Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 12:38, курсовая работа
Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии в любой точке земного шара. Эти категории в своих первоистоках имели началом хозяйственную деятельность, проходившую в лавках купцов и в конторах менял. По мере экономического развития они трансформировались, принимая различные формы, связанные с особенностями деятельности деловых людей, инженеров, администраторов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экскурс в мировую историю бухгалтерского учета…………………………...4
1.1. Древний мир…………………………………………………………………4
1.2. Средневековье……………………………………………………………….5
1.3. Ренессанс и развитие двойной бухгалтерии………………………………6
1.4. Возникновение науки. Вторая половина 19 века…………………………8
2. Бухгалтерский учет в Дореволюционной России……………………………...8
2.1. Начало оперативного учета………………………………………………...9
2.2. Тройная «русская» бухгалтерия…………………………………………..10
2.3. Усовершенствование двойной бухгалтерии……………………………..12
2.4. Итоги развития бухгалтерского учета в Дореволюционной России…..17
3. Бухгалтерский учет в СССР…………………………………………………….17
3.1. Первые два этапа…………………………………………………………..18
3.2. Нэп и реставрация традиционной системы
бухгалтерского учета…………………………………………………………...20
3.3. Деформация принципов бухгалтерского учета…………………………..23
3.4. Совершенствование производственного учета…………………………..25
3.5. Перестройка всех социально-экономических
отношений в стране…………………………………………………………….25
4. Бухгалтерский учет в современной России……………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………..30
составе коллегии Комиссариата государственного контроля”. В составе
комиссариата
была создана Центральная
ЦИК РСФСР 13 июля 1918 г. издал Основные положения учета имущества.
СНК РСФСР 27 июля 1918 г. было принято постановление о торговых
книгах,
ведение которых вменялось
Наметившаяся с осени 1918 г.
ликвидация товарного
идее введения безденежного учета. В теории учета появились новые проблемы, разделившие специалистов на три группы, которые можно условно назвать: романтики, натуралисты, реалисты.
Другую группу составляли натуралисты (П. Амосов, А. Савич, А.
Измайлов). Признавая денежный измеритель негодным, они не обольщались надеждами найти замену, а поэтому рассматривали бухгалтерию только как материальный натуральный учет. Самым интересным детищем Амосова и Савича было создание, как сказали бы теперь, централизованной бухгалтерии, учитывающей все движение материалов в пределах Петрограда - чрезучет (чрезвычайный учет). Все, что могли предложить романтики и натуралисты, это или использованию надуманных условных до абсурда величин (трэды, эрги), или к возвращению к самым первым временам истории счетоводства - к инвентарному натуральному учету, лишенному возможности дать хоть сколько-нибудь обобщающее измерение учитываемым ценностям.
Выпуск с конца 1922 г. банковских билетов позволил впоследствии
вернуться к твердому денежному измерителю. Это привело к прекращению споров и дало возможность бухгалтерам сосредоточиться на решении общих вопросов теории бухгалтерского учета.
3.2. Нэп и реставрация традиционной системы бухгалтерского учета
(1921—1929)
Новая экономическая
эффективных формах. Твердые деньги обеспечивали эту эффективность и
действенность классических традиционных учетных принципов. Выдающиеся ученые, сложившиеся еще до революции, наконец, смогли проявить себя с полной силой. Это Е. Е. Сивере, Р. Я. Вейцман, Н. А. Кипарисов, Н. А. Блатов, И. Р. Николаев и особенно А. П. Рудановский и А. М. Галаган.
Николай Александрович Блатов (1875—1942), ученик Сиверса, продолжатель его дела, сторонник обучения от счета к балансу. Из наследия Блатова следует выделить данную им по шести основаниям классификацию балансов:
1. По источникам составления — 1) инвентарный; 2) книжный; 3) генеральный.
2. По сроку составления — 1) вступительный;2) операционный ; 3)
ликвидационный.
3. По объему—1) простой; 2) сводный; 3) сложный, или сложенный.
4. По полноте оценки— 1) брутто; 2) нетто.
5. По содержанию—1) оборотный; 2) сальдовый.
6. По форме—1) двусторонний; 2) односторонний; 3) шахматный.
В дальнейшем А. Я. Локшин ввел еще одну классификацию:
7. По временной ориентации — 1) провизорный; 2) перспективный; 3)
директивный.
Первоклассным ученым был И. Р. Николаев, ученик П. Б. Струве,
помогавший учителю при написании раздела о бухгалтерском учете в книге
“Хозяйство и цена”. И. Р. Николаев (1877—1942) развивал взгляд, согласно
которому бухгалтерский учет, организуемый через баланс, не может быть
зеркальным отражением тех реальных процессов, которые с его помощью
изучаются. Учет должен представлять только ту информацию, которая может быть использована в управлении и получение которой может повлиять на процесс принятия управленческих решений. Развивая реалистическое начало бухгалтерского учета, Николаев приходил к мысли о том, что весь актив и все сальдо счетов, показываемые в нем, есть не что иное, как ранее совершенные расходы, которые для предприятия должны выступать (и в реальной жизни выступают) как расходы будущих периодов.
