Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет на малых предприятиях.docx

— 28.05 Кб (Скачать)

Бухгалтерский учет на малых предприятиях  

Небольшие предприятия  обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных  реагируют на любые изменения  экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный  закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее - Закон  № 209-ФЗ).  

Федеральный закон  от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее - Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.  

Закон № 209-ФЗ установил  новые критерии отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом  введены понятия среднего предпринимательства  и микропредприятия.  

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения  благоприятных условий для ведения  деятельности и заканчивая содействием  в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).  

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной  политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие  меры:  

1) специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;  

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;  

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства  статистической отчетности;  

4) льготный порядок  расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;  

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;  

6) меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);  

7) меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;  

8) меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;  

9) иные направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона  № 209-ФЗ меры.  

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных  выше льгот, нужно выполнить ряд  условий, предъявляемых Законом  № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет  ваша фирма эти условия или  нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей  компании.  

Критерии субъектов  малого и среднего предпринимательства  

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и  среднему бизнесу – это внесенные  в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  индивидуальные предприниматели и  крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).  

Для юридических  лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25 % (за исключением  активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;  

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих  субъектов. Для среднего предприятия  средняя численность работников за предшествующий календарный год  составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек  включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).  

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и  среднего бизнеса, устанавливаемые  Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).  

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена  по численности работников.  

Величина критериев  определяется ежегодно по данным предшествующего  календарного года. Исключением являются вновь созданные организации  или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут  быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства  в году начала деятельности на основании  показателей, рассчитанных со дня государственной  регистрации. Категория субъектов  малого и среднего бизнеса может  измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.  

С 1 января 2010 года вступит  в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости  активов будут устанавливаться  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.  

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в  том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных  микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия.  

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный  год исчисляется в порядке, установленном  статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее  – НК РФ).  

Балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете.  

Бухгалтерский учет на малом предприятии.  

Обязанность вести  бухгалтерский учет установлена  Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации.  

Приказом Минфина  России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые  рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Рекомендации). Этот документ был  разработан задолго до утверждения  нового Плана счетов, поэтому руководствоваться  им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.  

В соответствии с  Законом № 129-ФЗ ответственность  за организацию бухгалтерского учета  на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители малых  предприятий.  

Руководитель малого предприятия может в зависимости  от объема учетной работы:  

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;  

б) ввести в штат должность  бухгалтера;  

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или  бухгалтеру - специалисту;  

г) вести бухгалтерский  учет лично.  

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых  первичных учетных документов, порядок  проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой  малого предприятия.  

Малые предприятия  могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных  документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, ведомственные  формы, а также самостоятельно разработанные  формы, содержащие соответствующие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском  учете совершенных хозяйственных  операций.  

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени  которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном  и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных  лиц.  

Для обобщения, классификации  и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету  первичных учетных документах, и  отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.  

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется  вести бухгалтерский учет с применением  следующих систем регистров:

единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

журнально-ордерной формы счетоводства для небольших  предприятий и хозяйственных  организаций, утвержденной Письмом  Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

упрощенной формы  бухгалтерского учета согласно Типовым  рекомендациям.  

Малое предприятие  самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и  масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым  предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется  использовать регистры, предусмотренные  в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.  

При этом малое предприятие  может приспосабливать применяемые  регистры бухгалтерского учета к  специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной  записи;

взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

сплошного отражения  всех хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета на основании  первичных учетных документов;

накапливания и  систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых  для управления и контроля хозяйственной  деятельности малого предприятия, а  также для составления бухгалтерской  отчетности.  

Простая форма бухгалтерского учета  

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции  и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме  № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга).  

Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях