Бухгалтерский учет природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена анализу процесса учета природных ресурсов в России и состоит из нескольких глав. В 1, 2, 3 и 4 главах мною будут изложены основные теоретические аспекты учета природных ресурсов в мировой и российской практике. Пятая глава посвящена анализу отражения учета основных средств в бухгалтерских отчетностях и документах с использованием примеров из практики бухгалтерского учета. И, в конце работы мною будут подведены основные итоги и сделаны соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема учета ресурсов……………………………………..4
Глава 2. Особенности учета природных ресурсов в Российской
Федерации……………………………………………………………….6
Глава 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов»………………………………………………….12
Глава 4. Раскрытие информации об учете природных ресурсов в бухгалтерской отчетности…………………………………………….19
Глава 5. Счета, используемые для учета природных ресурсов……..21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 42.49 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Российский  Государственный университет нефти  и газа имени И.М. Губкина 
 

Кафедра финансового менеджмента 
 
 

Курсовая  работа по бухгалтерскому учету на тему:

«Бухгалтерский учет природных ресурсов» 

Выполнил:

студент группы ЭЭ-08-7

Карслян Оганес  

Проверила:

Ст. преп. Панюжева Т.А. 
 
 
 

Москва, 2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема учета ресурсов……………………………………..4

Глава 2. Особенности  учета природных ресурсов в Российской

Федерации……………………………………………………………….6

Глава 3. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов»………………………………………………….12

Глава 4. Раскрытие информации об учете природных ресурсов в бухгалтерской отчетности…………………………………………….19

Глава 5. Счета, используемые для учета природных ресурсов……..21

Заключение……………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Целью бухгалтерского учета, как известно, является формирование информации, необходимой  внутренним и внешним пользователям, о деятельности организации и  ее имущественном положении.

     Если  же попытаться выявить цель бухгалтерского учета природных ресурсов, то мы столкнемся с тем, что в данном случае целей гораздо больше, и  каждая из них представляет собой  обобщенную систему показателей  оценки и освоения природных ресурсов.

     Бухгалтерский учет в России жестко регламентирован. Система нормативного регулирования  состоит из документов четырех уровней, важное место среди которых отводится  российским стандартам - Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ). Однако, стоит отметить, что до 2011 года самостоятельного стандарта, посвященного учету природных ресурсов, в России не было. Косвенно о природных ресурсах указывалось в п. 5 ПБУ 6101 «Учет основных средств», где они входили в состав объектов основных средств. И лишь в 2011 году Минфин РФ разработал проект (который чуть позже был утвержден)  Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011). Однако, несмотря на это, при учете природных ресурсов возникает масса вопросов, не отраженных в ПБУ.

     Данная  курсовая работа посвящена анализу  процесса учета природных ресурсов в России и состоит из нескольких глав. В 1, 2, 3 и 4 главах мною будут изложены основные теоретические аспекты учета природных ресурсов в мировой и российской практике. Пятая глава посвящена анализу отражения учета основных средств в бухгалтерских отчетностях и документах с использованием примеров из практики бухгалтерского учета. И, в конце работы мною будут подведены основные итоги и сделаны соответствующие выводы.

     Глава 1. Проблема учета ресурсов

 

     Учет  ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов. При учете ресурсы можно инвентаризировать по какой-то классификации в пределах ее градации.

     Учет  необходим для оценки природных  богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, анализа динамики использования ресурсов, оценки их состояния, планирования и прогнозирования  использования и воспроизводства, технико-экономического обоснования  развития и размещения производства и т.д.

     Различают два вида учета: подробный (проводимый предприятиями-пользователями) и государственный (единовременный по всей стране). Государственный учет отличается периодичностью - как правило, его проводят через 3-5 лет для планирования и прогнозирования использования ресурсов в развитии хозяйства.

     Показателями  учета являются: количество, качество, масса, продуктивность ресурса, степень его изученности, направление применения ресурсов по их пользователям. Итогом учета ресурсов является составление балансов использования и воспроизводства, где отражается объем вовлечения ресурса в производство, объем его потребления, рассеивания и т.д. К примеру, баланс биоресурсов в обобщенном виде имеет вид:

     Vк =Vн +Z-О, где

     Vк - конечный запас биоресурса за отчетный год;

     Vн - начальный объем биоресурса за базовый год;

     Z - прирост биоресурса;

     О - естественное отмирание биоресурса

     В России формируется государственная  информационная система сбора, хранения, систематизации и обработки информации о состоянии, с одной стороны, окружающей среды, с другой - природно-ресурсного потенциала для создания банка данных о природной среде и ее ресурсах, экологических карт, фиксирующих состояние ресурсов; для деления кадастров природных ресурсов, прогнозирования их состояния; для обмена информацией и обеспечения ею всех органов управления, научных и общественных организаций с целью реализации приоритетного направления в пользовании ресурсами - ресурсосбережения и принципов рациональности в этой сфере деятельности. Суть их состоит в следующем:

     1) природные ресурсы подлежат охране  независимо от того, вовлечены  они в хозяйственный оборот  или нет,

     2) право пользования ресурсами  определяется законом о собственности,  о земле, лесах, недрах и  т.д.;

     3) выбор экономического использования должен быть увязан с научными основами природопользования;

     4) создание экономических стимулов  должно учитывать бережное отношение  к ресурсам; необходимо внедрение  экономического и правового механизма о взаимодействии властей и пользователей ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности учета природных ресурсов в Российской Федерации 

     Эффективное управление природопользованием в  условиях перехода к рыночным отношениям возможно только при исчерпывающей  и комплексной информации о природных  ресурсах России. Сейчас информация о  природных ресурсах сосредоточена  в ведомственных кадастрах. В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

  • кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
  • информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер;
  • не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;
  • показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т. п.);
  • в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;
  • в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
  • при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.

     Все это требует создания более совершенной  информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства  и использования природных ресурсов. По нашему мнению, информационного  обеспечения должна формироваться  и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных  ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования.

     Создание  такой системы должно происходить  на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных, взаимодействию и координации  всех ведомственных и региональных служб, причем на первом этапе без  разрушения сложившихся федеральных, территориальных и административных ведомственных структур в этой области.

     КТКПР формируется для  принятия решений  в эколого-ресурсной  сфере:

  • по развитию и размещению производительных сил;
  • проведению функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентаций использования ресурсов территории;
  • обеспечению экономической и экологической безопасности;
  • реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
  • налогообложению;
  • разграничению компетенций по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления;
  • комплексу вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

     Структура КТКПР состоит  из нескольких блоков:

  • блок адресно-правовой — содержит информацию о пространственном размещении ресурсов, их имущественном статусе и о субъектах владения, распоряжения и пользования природными ресурсами (объектами);
  • экологический блок — содержит данные о состоянии окружающей среды, экологические ограничения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды антропогенных воздействий, квоты на изъятие отдельных видов природных ресурсов, условия, при которых допускается использование (эксплуатация) природных ресурсов;
  • блок количественной и качественной оценок — объединяет базы данных о количестве и качестве природных ресурсов;
  • блок экономической оценки отдельных видов природных ресурсов;
  • сводный блок экономической оценки природно-ресурсного потенциала территории;
  • блок прогнозирования состояния и оценки природно- ресурсного потенциала территории.

     Учету и оценке в комплексных  кадастрах природных  ресурсов (объектов) подлежат:

  • ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;
  • ресурсы недр — полезные ископаемые минерального и органического происхождения;
  • поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;
  • ресурсы растительного и животного мира (в т. ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);
  • ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально- культурного назначения;
  • особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);
  • природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;
  • вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления;
  • климатические ресурсы территорий;
  • ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

     Учет  природных ресурсов ведется по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природных  ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы  укрупняются в соответствии с  задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной  окружающей среды.

     Информация  КТКПР должна быть представлена в  виде географических и иных карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору  данных, родам классификаций, требованиям  режимов использования и методикам  социально-экономической оценки.

     Перечень  обязательных кадастровых показателей  по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается  Министерством природных ресурсов РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области  природопользования и охраны окружающей среды.

     Система программного обеспечения кадастрового управления водопользованием реализуется  с использованием программных продуктов, позволяющих: дифференцировать и накапливать  любую ресурсную информацию;

Информация о работе Бухгалтерский учет природных ресурсов