Исходя из финансовой
статей сводит, естественно, к себестоимости, т. е. в старом споре между
Лукой Пачоли (1494) и Анжело ди Пиетро (1585) он выбрал сторону автора
“Трактата о счетах и записях”.
Вершин учетной мысли достигли Рудановский и Галаган. Александр
Павлович Рудановский (1863—1934) — был большим ученым-бухгалтером. Революцию и социалистические преобразования Рудановский приветствовал, но методы хозяйственного руководства, сложившиеся в эпоху военного коммунизма, осуждал. Нэп, с его точки зрения, возродил подлинный учет, который должен быть свободен от старой вульгаризации. Забота о продуктивном учете привела Рудановского к созданию совершенно нового учения о предмете и методе счетоведения. Под предметом он понимал баланс, который существует объективно в самом хозяйстве. Метод А. П. Рудановский определял по-разному.
В более ранней работе выделяются: регистрация; систематизация; координация.
Оценка здесь рассматривалась не как метод, а как цель учета; в дальнейшем -
систематизация; координация; оценка. При этом метод он трактовал как
средство познания предмета.
. Регистрация - наиболее традиционный и самый распространенный метод
учета, соответствует
. Систематизация - правила построения счетов бухгалтерского учета,
рассматриваемые им только как балансовые счета. В этой модели
бухгалтерского баланса выделяются две аксиомы: Пачоли - о
равновеликости дебета и кредита и Пизани - о равновеликости сальдо
динамических и статических счетов. Учение Рудановского о
систематизации и балансе
на это, в целом его теория является большим достижением учетной мысли.
. Координация - размещение хозяйственных операций по счетам баланса -
осуществляется специальным
. Оценка - выявление финансового результата, который может возникнуть
только в процессе реализации поскольку все ценности показываются по
себестоимости. Существенным моментом теории Рудановского было
введенное им понятие
Сейчас целый ряд идей Рудановского стал достоянием всех наших
бухгалтеров: 1) предложил новое понятие – фонд, вместо старого - капитал;
2) дал обоснование счету Реализации; 3) указал на необходимость подчинять
бухгалтера в методологических вопросах только вышестоящему главному
бухгалтеру; 4) настоял на своде балансов только прямым путем; 5) ввел
принцип накопительных ведомостей.
Однако более влиятельным
ученик А. М. Галаган. В концептуальном отношении Александр Михайлович Галаган (1879 - 1938) не был человеком последовательным, и в его эволюцииможно выделить несколько этапов. В большую науку он вошел четырьмя курсами:
1916 г. - описание европейского, преимущественно итальянского, опыта ,1928
г. - осмысление этого опыта, наиболее оригинальная и целостная концепция,
1930г.
- попытка создания
диалектико-материалистической
бухгалтерского учета, желание осмыслить двойную запись в терминах
гегелевской диалектики и, наконец, 1939 г. - посмертное издание,
переполненное сносками и пояснениями С. К. Татура и А. Ш. Маргулиса,
“выпрямлявшими линию”.
Как бы там ни было, Рудановский и Галаган - выдающиеся бухгалтеры
советской школы, ее создатели, и, несмотря на то, что их имена сначала были
преданы травле, а потом забвению, оставленные ими идеи прочно остались в
практике и теории того, что получило название социалистического учета.
3.3.
Деформация принципов
бухгалтерского учета
(1929—1953)
Уже в начале 1929 г. стали появляться зловещие намеки на то, что люди,
возглавлявшие учет, проповедуют что-то не то.
Большая дискуссия. “
апологетики капиталистического хозяйства; б) под прикрытием марксистско-
ленинской терминологии искажают природу нашей социалистической экономики; в) будучи насквозь схоластичными, препятствуют разрешению конкретных задач, стоящих перед учетом; г) дезориентируют учащихся в основных вопросах социалистической экономики и политики Советской власти; д) служат благодатной почвой для правооппортунистических установок в практике учета и хозяйствования; е) делают учет недоступным широким массам трудящихся, колхозников и рабочих; ж) проводят идеи надклассовости и аполитичности в счетных науках”. В этом обвинении были перечислены и “вредители”, ими оказались все классики социалистического учета, но больше всех досталось Рудановскому и Галагану.
Но основным вредителем признавали А. М. Галагана. Над ним был
организован специальный показательный общественный суд. Это шельмование подытоживалось торжествующей записью: “Проф. Галаган ... под давлением общественности признал не только отдельные свои ошибки, но и то, что в основе этих ошибок лежит законченная буржуазная идеология”. В результате Галагану была запрещена педагогическая работа, и в, 1938 г., не дожив до шестидесяти лет, он умер; Рудановский умер внезапно в 1934 г.
В 1930 г. в Ленинграде вышла
книга под редакцией трех
Блатова, И. Н. Богословского и Н. С. Помазкова “Счетно-бухгалтерские курсы
на дому”. Вскоре появилась рецензия, разоблачающая буржуазную идеологию авторов. В том же номере журнала “Спутник счетовода” Помазкова обвиняют в том, что он “написал одну, пожалуй, вредную в счетной литературе книгу “Счетные теории” ... стремился поставить счетную мысль на ложный путь”.
Можно отметить три основных следствия этой большой дискуссии: 1)