Бухгалтерский учет продажи готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

В первой главе будет представлено, как осуществляется учет продажи и отгрузки продукции, виды расходов на продажу и их отражение в бухгалтерском учете, учет товаров (продукции, приобретенной для продажи), а также бухгалтерские записи при оптовой и розничной торговле.
Во второй главе будет описан процесс формирования финансовых результатов от продажи продукции и способы его отображения в бухгалтерском учете предприятия, а также дается информация об учете прочих расходов и доходов организации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики с учетом жесткой конкуренции необходимо грамотно и точно вести все действия по отгрузке и реализации готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….4
1 Бухгалтерский учет продажи готовой продукции………………………………………………...6
1.1 Бухгалтерский учет продажи и отгрузки готовой продукции и расходов на продажу…....6
1.2 Бухгалтерский учет продукции, приобретенной для продажи……………………….........13
1.3 Бухгалтерский учет продажи товаров оптом и в розницу…………………………….........14
2 Бухгалтерский учет результата от продажи готовой продукции……………………………….16
2.1 Формирование финансовых результатов. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)……………………………………………………………….....................16
2.2 Учет прочих доходов и расходов………………………………………………….................22
Заключение…………………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………….4

1 Бухгалтерский учет  продажи готовой продукции………………………………………………...6

1.1 Бухгалтерский учет продажи и отгрузки готовой продукции и расходов на продажу…....6

1.2 Бухгалтерский учет продукции, приобретенной для продажи……………………….........13

1.3 Бухгалтерский учет продажи товаров оптом и в розницу…………………………….........14

2 Бухгалтерский учет  результата от продажи готовой  продукции……………………………….16

2.1 Формирование финансовых результатов. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)……………………………………………………………….....................16

2.2 Учет прочих доходов и расходов………………………………………………….................22

Заключение…………………………………………………………………………………………...28

Список использованных источников…………………………………………………………….....30

 

Введение

 

Результатом основной деятельности любого промышленного предприятия  является прибыль от реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ. Процесс  реализации продукции – это совокупность хозяйственных операций, связанных  с продажей. Готовая продукция  – конечный продукт производственного  процесса предприятия, изделия, отвечающие требованиям стандартов и техническим  условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой  продукции.

От того как будет реализована  продукция (работы, услуги), зависит  размер прибыли, а как известно получение  прибыли является главным условием действия предприятия.

Цель  данной работы - рассмотреть порядок  учета продажи готовой продукции (работ, услуг), порядок формирования финансовых результатов от продажи, документальное отражение этих операций.

Задачи  исследования - раскрыть экономическую  сущность процесса продажи, рассмотреть  документальное оформление операций по реализации продукции (работ, услуг) и  расходов по реализации, изучить порядок  определения финансового результата от реализации.

В первой главе будет представлено, как осуществляется учет продажи и отгрузки продукции, виды расходов на продажу и их отражение в бухгалтерском учете, учет товаров (продукции, приобретенной для продажи), а также бухгалтерские записи при оптовой и розничной торговле.

Во второй главе будет описан процесс формирования финансовых результатов от продажи продукции и способы его отображения в бухгалтерском учете предприятия, а также дается информация об учете прочих расходов и доходов организации.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях рыночной экономики с учетом жесткой конкуренции необходимо грамотно и точно вести все действия по отгрузке и реализации готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

 

 

1 Бухгалтерский учет продажи готовой продукции

 

1.1 Бухгалтерский учет продажи и отгрузки готовой продукции и   расходов на продажу

 

Процесс реализации завершает кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия. Наряду с объемом реализации предприятие планирует сумму прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли. Следует отметить, что прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает предприятие. И только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Выражается прибыль количественно как разность между выручкой (за минусом налога на добавленную стоимость и других отчислений от выручки в бюджет) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Увеличение  прибыли является результатом увеличения производства и повышения качества продукции, снижения ее себестоимости, роста производительности труда, улучшения  использования производственных фондов. Поэтому, необходимо тщательно анализировать  показатели выполнения плана реализации продукции и получения прибыли.

Уровень организации производства, эффективность  использования ресурсов, экономические  отношения между сельскохозяйственным предприятием и государством, покупателями, поставщиками, отражает насколько эффективно работает предприятие. Выполнение и особенно перевыполнение плана по прибыли создает благоприятные условия для расширения производства, материального стимулирования работников, развития материально-технической базы, проведения социально-культурным мероприятий, а также увеличения отчислений в доход государства.

Поэтому, в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

    1. систематический контроль за выпуском готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;
    2. своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
    3. контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции;
    4. своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию, фактических затрат на ее производство и сбыт, расчет сумм прибыли.
    5. Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Пример: 

Организация произвела в  отчетном периоде 1000 единиц готовой  продукции. Нормативно-плановая себестоимость  одной единицы 70 р. Фактическая себестоимость  одной единицы составила позже 75 р. Договорная цена при продаже  продукции – 100 р. за единицу.

1) Оприходуем на склад готовой продукции по нормативно-плановой себестоимости:

Д43 К40 – 70000 (1000*70)

2) Отражена фактическая себестоимость готовой продукции:

Д40 К20 – 75000 (1000*75)

1) Списывается себестоимость готовой продукции:

Д90/2 К43 – 70000

3) Списываем сумму превышения фактической себестоимости готовой продукции над ее нормативно-плановой:

Д90/2 К40 – 5000 (75000-70000)

4) Отражаем выручку от продажи готовой продукции:

Д62 К90/1 – 500000

5) Начисляется НДС с выручки от продаж:

Д90/3 К68 - 90000

6) Выводим финансовый результат (прибыль):

Д90/9 К99 – 398000 (500000-70000-5000-90000)

Отгрузка готовой продукции  производится в порядке и соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах на поставку продукции обязательно указываются следующие реквизиты:

    • наименование договора;
    • реквизиты договаривающихся сторон;
    • характеристика предмета договора;
    • цены и условия платежа;
    • сроки исполнения обязательств;
    • возможность одностороннего отказа от договора;
    • условия упаковки, транспортировки и страхования продукции;
    • принципы перехода права собственности;
    • порядок возмещения убытков.

Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями  по следующим ценам:

1. по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

2. по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

3. по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).

Возможно, что сроки поставки в договоре не установлены и не вытекают из его сути и целей, тогда  покупатель вправе требовать поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении  продукции. При отгрузке продукции  иногороднему покупателю - день сдачи  документов транспортным органам. В  договоре должно быть прописано, за чей  счет происходит оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франкостанция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную  цену продукции. Франкостанция отправления  означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой  продукции в вагоны.

Независимо от выбранного метода перехода права собственности  для учета продукции используется счет 90 «Продажи». При помощи счета 90 «Продажи» выявляется деятельность организации в части произведенной  и проданной продукции.

Счет 90/1 «Продажи» субсчет  «Выручка» - предназначен для учета  выручки от продаж продукции, товаров, оказания услуг, выполнения работ.

Счет 90/2 «Продажи» субсчет  «Себестоимость продаж» - предназначен для учета себестоимости проданной  продукции, товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Счет 90/3 «Продажи» субсчет  «Налог на добавленную стоимость» - предназначен для учета НДС, включенного  в цену проданной продукции, товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Счет 90/4 «Продажи» субсчет  «Акцизы» - предназначен для учета  суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции, товаров.

Записи по субсчетам счета 90 «Продажи» производятся накопительно в течение года (то есть если в  первом квартале продали на 100, потратили 80, во втором квартале продали на 130, потратили 85, то мы должны показать за полгода – продали 230, потратили 165; счет 90 «Продажи» закроется 31 декабря).

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям  или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.

На основании накладных, товарно-транспортных железнодорожных  накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в  финансовом отделе или при его  отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные  требования для расчетов с покупателями через банк.

В платежном требовании указывают  наименование и место – нахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа  по договору, стоимость дополнительно  оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)».

Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы  в банк на инкассо (т.е. с поручением получить платеж от покупателя) не позднее  следующего дня после отгрузки или  сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты.

Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость  учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости  указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции  по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов.

Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости  отражают по учетным и отпускным  ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а ф. № 16а – при определении  выручки по оплате.

Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании  ЭВМ – в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.

Для вывоза готовой продукции  с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия  товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный  бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить  копии товарно-транспортных накладных  или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи.

Если готовая продукция  отпускается покупателю непосредственно  со склада поставщика или другого  места хранения готовой продукции, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза.

Согласно Плану счетов и инструкции по его применению счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для  обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:

  • На затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • По доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
  • На комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • По содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
  • На рекламу;
  • На представительские расходы;
  • На другие аналогичные расходы.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы  произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы  списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». В организациях, занимающихся промышленной и иной производственной деятельностью, при частичном списании подлежат распределению расходы  на упаковку и транспортировку (между  отдельными видами отгруженной продукции  ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или  другим соответствующим показателям). Все остальные расходы, связанные  с продажей продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость  проданной продукции (работ, услуг).

Информация о работе Бухгалтерский учет продажи готовой продукции