Бухгалтерский учет в страховых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования бухгалтерского учета в страховой организации, дать основные понятиям сферы страхования, и отразить отличительные черты учета в страховой деятельности.
Предметом исследования является организация бухгалтерского учета в страховых компаниях.
Для достижения цели данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
* изучить действующие в настоящее время нормативные акты в сфере страхования, дать основные понятия.
* рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета в страховании.
* отразить особенности ведения бухгалтерского учета в страховых организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 11
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 11
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
2.3.БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 21
2.4.ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ 30

Работа содержит 1 файл

курсовик1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

     Бухгалтерский учет в страховых организациях ведется на основе «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и   Инструкции по его применению» утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94н. и Приказом Министерства финансов  РФ от 04.09.2001 № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

     План  счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета  страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.2

     Операции  по личному страхованию учитываются  страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и  страхованию ответственности.

     Для руководства хозяйственным процессом  и осуществления контроля необходимо иметь показатели движения средств  страховой компании. Получение сведений о движении средств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.

 

2. Бухгалтерский учет в страховых организациях

2.1. Организация бухгалтерского учета в страховых организациях

     Бухгалтерский учет страховых операций имеет свои особенности, которые обусловлены  спецификой деятельности страховых  организаций. В страховой организации  основным в бухгалтерском учете является: учет операций по прямому страхованию (учет страховых взносов и страховых выплат), формирование и учет страховых резервов, учет доходов от страховой деятельности, учет расходов на ведение дела. Важными являются вопросы определения финансовых результатов деятельности страховых организаций и формирование бухгалтерской и финансовой отчетности страховой организации.

     В страховых компаниях ответственность  за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

     Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю страховой компании и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

     Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением  обязательств. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование и стаж по специальности не менее трех лет.

     В организациях, деятельность которых  подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую  должность рекомендуется производить при наличии квалификационного аттестата бухгалтера либо аттестата аудитора.

     Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом проверки состояния  бухгалтерского учета и отчетности в компании. Главный бухгалтер  подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и т.д. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.

     Главная задача бухгалтерии – способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.3

     Основные  функции, выполняемые бухгалтерией: учет материально-технических ценностей; учет расчетов по оплате труда; учет страховых операций (по прямому страхованию и перестрахованию); учет расходов по основному виду деятельности, прочих доходов и расходов; учет финансовых результатов; учет денежных операций; составление бухгалтерской отчетности.

     Система бухгалтерского учета базируется на следующих общепринятых в мировой  практике принципах: сплошное документирование; инвентаризация; обобщение информации на счетах; двойная запись; составление  баланса и отчетности.

     Страховая компания, осуществляя организацию  бухгалтерского учета, самостоятельно может установить: учетную политику; организационную форму бухгалтерской  работы; форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной  информации; систему внутреннего (управленческого) учета, отчетности, контроля.

2.2. Особенности плана  счетов страховых  организаций

     В настоящее время страховыми организациями  применяется «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению», утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н с учетом дополнений и особенностей применения. Кроме того, согласно Приказу Министерства финансов от 04.09.2001 N 69н страховые организации применяют специальные счета, отражающие особенности их деятельности.

     Помимо  счетов, входящих в стандартный План счетов, вводится еще четыре счета, применяемые страховыми организациями:

  • счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования»;
  • счет 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию»;
  • счет 92 «Страховые премии (взносы)»;
  • счет 95 «Страховые резервы».

     Счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования» предназначен для обобщения страховой организацией информации о страховых выплатах за отчетный период в связи с наступлением страхового случая по договорам страхования, сострахования и перестрахования, долях перестраховщиков в страховых выплатах по договорам, переданным страховой организацией в перестрахование, возвращенных страховых премиях (взносах) и выплаченных выкупных суммах, а также оплаченных медицинских услугах, оказанных застрахованным в соответствии с условиями, предусмотренными договорами на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

     К счету 22 могут быть открыты следующие  субсчета:

  • 22-1 «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)»;
  • 22-2 «Страховые выплаты по договорам сострахования»;
  • 22-3 «Страховые выплаты по договорам, принятым в перестрахование»;
  • 22-4 «Доля перестраховщиков в страховых выплатах»;
  • 22-5 «Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы» и др.

Аналитический учет по счету 22 ведется по видам  страхования, по страхователям, перестрахователям, перестраховщикам и другим направлениям, необходимым для управления страховой организацией и составления отчетности.

Счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования» корреспондирует со счетами:

  • по дебету: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию»,  99 «Прибыли и убытки».
  • по кредиту:  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию», 99 «Прибыли и убытки».

     Счет 26 «Общехозяйственные расходы» применяется  для обобщения информации о расходах страховой организации, связанных с заключением договоров  и прочих расходах, связанных с осуществлением операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию, а также по управлению страховой организацией.

     По  окончании отчетного периода  дебетовое сальдо счета 26 списывается  в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

     Аналитический учет по счету 26 ведется в разрезе  расходов, связанных с заключением договоров страхования, сострахования и перестрахования, с осуществлением страховых выплат и по другим направлениям, необходимым для управления страховой организацией и составления отчетности.

     Счет 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию  и перестрахованию» предназначен для обобщения информации о расчетах страховой организации со страхователями, перестраховщиками, перестрахователями, состраховщиками, страховыми агентами, страховыми брокерами по заключенным договорам страхования, сострахования и перестрахования, а также с территориальными фондами обязательного медицинского страхования по страховым платежам по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с договорами о финансировании.

     К счету 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию  и перестрахованию» могут быть открыты субсчета:

  • 77-1 «Расчеты по страховым премиям (взносам) со страхователями»;
  • 77-2 «Расчеты со страховщиками, участниками сострахования»;
  • 77-3 «Расчеты по договорам, принятым в перестрахование»;
  • 77-4 «Расчеты по договорам, переданным в перестрахование»;
  • 77-5 «Расчеты по страховым премиям со страховыми агентами;
  • 77-6 «Расчеты по депо премий»;
  • 77-7 «Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами по вознаграждению» и др.

     Аналитический учет по счету 77 ведется по видам  страхования, по страхователям, перестрахователям, перестраховщикам, страховым агентам, страховым брокерам, территориальным фондам обязательного медицинского страхования и другим направлениям, необходимым для управления страховой организацией и составления отчетности.

     Счет 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию  и перестрахованию» корреспондирует со счетами:

  • по дебету: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию», 91 «Прочие доходы и расходы», 92 «Страховые премии (взносы)»
  • по кредиту: 26 «Общехозяйственные расходы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию», 91 «Прочие доходы и расходы», 92 «Страховые премии (взносы)»

     Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (по инвестициям, операционных и внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов. По кредиту этого счета в течение отчетного периода также находят отражение:

1) в  корреспонденции со счетом учета  расчетов по перестрахованию:

  • проценты, полученные (подлежащие получению) перестраховщиком по депонированным (недоперечисленным) перестрахователем премиям;
  • вознаграждения и тантьемы, полученные (подлежащие получению) от перестраховщика;

2) в  корреспонденции со счетами учета  расчетов или денежных средств:

  • поступления, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;
  • поступления, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования;
  • поступления, связанные с выдачей дубликатов страховых полисов по
  • обязательному медицинскому страхованию;
  • поступления, связанные с возмещением расходов на оказание застрахованному медицинской помощи от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина.

Информация о работе Бухгалтерский учет в страховых организациях