Бухгалтерский учет, его сущность и значение. Учет основных средств и нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с федеральным законодательством РФ все юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность налоговым инспекциям, органам социального обеспечения, собственникам и другим заинтересованным органам.
Бухгалтерское дело является неотъемлемой частью успешного функционирования любой организации, для отслеживания результатов деятельности и принятия верных управленческих решений, информация, полученная по средствам бухгалтерского учёта - самый достоверный источник.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие бухгалтерского (хозяйственного) учета………................5
1.1. Хозяйственный учет и его историческая обусловленность……….5
1.2. Виды и цель хозяйственного учета на современном этапе……….7
1.3. Функции и задачи бухгалтерского учета…………………………..10
1.4. Измерители и их место в формировании учетной информации…11
II. Учет основных средств и нематериальных активов ………………13
2.1. Основные средства, их классификация и оценка…………………..13
2.2. Учет поступления и выбытия основных средств…………………..14
2.3. Учет износа (амортизации) основных средств…………………….18
2.4. Учет ремонта и модернизации основных средств…………………21
2.5. Учет арендованных основных средств……………………………..24
2.6. Учет нематериальных активов……………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Контрольная по бухучету.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

- при передаче в уставный фонд другой организации – по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальной стоимости объекта – Д-т 06, 58 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 06, 58;

- при безвозмездной передаче — по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальной стоимости объекта дарения – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; списание убытка от дарения – Д-т 81-2, 87, 88 и К-т 47;

- при реализации юридическим и физическим лицам – по акту купли-продажи или акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание износа – Д-т 02 и К-т 47; поступление выручки на расчетный счет – Д-т 51 и К-т 47;

- при недостачах и хищениях — по актам о недостачах и хищениях (акты о хищениях составляются с участием работника милиции). Составляются записи: списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; отнесение недостачи на счет 84 (остаточная стоимость) – Д-т 84 и К-т 47; отнесение на виновных лиц – Д-т 73, 76 и К-т 84; погашение недостач, хищений – Д-т 50, 51, 70 и К-т73, 76; списание на убытки при отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании – Д-т 80 и К-т 84, 73, 76. Недостача возмещается по рыночной стоимости.

 Все акты составляются комиссией  с участием администрации, инженера, главного бухгалтера и утверждаются  директором. В акте указывается  объект, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма  износа, причина списания, доходы (металлолом, кирпич, лесоматериалы и др.) и  расходы по ликвидации объекта.  На основе акта делается отметка  бухгалтером в инвентарной карточке (ведомости, книге) и составляются  записи по счетам.

 

2.3. Учет износа (амортизации) основных средств

Амортизация представляет собой процесс  систематического ежемесячного перенесения  стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных  источников организации. Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

 Начисление амортизации основных  средств начинается с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия объекта к учету, и  прекращается с первого числа  месяца, следующего за месяцем  полного погашения стоимости  этого объекта либо списания  этого объекта с учета. Начисление  амортизации основных средств производится независимо от результатов деятельности организации и отражается в учете того отчетного периода, к которому она относится.

 По самортизированным объектам  основных средств начисление  амортизации прекращается с первого  числа месяца, следующего за месяцем  полного включения стоимости  данных объектов в издержки  производства или обращения. Полностью  самортизированные основные средства  продолжают числиться в учете  по первоначальной (восстановительной)  стоимости.

 Суммы начисленной амортизации  по объектам основных средств  отражаются на отдельном балансовом  пассивном счете 02 «Амортизация  основных средств» путем накопления  соответствующих сумм. Счет имеет  субсчета:

02/1 “Амортизация собственных основных  средств”;

02/2 “Амортизация долгосрочно арендуемых  основных средств”.

 Сумма начисленной амортизации  по объектам основных средств,  используемым в предпринимательской  деятельности, отражается в бухгалтерском  учете - Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и К-т 02. Сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, не используемым в предпринимательской деятельности отражается – Д-т 29, 88 и К-т 02.

 Организации при принятии  объекта основных средств к  учету самостоятельно определяют  нормы амортизации в соответствии  с выбранным способом ее начисления  в рамках установленных диапазонов  сроков полезного использования. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно.

Норма амортизации - доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению  в издержки производства с установленной  периодичностью на протяжении срока  полезного использования или  отнесению за счет соответствующих  источников.

 В настоящее время начисление  амортизации по объектам основных  средств производится одним из следующих способов:

    • линейный способ начисления амортизации;
    • нелинейный способ начисления амортизации;
    • метод (способ) уменьшаемого остатка;
    • производительный способ начисления амортизации.

 Объектами начисления амортизации не являются: земля и отдельные объекты природопользования; библиотечные фонды, музейные и художественные ценности; многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; экспонаты животного мира в зоопарках; основные средства, находящиеся за границей, финансируемые из республиканского бюджета и др. Начисление амортизации не производится: по объектам, находящимся в реконструкции, модернизации, техническом перевооружении с полной или частичной их остановкой; по объектам, не введенным в эксплуатацию или находящимся в запасе.

