Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является достаточно актуальной , так как хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.

Содержание

Введение. 3
1.Организационно-экономическая характеристика
организации. 5
2.Состав , классификация и виды оценки основных средств. 7
3.Документальное оформление движения основных средств. Аналитический учет. 12
4.Синтетический учет поступления и выбытия основных средств. 14
5.Способы начисления и учет амортизации основных средств. 20
6.Задачи анализа наличия, состояния и эффективности использования основных средств. 23
7.Экономический анализ состояния и эффективности использования основных средств. Анализ наличия, состояние и движения основных средств. Анализ показателей эффективности использования основных средств. Основные факторы, влияющие на эффективность использования основных средств и расчет их влияния. 26
Заключение. 33
Список использованной литературы. 35

Работа содержит 1 файл

сам текст курсовой бух учет основ средств.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     В составе производственных основных средств выделяют их активную часть – машины, оборудование, транспортные средства.

     Непроизводственные  – это основные средства, предназначенные  для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива предприятия. К ним относятся: числящиеся на балансе  предприятия жилые здания, объекты бытового обслуживания (бани, парикмахерские, прачечные и др.), социального (поликлиника, дом отдыха, лагерь труда и отдыха, столовая и др.) и культурного (дом культуры, библиотека и др.) назначения.

     Производственные  и непроизводственные основные средства можно разделить на:                                                                            

     1) действующие (в эксплуатации);

     2) недействующие (на консервации);

     3) в запасе.

     По  характеру участия в основной деятельности и способу перенесения стоимости на издержки производства и обращения основные средства подразделяются на:

     1) активные (их участие может быть  измерено количеством часов работы, объемом работ);

     2) пассивные (здания, сооружения). Их  участие в основной деятельности  невозможно измерить в каких-либо показателях.

    В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная (балансовая) стоимость  включает в себя стоимость строительства (приобретения) основных средств, расходы по их доставке и установке на место использования. Она выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основных средств на предприятии. Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщикам. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием импортный тариф и таможенные сборы за оформление груза.

    В случаях, предусмотренных законодательством, в первоначальную стоимость включают уплачиваемый при приобретении основных средств налог на добавленную  стоимость. 

    Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств не подлежит изменению, за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке капитальных вложений, реконструкции и частичной ликвидации объектов. Расходы предприятия, связанные с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой) существующих объектов основных средств, должны быть добавлены к первоначальной стоимости, если в результате проведенных расходов произойдет увеличение срока полезной службы или производственной мощности объектов основных средств, значительное улучшение качества выпускаемой продукции или снижение ее производственной себестоимости. Такого рода расходы предварительно накапливаются на счете 08 "Капитальные вложения".

    Первоначальная  стоимость основных средств за минусом  износа образует их остаточную стоимость.

    Стоимость воспроизводства   основных средств  в современных условиях представляет собой восстановительную стоимость.

    Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  предприятием до 1 января 2011 г., является их восстановительная стоимость по результатам переоценки на 1 января 2011 г.

    Списание  затрат при внутреннем перемещении  основных средств. Если объект основных средств демонтирован, а затем  смонтирован на новом месте, то его  первоначальная стоимость остается неизменной. Затраты будут отнесены на уменьшение фонда накопления или за счет чистой прибыли предприятия. На издержки производства такие затраты не относят.

 

3.Документальное  оформление движения основных  средств. Аналитический учет. 

      Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение следующих задач:

  • формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
  • правильное оформление документов и своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
  • достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
  • определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);
  • обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
  • проведение анализа использования основных средств;
  • получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.3

      Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение основных средств. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

      В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные  формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», или документы, составленные на бумажных и (или) машинных носителях. При этом обязательным требованием к первичным учетным документам, разработанным и утвержденным организацией, является наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      В ОАО «Лев» учет объектов основных средств ведется в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

      Акты  о приеме-передаче объекта основных средств по формам №ОС-1, ОС-1а, ОС-1б применяются в ОАО «Лев» для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями.

        Данные приема и исключения  объекта из состава основных  средств вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (формы №ОС-6, № ОС-6а). Инвентарные карточки по принятому порядку ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект – по форме №ОС-6, на группу объектов – по форме №ОС-6а.

      Аналитический учет основных средств в организации ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают: номер объекта; год выпуска (постройки); дату и номер акта о приемке; местонахождение; первоначальную стоимость; норму амортизационных отчислений; сумму начисленной амортизации; внутреннее перемещение; причину выбытия. 

 

       4.Синтетический учет поступления и выбытия основных средств 

      Синтетический учет ОС ведется на счете 01 «Основные средства». Основные средства на нем показываются по первоначальной восстановительной стоимости.

    Предприятие может получать основные средства безвозмездно от юридических и физических лиц, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов или реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений на условиях текущей и долгосрочной аренды. На этапе образования предприятие может получить основные средства от участника (учредителя) в качестве его вклада в уставный капитал.4

    Основные  средства производственного назначения, полученные безвозмездно от юридических  и физических лиц, относят на увеличение добавочного капитала (дебет счета  01 "Основные средства", кредит счета 87 "Добавочный капитал", субсчет 3 "Безвозмездно полученные ценности").  Расходы по доставке таких объектов не увеличивают их первоначальную стоимость;  предприятие относит их на уменьшение фонда накопления (дебет субсчета 88-3.1) за счет своей чистой прибыли (дебет субсчета 81-2) или нераспределенной прибыли (дебет счета 88 кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76).

    Поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал. На этапе образования  предприятие может получить основные средства от учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал. Размер этого вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель (участник) может внести свой вклад основными средствами. При передаче основных средств приводят их перечень, указывают их первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет уставного капитала. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. Создаваемое предприятие приходует основные средства по их первоначальной стоимости, которая складывается из цены соглашения (дебет счета 01, кредит счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал") и суммы износа по полученным объектам (дебет счета 01, кредит счета 02 "Износ основных средств"). Как правило, учредитель принимает на себя все расходы по доставке на создаваемое предприятие объектов основных средств и установке их на месте использования либо потом предприятие-получатель возмещает эти расходы. Все должно быть надлежащим образом оформлено во избежание недоразумений в дальнейшем. Если расходы по доставке и установке основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, несет принимающая сторона, то данные расходы предварительно учитываются на счете 31 "Расходы будущих периодов" (дебет счета 31, кредит счетов 23, 50, 51, 70, 69, 67, 71, 60, 76) и в последующем списываются за счет чистой прибыли предприятия (дебет субсчета 81-2, кредит счета 31) либо фонда накопления (дебет субсчета 88-1, кредит счета 31).

    Приобретение  основных средств, не требующих монтажа. Основные средства, не требующие монтажа, приобретенные предприятием за   плату (дебет счета 08 "Капитальные  вложения", кредит счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками"), в том числе и бывшие в эксплуатации (частично изношенные), приходуют (дебет счета 01, кредит счета 08) по стоимости приобретения без учета налога на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемого при их приобретении (дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 5 "Налог на добавленную стоимость   при осуществлении капитальных вложений", кредит счета 60). Если приобретаются основные средства, бывшие в эксплуатации, то сумму износа этих объектов, указанную в документе на оплату, отражают записью: дебет счета 01, кредит счета 02.

    Расходы  предприятия по доставке и установке  основных средств,  как  новых, так   и  бывших   в   эксплуатации,  отражают   в   учете   капитальных  вложений (дебет счета 08, кредит счетов 23, 50, 51, 60, 70, 69, 67, 71, 76) и при сдаче объекта в эксплуатацию присоединяют к покупной стоимости (дебет счета 01, кредит счета 08). Сумму уплаченного НДС, принятую на учет по счету 19, в течение шести месяцев ежемесячно равными долями списывают (засчитывают) (дебет счета 68 , кредит счета 19) в уменьшение задолженности бюджету по НДС на реализованную продукцию (работы, услуги).5

    Когда основные средства покупают по импорту, а также малые предприятия, НДС, уплачиваемый при их приобретении (дебет счета 19, кредит счета 60 ), сразу в полном размере принимается к зачету  (дебет  счета 68, кредит счета 19) при их принятии на учет (дебет счета 01, кредит счета 08) ( п.50  Инструкции №  1 ГНС ).

    Основные  средства выбывают с предприятия  по различным причинам: в результате их безвозмездной передачи, финансовых вложений предприятия, продажи неиспользуемых, ликвидации ветхих и морально изношенных объектов, недостач и стихийных бедствий. Предприятии могут сдать основные средства другим предприятиям на условиях текущей или долгосрочной аренды.

    Безвозмездная передача основных средств оформляется  актом формы № ОС-1, составляемым в 2-х экземплярах, который и служит бухгалтерии основанием для их списания. Все операции по безвозмездной передаче объекта отражаются через счет 47. По дебету этого счета отражают первоначальную стоимость списываемого объекта (кредитуется счет 01) и все расходы, обусловленные выбытием (по демонтажу объекта, его транспортировке и др.) с кредита разных счетов в зависимости от характера расходов (23, 50, 60, 70, 67, 69, 71, 76). На кредите счета 47 фиксируется износ списываемого объекта (дебет субсчета 02-1). Потери от безвозмездной передачи, выявленные на счете 47, подлежат отнесению на один из следующих субсчетов: 88-1, 81-2, 87-2.

    Если  на предприятии создан фонд накопления, то потери относят на его уменьшение (дебет субсчета 88-1, кредит счета 47). Если учредительными документами не предусмотрено образование на предприятии фонда накопления, то потери подлежат списанию за счет чистой прибыли (дебет субсчета 81-2, кредит счета 47). При наличии балансового убытка в отчетном году эти потери списывают за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (дебет субсчета 87-2, кредит счета 47).

      Продажа основных средств. Все операции по реализации (продаже) основных средств фиксируют на счете 47:

    на  дебете счета – первоначальную стоимость  списываемого объекта (кредит счета 01), все расходы предприятия по его  демонтажу и другие, обусловленные  продажей (кредит счетов 23, 60, 70, 69, 67, 71, 76);

    на  кредите счета – сумму износа реализуемого объекта (дебет счета 02) и сумму предъявленного для оплаты счета (дебет субсчета 76-3).

    Необходимо  учитывать следующие особенности  расчета НДС  при реализации основных средств:

    если  реализуются основные средства, приобретенные после 2002 г., то НДС начисляется в виде разницы между суммой налога, полученной с покупателя и суммой налога, которая к моменту  продажи не была отнесена на расчеты с бюджетом;

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств