Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 19:55, реферат
Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).
Бухгалтерский учет
на малых предприятиях
Небольшие предприятия
обеспечивают рабочими местами значительную
часть населения нашей страны
и гораздо быстрее крупных
реагируют на любые изменения
экономической ситуации. С 1 января
2008 г. вступил в силу новый Федеральный
закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» (далее - Закон
№ 209-ФЗ).
Федеральный закон
от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее - Закон № 88-ФЗ)
с нового года утратил силу.
Закон № 209-ФЗ установил
новые критерии отнесения хозяйствующих
субъектов к субъектам малого
предпринимательства. Также этим Законом
введены понятия среднего предпринимательства
и микропредприятия.
Государственная политика
в области развития малого и среднего
бизнеса направлена на решение широкого
перечня задач начиная с
Статьей 7 Закона № 209-ФЗ
в целях реализации государственной
политики нормативно-правовыми актами
РФ предусматриваются следующие
меры:
1) специальные налоговые
режимы, упрощенные правила ведения
налогового учета, упрощенные
формы налоговых деклараций по
отдельным налогам и сборам
для малых предприятий;
2) упрощенная система
ведения бухгалтерской
3) упрощенный порядок
составления субъектами малого
и среднего
4) льготный порядок
расчетов за приватизированное
субъектами малого и среднего
предпринимательства
5) особенности участия
субъектов малого
6) меры по обеспечению
прав и законных интересов
субъектов малого и среднего
предпринимательства при
7) меры по обеспечению
финансовой поддержки
8) меры по развитию
инфраструктуры поддержки
9) иные направленные
на обеспечение реализации
Для того чтобы получить
поддержку в виде перечисленных
выше льгот, нужно выполнить ряд
условий, предъявляемых Законом
№ 209-ФЗ к субъектам малого и среднего
предпринимательства. На вопрос выполняет
ваша фирма эти условия или
нет лучше всего сможет ответить
бухгалтер, так как именно он обладает
наиболее полной статистической и финансовой
информацией о деятельности своей
компании.
Критерии субъектов
малого и среднего предпринимательства
Хозяйствующие субъекты,
которые относятся к малому и
среднему бизнесу – это внесенные
в Единый государственный реестр
юридических лиц
Для юридических
лиц, установлен отдельный критерий
отнесения к малому и среднему
бизнесу – суммарная доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований,
иностранных юридических лиц, иностранных
граждан, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов в уставном (складочном)
капитале (паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать 25 % (за исключением
активов акционерных
В зависимости от
численности работников выделяются
три категории хозяйствующих
субъектов. Для среднего предприятия
средняя численность работников
за предшествующий календарный год
составляет от 101 до 250 человек включительно,
для малого предприятия - от 16 до 100 человек,
для микропредприятия - до 15 человек
включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона
№ 209-ФЗ).
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен
также критерий предельного значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) без учета НДС или балансовой
стоимости активов для каждой
категории субъектов малого и
среднего бизнеса, устанавливаемые
Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи
4 Закона № 209-ФЗ).
Категория субъекта
хозяйственной деятельности определяется
по наибольшему показателю. Например,
если по средней численности работников
организация соответствует
Величина критериев
определяется ежегодно по данным предшествующего
календарного года. Исключением являются
вновь созданные организации
или вновь зарегистрированные индивидуальные
предприниматели, которые могут
быть отнесены к субъектам малого
или среднего предпринимательства
в году начала деятельности на основании
показателей, рассчитанных со дня государственной
регистрации. Категория субъектов
малого и среднего бизнеса может
измениться, если предельные значения
критериев будут выше или ниже
установленных в течение двух
календарных лет подряд.
С 1 января 2010 года вступит
в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ,
согласно которой предельные значения
выручки, а также балансовой стоимости
активов будут устанавливаться
один раз в пять лет с учетом
данных сплошных статистических наблюдений.
Средняя численность
работников микропредприятия, малого
предприятия или среднего предприятия
за календарный год должна определяться
с учетом всех его работников, в
том числе работников, работающих
по гражданско-правовым договорам или
по совместительству с учетом реально
отработанного времени, работников
представительств, филиалов и других
обособленных подразделений указанных
микропредприятия, малого предприятия
или среднего предприятия.
Выручка от реализации
товаров (работ, услуг) за календарный
год исчисляется в порядке, установленном
статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее
– НК РФ).
Балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов)
определяется в соответствии с законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском
учете.
Бухгалтерский учет
на малом предприятии.
Обязанность вести
бухгалтерский учет установлена
Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от
21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ)
только в отношении организаций
(п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного
Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, ведут учет доходов и расходов
в порядке, установленном налоговым
законодательством Российской Федерации.
Приказом Минфина
России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые
рекомендации по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства
(далее - Рекомендации). Этот документ был
разработан задолго до утверждения
нового Плана счетов, поэтому руководствоваться
им следует в части, не противоречащей
вышедшим позднее нормативным актам.
В соответствии с
Законом № 129-ФЗ ответственность
за организацию бухгалтерского учета
на малых предприятиях, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных
операций несут руководители малых
предприятий.
Руководитель малого
предприятия может в
а) создать бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным
б) ввести в штат должность
бухгалтера;
в) передать на договорных
началах ведение бухгалтерского
учета специализированной организации
(централизованной бухгалтерии) или
бухгалтеру - специалисту;
г) вести бухгалтерский
учет лично.
Рабочий План счетов
бухгалтерского учета, формы применяемых
первичных учетных документов, порядок
проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и обязательств
утверждаются учетной политикой
малого предприятия.
Малые предприятия
могут применять для
К обязательным реквизитам
первичных учетных документов относятся:
наименование документа, дата составления,
наименование организации, от имени
которой составлен документ, содержание
хозяйственной операции, измерители
хозяйственной операции в натуральном
и стоимостном выражении, наименование
должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность
ее оформления, личные подписи указанных
лиц.
Для обобщения, классификации
и накопления информации, содержащейся
в принятых к бухгалтерскому учету
первичных учетных документах, и
отражения ее на счетах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской
Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:
единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
упрощенной формы
бухгалтерского учета согласно Типовым
рекомендациям.
Малое предприятие
самостоятельно выбирает форму бухгалтерского
учета из утвержденных соответствующими
органами, исходя из потребностей и
масштаба своего производства и управления,
численности работников. Так, малым
предприятиям, занятым в материальной
сфере производства, рекомендуется
использовать регистры, предусмотренные
в журнально - ордерной форме счетоводства.
Малые предприятия, занятые торговлей
и иной посреднической деятельностью,
могут использовать регистры из упрощенной
формы бухгалтерского учета, при необходимости
применяя отдельные регистры для учета
определенных ценностей, преобладающих
в их деятельности (товарно - материальных
запасов, финансовых активов и т.п.), из
единой журнально - ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие
может приспосабливать
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
накапливания и
систематизации данных первичных документов
в разрезе показателей, необходимых
для управления и контроля хозяйственной
деятельности малого предприятия, а
также для составления
Простая форма бухгалтерского
учета
Малые предприятия,
совершающие незначительное количество
хозяйственных операций (как правило,
не более нескольких десятков в месяц),
не осуществляющие производства продукции
и работ, связанного с большими затратами
материальных ресурсов, могут вести
учет всех операций путем их регистрации
только в Книге (журнале) учета фактов
хозяйственной деятельности по форме
№ К-1 (форма Книги учета фактов
хозяйственной деятельности Приказом
Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее
- Книга).
Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях