Бухгалтерский учет. Ответы на вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 15:58, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине: "Бухгалтерский учет и аудит"

Работа содержит 1 файл

Ответы по бух учету_1-14.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

   1. Предмет и объекты  бухгалтерского учета

   Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная  деятельность предприятия или физического  лица. Эта деятельность осуществляется при помощи следующих хозяйственных  средств:

  • Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека.
  • Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки, права на компьютерные программы и другие права.
  • Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.
  • Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.
  • Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц.
  • Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах.
  • Все перечисленные выше средства приобретается предприятием за счет собственных или заемных источников.

      Собственные источники включают  в себя: уставной капитал, прибыль,  а также отчисления в специальные  и резервные фонды от прибыли  прошлых лет.  

      Объектами, обязательно отражаемыми  в системе бухгалтерского учета,  являются:

  • движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении;
  • права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы;
  • цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятия, их подразделений и филиалов;
  • денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты;
  • амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;
  • доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков;
  • обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;
  • образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.
 

    2. Принципы бухгалтерского учета

    Принцип — основа, исходное, базовое положение  бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

    Основными принципами бухгалтерского учета, можно  считать следующие.

  • Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учета представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе ее функционирования. Элементы учета, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учета как излишние. В бухгалтерском учете и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.
  • Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределенное использованием двойной записи на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета.
  • Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с ее будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.
  • Принцип объективности (регистрации) состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
  • Принцип осмотрительности (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов.
  • Принцип начислений (условные факты хозяйственной деятельности) — исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:
  •  принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;
  •  принцип соответствия — доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчетном периоде, учитываются отдельно.
  • Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчетности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет по истечении определенных периодов времени исчислить финансовые результаты.
  • Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учетной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба ее интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
  • Принцип денежного измерения, т.е. количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.
  • Принцип преемственности в бухгалтерском учете предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.
 

4. Метод бухгалтерского  учета и его  элементы

   Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых  познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований.

   Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:

  • документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
  • инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета -- средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
  • оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
  • калькуляция - Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
  • счета - Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
  • двойная запись - Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
  • баланс - Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
  • отчетность - Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:
  • достоверность
  • целостность;
  • сопоставимость;
  • последовательность;
  • отчетный период;
  • оформление.
 

    5. Сущность балансового  обобщения

   Балансовое  обобщение показателей широко применяется  в анализе, когда требуется определить соотношение между ресурсами и их использованием, хозяйственными средствами и источниками их образования. Путем применения балансового метода на промышленных предприятиях анализируются использование рабочего времени, оборудования, движение сырья, состояние основных и оборотных средств.

   Метод балансового обобщения является одним из основных методов ведения  бухгалтерского учета и составления  баланса доходов и расходов. Он широко применяется в планировании, статистике и др. Путем балансового  обобщения проверяется также  правильность расчетов, выполненных методом цепной подстановки, при наличии функциональной зависимости между показателями и факторами.

   6. Актив и пассив  баланса, их структура

   Активы  -  ресурсы, которые контролируются предприятием в результате прошлых  событий,  использование которых, как ожидается,  приведет к получению экономических выгод в будущем.

   То  есть, говоря простым языком, чтобы  считаться активом, ресурс должен контролироваться предприятием (например, принадлежать ему на правах собственности) и, теоретически, его использование в будущем должно приностить предприятию выгоду - какую-либо пользу.

   Поскольку в нашей системе бухгалтерского и финансового учета используется "двойная запись", то понятие "пассив" определим следующим образом:

   Пассив - источник происхождения активов, отражающий являются ли активы полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

   Структура баланса

   Баланс  состоит из отдельных строк - статей баланса.

   Статьей баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества или источники его формирования, обязательства предприятия. Статьи объединяются в группы, группы – в разделы.

   Но  для того, чтобы понять суть баланса, мы поступим "с точностью до наоборот" - начнем рассматривать баланс "сверху-вниз".

   Для начала представим структуру баланса  максимально просто:

   Простая структура баланса

   Актив = Пассив

   Актив баланса содержит остатки на активных счетах и показывает "куда они  направлены" (деньги в кассе, купленные товары, сырье, основные средства).

   Пассив  баланса содержит остатки на пассивных  счетах, на которых отображаются источники  средств. Остатки на пассивных счетах отвечают на вопрос "откуда взялись" средства (уставный фонд, банковский кредит, текущая задолженность поставщикам).

   Таким образом, в левой части баланса (актив) у нас перечислено то, чем  располагает предприятие, а справа (пассив) - "откуда все это взялось".

   Актив = Пассив

   Итоговую  сумму актива (пассива) баланса называют "валютой баланса" или "цифрой баланса".

   Как видно из таблицы, в левой части  баланса у нас находятся активы, в правой части баланса пассивы. Давайте разберемся, что означает термин активы и пассивы предприятия.

   В финансовом учете, как и в физике, существует "закон сохранения" - ничто ниоткуда не возникает и любой актив у предприятия появляется за счет чего-то, то есть синхронно с активами в балансе отображаются источники их происхождения. Поэтому активы и пассивы отображаются раздельно: экономические ресурсы - в активе, а источники - в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса: АКТИВЫ = ПАССИВЫ.

   В результате структура баланса можно  представить следующим образом:

   Структура баланса при использовании терминов "Собственный капитал" и "Обязательства"

             Актив  - Пассив

             Активы - Собственный капитал

                               Обязательства

   Таким образом структура баланса (структура  активов и пассивов предприятия) будет выглядеть как:

   Актив = Собственный Капитал + Обязательства

   Обязательства предприятия трактуются ПСБУ-2 следующим образом:

   Обязательства - задолженность предприятия, которая возникла в результате прошедших событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, которые воплощают в себе экономические выгоды.

Информация о работе Бухгалтерский учет. Ответы на вопросы