 Одновременно с начислением  амортизации производится формирование  амортизационного фонда. Амортизационный  фонд учитывается на забалансовом счете 010 “Амортизационный фонд воспроизводства основных средств”. По дебету забалансового счета отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений (по всем объектам). По кредиту забалансового счета отражается использование средств амортизационного фонда, равное сумме фактических затрат на приобретение, строительство и модернизацию объектов основных средств, но не более величины амортизационного фонда.

2.4. Учет ремонта и модернизации основных средств

  По объему, периодичности и порядку финансирования различают текущий и капитальный ремонт.

 Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом ( силами самого предприятия) или подрядным способом( силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

 Если капитальный ремонт  выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости  дефектов в отделе главного  механика выписывают наряд-заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд-заказа передается цеху-производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий - остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряд- заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов , рабочие наряды на изготовление , монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

 Расходы по ремонту основных  средств относят на затраты  продукции того периода, в котором  они возникли. Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, предприятия могут быть отнесены прямо на счета издержек производства и обращения (счет20 “Основные производства” и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и др.). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

Организации могут создать ремонтный  фонд для накопления средств на осуществление  ремонтных работ, особенно на предприятиях с сезонным производством. Для учета  ремонтного фонда целесообразно  открывать субсчет “ Ремонтный  фонд” по пассивному счету 89 “ Резервы  предстоящих расходов и платежей”. Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.

Отчисления в ремонтный фонд оформляют следующей бухгалтерской  записью: дебет счета 25 “Общепроизводственные  расходы” (и других счетов производственных затрат), кредит счета 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей”.

При образовании ремонтного фонда  операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным  способом, предварительно отражают, как  правило, на активном синтетическом  счете 23 “Вспомогательные производства”. По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счет ремонтного фонда. Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье “ Незавершенное производство”.

Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте  объектов основных средств, осуществляют по дебету соответствующих материальных счетов (10 и 12) и кредиту счета 23 “Вспомогательные производства”.

Приемку отремонтированного объекта  из капитального ремонта оформляют  актом приемки-сдачи отремонтированных, реставрированных и модернизированных  объектов (ф. № OC - 3). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

Списание фактической себестоимости  ремонта, осуществленного хозяйственным  способом с использованием счета 23, оформляют следующей проводкой: дебет счета 89 “Резервы предстоящих  расходов и платежей”, кредит счета 23 “Вспомогательные производства”.

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, предприятие  заключает договор с подрядчиком. Приемку законченного капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи (ф. №OC - 3). Законченные капитальные  работы оплачиваются подрядчику из расчета  сметной стоимости фактического их объема. На стоимость законченных  капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых  оформляется следующей бухгалтерской  записью: дебет счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”, субсчет “Ремонтный фонд”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому  подрядным способом, могут быть списаны  с кредита счета 60 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Оплату счетов подрядчиков производят с расчетного или другого счета  и оформляют следующей бухгалтерской  записью: дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 “Расчетный счет” и других счетов.

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств  должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. Сальдо по субсчету “Ремонтный фонд” счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”  не должно быть.

В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные  затраты на ремонт, по окончании  года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда на величину недостатка составляют либо дополнительную проводку по начислениям  в ремонтный фонд, либо списывают  указанную величину на издержки производства или обращения.

 

Организации вначале могут учитывать  затраты по ремонту основных средств  по дебету счета 31 “Расходы будущих  периодов” (с кредита материальных, расчетных и других счетов или  счета 23), а с этого счета в  течение года, как правило, равномерно списывать на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета  расходов по ремонту основных средств  целесообразно использовать на тех  предприятиях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту  основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.

Ремонт и содержание основных средств  непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли организации (счет 81 “Использование прибыли”) или  фондов специального назначения (счет 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”). Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают  с кредита материальных денежных и расчетных счетов (10, 70, 69, 60, 76 и  др.) в дебет счетов 81 или 88.

Однако предприятие может проводить  не только ремонты, но и реконструкцию и модернизацию производства. Очень важно различать эти понятия. Неправильная классификация проводимых работ приводит к ошибкам в учете, т.к. понесенные финансовые расходы вызывают у предприятия желание возместить полную стоимость сразу же по окончании ремонтных работ.

 

2.5. Учет арендованных основных средств

 В условиях рыночной экономики  широко распространяется аренда  основных средств. В практике  применяются две формы аренды:

1) обыкновенная (имущественная) аренда  отдельных объектов основных  средств без права выкупа имущества  (помещения, оборудование);

2) финансовая, или долгосрочная  аренда организаций, цехов, оборудования, которая предполагает передачу  имущества арендатору в полное владение с последующим выкупом по остаточной (выкупной) стоимости основных средств или передача без выкупа и создание арендных предприятий на базе государственных. Выкупная стоимость определяется обеими сторонами и фиксируется в договоре аренды.

Информация о работе Бухгалтерский учет, его сущность и значение. Учет основных средств и нематериальных активов