Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание

Теоретическая часть................................................................................................3
Введение ………………………………………………………………….............3
1. Малые предприятия............................................................................................4
1.1. Критерии отнесения к малым предприятиям ………………………...........4
1.2. Преимущества малых предприятий. …………….........................................5
1.3. Недостатки малых предприятий.....................................................................7
2. Учетная политика на предприятии....................................................................8
2.1. Учетная политика на малом предприятии………………….........................8
2.2. Формы организации бухгалтерского учета……………………….............12
Заключение………………………………………………………………............16
Список литературы…………….………………...…….......................................17
Практическая часть...............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ бух учет.doc

— 891.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет им. академика М. Ф. Решетнева» 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

7 вариант

Бухгалтерский учет на малых предприятиях 
 
 

                                 Выполнила: студентка  группы ФК – 83

                                                                    Земкина С. Н.

                                                     Проверила:  Гриднева Н. П. 
 
 
 
 
 
 
 

Зеленогорск, 2010

 

Содержание 

      Теоретическая часть................................................................................................3

      Введение  ………………………………………………………………….............3

      1. Малые предприятия............................................................................................4

      1.1. Критерии отнесения к малым предприятиям ………………………...........4

      1.2. Преимущества малых предприятий.  …………….........................................5

      1.3. Недостатки малых предприятий.....................................................................7

      2. Учетная политика на предприятии....................................................................8

      2.1. Учетная политика на малом  предприятии………………….........................8

      2.2. Формы организации бухгалтерского  учета……………………….............12

      Заключение………………………………………………………………............16

      Список  литературы…………….………………...…….......................................17

      Практическая  часть...............................................................................................18

 

Введение 

      Поставленные  перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

      В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей  бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы  неуклонно растет.

      Принятые  в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса).

      Поэтому целью работы является рассмотрение основных форм бухгалтерского учета на малых предприятиях.

      Задачи  работы:

      1. Определить критерии отнесения  к малым предприятиям

      2. Проанализировать преимущества  и недостатки малых предприятий. 

 

1. Малые предприятия

1.1. Критерии отнесения  предприятия к  категории малых предприятий

      Юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе 1. В  соответствии с этим законом под  субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [2].

      Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

      Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

      Средняя численность работников малого предприятия  определяется по Закону с учетом всех его работников, в том числе  работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

      В случае превышения установленной численности  малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.[2]

      Федеральным законом определено, что порядок  налогообложения, отсрочки и рассрочки  уплаты налогов устанавливается  налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям [4].

      Указанный Закон несколько изменил порядок  начисления ускоренной амортизации  на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию  основных производственных фондов с  отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

      Наряду  с ускоренной амортизацией малые  предприятия вправе дополнительно  списывать в качестве амортизационных  отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

      В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или  частичной компенсацией кредитным  организациям соответствующей разницы  за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

      Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством 
Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

1.2. Преимущества малых  предприятий

      Переход к рыночной экономике потребует  изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее  демонополизации.   Именно  за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм,  создать среду для конкуренции,  и развития рыночных отношений. 

      Отличительная черта малого предпринимательства - форсированное развитие в период экономического спада. Это обусловлено  рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинство управленческих решений, от которых зависит текущее  состояние и перспективы бизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включает вопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры, ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемы ценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

      Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий  состоят  в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо. Создав предприятие  -  юридическое лицо,  гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены.  При  этом созданное предприятие  будет  пользоваться той поддержкой государства,   которая предусмотрена для малых  предприятий.

      К преимуществу  малых  предприятий  следует  отнести и разрешение производить ускоренную  амортизацию  активной  части  производственных фондов.

      Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их  материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций,  специализирующихся  на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям. 

1.3. Недостатки малых  предприятий

      Можно указать на три недостатка  правительственной  программы, сдерживающих развитие малого бизнеса.

      Первый  фундаментальный недостаток - это  сверхвысокие  налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность  и   бездифицитность  бюджета.  Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 10-12%  прибыли. В результате малые предприятия становятся  на  грань  банкротства  независимо от их народнохозяйственной значимости.

      Второй  фундаментальный  недостаток  реформы связан с логикой развертывания преобразований.  Основное противоречие сегодняшней политики  -  попытка обеспечить переход к рынку административно - командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.

      Третий  недостаток  реформы  -   практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для  малого  предпринимателя  на старте.   Существует   три  источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения,  кредиты, приватизационные чеки. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к  контактам  с  теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в

малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.[5]

 

2. Учетная политика  на предприятии

2.1 Учетная политика  малых предприятий

      Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

      Ее  требования сводятся к следующим принципам: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности малых предприятий; осмотрительность – не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

      Основываясь на указанных принципах, устанавливают  способы ведения бухгалтерского учета.

      Исходя  из различных способов ведения учета  при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях