Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание

Теоретическая часть................................................................................................3
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Малые предприятия............................................................................................4
1.1. Критерии отнесения к малым предприятиям ………………………...........4
1.2. Преимущества малых предприятий. …………….........................................5
1.3. Недостатки малых предприятий.....................................................................7
2. Учетная политика на предприятии....................................................................8
2.1. Учетная политика на малом предприятии………………….........................8
2.2. Формы организации бухгалтерского учета……………………….............12
Заключение………………………………………………………………............16
Список литературы…………….………………...…….......................................17
Практическая часть...............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ бух учет.doc

— 891.50 Кб (Скачать)

      Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и  приемы являются обязательными для  ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для  проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

      Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

      Руководитель  обязан создать необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное  выполнение всеми структурными подразделениями  и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему.

      Руководитель  организации и другие лица, ответственные  за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения  бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством  РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

      Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

      К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

      Учетная политика формируется исходя из установленных  ПБУ № 1 (6) допущений и требований.

      Основы  формирования и раскрытия учетной  политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".

      Данное  Положение распространяется: в части  формирования учетной политики —  на все организации независимо от организационно-правовых форм; в части  раскрытия учетной политики —  на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

      Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером  организации и утверждается руководителем организации.

      При этом утверждаются:

      1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета.

      2. Формы первичных учетных документов.

      3. Порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации.

      4. Методы оценки активов и обязательств.

      5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

      6. Порядок контроля за хозяйственными  операциями.

      Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

      Вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной  регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

      Изменение учетной политики организации может  производиться в  случаях:

    1. Изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных актов по бухгалтерскому учету.

    2. Разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учета.

      Применение  нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

      Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном  для учетной политики.

      Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

      Последствия изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

      Отражение последствий изменения учетной  политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

      Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской  отчетности.  

2.2. Формы организации  бухгалтерского учета

      Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

      На  основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

      Выбор формы бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета, перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

      Бухгалтерские записи оформляются с составлением мемориальных ордеров, которые выписывают на каждую отдельную операцию либо на группу однородных операций, объединенных одной накопительной или группировочной  ведомостью. Группировочные  ведомости оформляют на короткий  период времени (1- несколько дней). Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц, по мере поступления первичных документов отражают эти операции. Ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи, приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает бухгалтер или его заместитель. К ордеру прилагают документы, на основании которых сделана  запись.

      Хронологическая запись осуществляется в специальном регистре – регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, приписывая им текущие номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним. А так же соответствие общей суммы записей месячным оборотам по  синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.

      После записи в регистрационном журнале  мемориальные ордера записывают в Главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. Здесь отражают номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям. В Главной книге записи группируют обороты по каждому синтетическому (главному) счету, как по дебету, так и по кредиту. Записывают отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце   месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.

      Аналитический учет ведут в книгах, карточках и  на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов, приложенных к мемориальным ордерам в конце отчетного месяца, на основании записей в аналитических учетных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости. Одну на группу аналитических счетов объединенных соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итоговых оборотов и сальдо аналитических счетов с объединением их с синтетическими счетами. Такая сверка обязательна поскольку позволяют выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления большинства ошибок составляют бухгалтерский баланс. [1]

      Количество  журналов - ордеров определяется рабочим  планом счетов организации.

      Месячные  итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.

      Счета в Главной книге открыты в  последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в  рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.

      Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.

      Для проверки правильности сделанных записей  в счетах синтетического учета следует  составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость  по счетам синтетического учета.

      И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [3].

      Организация самостоятельно выбирает организационное  построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие, в состав предприятия.

      В организациях малого бизнеса, не имеющих  в штате кассира, его обязанности  могут выполняться главным бухгалтером  или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

      Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

      Промежуточная бухгалтерская отчетность может  не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

      Изменения учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.  

 

      

Заключение

      Значение  малого бизнеса в рыночной  экономике, очень  велико.  Без малого  бизнеса рыночная экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем   экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор,  определяющий темпы  экономического роста,  структуру и качество валового национального продукта;  во всех развитых  странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов  ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно  поощряет  деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по  развитию  малого бизнеса тормозит его развитие.

Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях