Бухгалтерский учет на предприятии малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:36, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет - это информационная система, формирующая полную и достоверную информацию о деятельности организации (предприятия), её имущественном положении и финансовом состоянии. Обязательность ведения бухгалтерского учета всеми организациями предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 25.67 Кб (Скачать)

     Бухгалтерский учет - это информационная система, формирующая полную и достоверную информацию о деятельности организации (предприятия), её имущественном положении и финансовом состоянии. Обязательность ведения бухгалтерского учета всеми организациями предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности организации позволяет её руководству оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей. Данные бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить финансовое положение организации, её платежеспособность и кредитоспособность, степень рентабельности инвестиций в данный бизнес. Поэтому от правильной постановки бухгалтерского учета зависит дальнейшая судьба организации. 
 При организации бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства (далее - СМП), являющиеся юридическими лицами, должны руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. 

     Индивидуальные  предприниматели ведут учет доходов  и расходов          в порядке, установленном налоговым законодательством.

     Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие эту систему, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, а учёт основных средств и нематериальных активов - в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете.

     К основным требованиям ведения бухгалтерского учета относятся:

     Имущество предприятия, его обязательства и осуществляемые в процессе деятельности хозяйственные операции - объекты бухгалтерского учета.

     Согласно  Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета на предприятии  и соблюдение законодательства несет  его руководитель. Он обязан создать  необходимые условия для правильной постановки учета. 
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности руководитель предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

  1. сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
  2. ввести в штат должность бухгалтера;
  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру-специалисту;
  4. вести бухгалтерский учет лично.

      Главный бухгалтер назначается и освобождается  от должности на основании приказа  руководителя предприятия и подчиняется  непосредственно ему. Главный бухгалтер  несет ответственность за формирование Учетной политики, методологию и  ведение бухгалтерского учета; своевременное  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности в контролирующие органы.

      Если  в штате предприятия не предусмотрена  должность кассира, то главный бухгалтер  имеет право выполнять эти  функции по совместительству. Для  этого должен быть оформлен специальный  приказ руководителя, копию которого следует передать в обслуживающий банк. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

      Налоговый учет осуществляется предприятиями  в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено  право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета.

      Учетная политика - совокупность способов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самим предприятием на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что иногда в нормативных документах отсутствуют конкретные рекомендации по учету фактов хозяйственной деятельности или допускается несколько вариантов их учета. Поэтому предприятие должно самостоятельно разрабатывать учетную политику, предусматривая оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета.

      Первый  основный нормативный документ, раскрывающий положения по учетной политики был принят 28 июля 1994г. Ныне действует ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998г. №60н. В соответствии с данным Приказом вновь созданное предприятие обязано сформировать свою учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней после государственной регистрации. При этом она так же применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

      В учетной политике должны быть раскрыты способы бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными  признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

      К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации  основных средств, нематериальных и  иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания  прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

      Учетная политика разрабатывается главным  бухгалтером, утверждается руководителем  организации и оформляется отдельным  приказом или распоряжением. При  этом утверждению подлежат:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  2. формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  4. методы оценки активов и обязательств;
  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  6. порядок контроля за хозяйственными операциями;
  7. другие вопросы, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика должна применяться последовательно  из года в год, пересмотр ее возможен при:

  1. изменениях законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  3. существенного изменения условий деятельности: реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

      Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом ее утверждения.

      Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. 

      Необходимое приложение к учетной политике - рабочий план счетов. При его построении необходимо руководствоваться Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. Особое внимание при разработке рабочего плана счетов главный бухгалтер должен уделять не только определению перечня счетов, которые будут использоваться на предприятии для отражения его хозяйственной деятельности, но и определению количества и перечня субсчетов первого, второго и т.д. порядка к каждому синтетическому счету, для определения направлений дальнейшей детализации аналитического учета. Предприятия не вправе самостоятельно менять счета, вводить новые счета (это можно делать только по согласованию с Минфином), но они вправе объединять субсчета, вводить новые субсчета, не ограничиваясь их количеством.

      Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность применяемых учетных  регистров, последовательность и способы  записи в них. В качестве учетных регистров используются: книги, карточки, свободные листы, а с компьютеризацией учета - диски, дискеты, магнитные ленты, флэш-накопители и т.п. Формы учета определяются не только видами применяемых учетных регистров, но и технологией обработки информации.

      Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем предприятия. Этот выбор зависит от количества операций и объема документооборота, опыта  и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия компьютеров и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии.

      Бухгалтерский учет может быть организован по обычной  форме учета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.

      На  предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, может применяться упрощенная форма, которая включает в себя:

  1. простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  2. форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

      Рассмотрим  каждую из этих форм подробнее.

      Предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям по организации бухучета, далее - Книга). Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

      Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками  и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме №В-8.

      Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее удобнее на месяц (при  необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором  учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней  странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя предприятия  и лица, ответственного за ведение  бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия. Книга открывается  записями сумм остатков на начало отчетного  периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

      В графе 3 Книги «Содержание операций»  записывается месяц и, в хронологической  последовательности отражаются все  хозяйственные операции этого месяца.

      При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов  имущества и источников их приобретения.

      Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) можно определить как  разницу между оборотом, показанным в Книге по графе «Реализация  – кредит», и оборотом, отраженным по графе «Реализация-дебет». При  этом выявленный результат следует  отразить в Книге отдельной строкой. По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета  средств и их источников, которые  должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги. После  подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Информация о работе Бухгалтерский учет на предприятии малого бизнеса