2/94 может рассчитываться:

- как твердая цена - на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектно-сметной документацией, с учетом оговорок в договоре, касающихся порядка ее изменения, вследствие длительности сроков строительства. Обычно предусматривается метод пересчета цены по коэффициентам, устанавливаемым региональными организациями, курирующими строительство;

- как открытая цена - на условиях возмещения фактических затрат подрядчика в текущих ценах, согласованных и принятых заказчиком, плюс предусмотренная договором прибыль подрядчика в процентах к стоимости работ или в твердой сумме.

Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 предусматривается два метода определения финансового результата:

«доход по стоимости  работ по мере их готовности», «доход по стоимости объекта строительства». Метод «Доход по стоимости работ  по мере их готовности» предполагает выявление финансового результата от сдачи выполненных работ по отдельным конструктивным элементам и этапам. Как отмечалось выше, сданные работы в этом случае продолжают числиться на балансе подрядчика по договорной стоимости на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам, финансовый результат при этом определяется в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции

1. Сданы заказчику  выполненные этапы работ К46 –  Д90-1 
2. Начислен НДС на выполненные работы К90-3 – Д68(76)  
3. Списана себестоимость сданных работ К90-2 - Д20 
4. Выявлен финансовый результат от сдачи работ К90-9 - Д99 
5. Оплачены заказчиком сданные этапы работ К51 – Д62-э

Поступление от заказчика средств в оплату выполненных  этапов работ следует учитывать  на отдельном субсчете счета 62 как авансы в счет выполненных этапов работ, поскольку данные суммы не подлежат обложению НДС по расчетной ставке, так как оплаченная сумма уже облагалась налогом (п.2). По выполнении всех обязательств подрядчика по договору ранее сданные этапы списываются на счета расчетов с заказчиками по кредиту счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Полученные ранее авансы в счет выполненных этапов работ списываются в уменьшение задолженности заказчиков по дебету субсчета 62-э в кредит счета 62.

Информация о работе Бухгалтерский учет в строительстве