Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа
Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
· платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
· рентабельности;
· степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета 4
1.1. Сущность и цель управленческого учета 4
1.2. Предмет и объект управленческого учета 6
1.3. Составные части управленческого учета 8
1.4. Системы управленческого учета 13
1.5. Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета 17
2. Общее понятие бухгалтерского финансового учета. 21
3. Бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет в рыночных условиях 26
3.1.Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
3.2. Подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса 33
Заключение 37
Список используемой литературы
Сравнительная характеристика управленческого и финансового учет а представлена в таблице 2.
Таблица 2. Основные различия финансово-бухгалтерского и управленческого учета
Основные параметры | Финансово-бухгалтерский учет | Управленческий учет |
Причины ведения учета | Ведение финансово-бухгалтерского учета требует законодательство | Зависит от желания топ-менеджеров |
Цели | Составление обязательных по законодательству финансовых документов для государственных органов, акционеров и т. д. | Планирование, управление и контроль |
Основные правила (нормативная база) | Нормы и правила бухгалтерского учета, устанавливаемые действующим законодательством и соответствующие принципам бухгалтерского учета | Внутренние правила учета, самостоятельно устанавливаемые организацией |
Методологическая основа структуризации информации | Правило «двойной» записи | Любая, самостоятельно устанавливаемая организацией |
Базовые документы (источники информации) | Обязательные финансово-бухгалтерские документы | Данные из финансово-бухгалтерской документации, а также любые другие по желанию топ-менеджмента |
Потребители | Внешние и внутренние пользователи | Исключительно внутренние пользователи |
Временной аспект | «Как это было» согласно правилам бухгалтерского учета | «Как это было, есть и будет» с точки зрения реалий бизнеса |
Периодичность | Регулярная основа (периодически) | Любая (как удобно организации) |
Единицы измерения | Денежные | Любые |
Степень точности | Только точные цифры прошедшего периода | Возможны приблизительные оценки и допущения по любым временным отрезкам |
Сроки составления | В течение нескольких недель после отчетного периода | В удобные для топ-менеджеров сроки либо по специальному решению |
Описываемый объект | Предприятие в целом | Предприятие и различные сегменты бизнеса и бизнес-процессов |
Использование данных менеджментом | Для принятия решений на основе информации о прошедшем периоде | Для принятия решений на основе информации, более четко отражающей бизнес предприятия |
Кто проверяет правильность ведения | Налоговая инспекция, полиция, кредиторы, акционеры | Руководитель и топ-менеджеры |
Ответственность за правильность ведения | За нарушение установленных нормативными документами правил ведения может быть предусмотрена уголовная, административная и финансовая ответственность | Степень ответственности определяется внутренними решениями организации в соответствии с ограничениями, налагаемыми трудовым законодательством |
3.2 Подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса
Критерии оценки эффективности бизнеса могут быть самыми разнообразными. Общим во всех отношениях подходах является то, что оценивать эффективность бизнеса следует с позиции увеличения прибыли от вложения капитала за конкретный период при известных рисках. Однако бухгалтерский финансовый и управленческий подходят к решению проблемы оценки эффективности бизнеса по-разному.
Объектом исследования бухгалтерского финансового учета является предприятие в целом как самостоятельное юридическое лицо. Для оценки эффективности функционирования предприятия по данным внешней финансовой отчетности рассчитываются не только показатели платежеспособности и ликвидности предприятия, но и показатели, используемые для анализа структуры капитала, а также коэффициенты оборачиваемости оборотных средств. В целях анализа доходности предприятия в системе финансового учета наряду с абсолютными показателями (балансовой, чистой, нераспределенной прибыли) используют ряд показателей рентабельности. При этом в финансовом анализе под рентабельностью обычно понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль, получаемую вкладчиками с каждого рубля средств (собственных или привлеченных), вложенных в предприятие.
В зависимости от направлений вложений средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета в финансовом анализе используются различные показатели рентабельности, которые рассчитываются на базе информации, содержащейся в бухгалтерском балансе и форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия, и малопригодны для решения задач, стоящих перед управленческим учетом:
1. они предназначены для оценки эффективности бизнеса в целом, независимо от вклада отдельных его сегментов в общий результат;
2. несмотря на провозглашенный в нашей стране переход на международные стандарты финансовой отчетности и предпринятые в этой связи шаги по реформированию методологии учета затрат, в отечественной практике по-прежнему сохраняется налоговый подход к формированию показателей себестоимости для целей ведения бухгалтерского финансового учета и составления внешней отчетности. Главным принципом ведения бухгалтерского учета стало наращивание себестоимости продукции по всем направлениям затрат. Сформировался такой стереотип экономического мышления, при котором высокая себестоимость продукции считается выгодной, так как позволяет платить меньше налогов;
3. одним из требований, предъявляемых к бухгалтерской информации, является ее своевременность. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 19 декабря 1997 г., по этому поводу сказано: «Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым предоставить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям».
Это замечание в полной мере относится к информации, формируемой в системе бухгалтерского финансового учета, принципам которого являются полнота отражения хозяйственных операций и их документальная обоснованность.
В системе бухгалтерского управленческого учета применяются иные подходы к оценке эффективности бизнеса. Объектом учета здесь являются отдельные сегменты организации – центры ответственности. Их вклад в формирование конечного финансового результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому структурному подразделению.
Качество работы центра ответственности в системе управленческого контроля оценивается двумя показателями: результативностью и эффективностью.
Результативность – это степень достижения центром ответственности поставленной цели. Как правило, она характеризуется качественными показателями: насколько хорошо выполняет свою работу центр ответственности, в какой мере ему удается добиться желаемых результатов, насколько эти результаты соответствуют целям всего предприятия.
Под эффективностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объема работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами.
Прежде всего, руководству организации предстоит выбрать критерии оценки деятельности центра ответственности. Их выбор является важным моментом, так как критерии оказывают влияние на действия менеджеров. Анализирую существующую практику, можно выделить две наиболее характерные ошибки в оценке деятельности центров ответственности:
использование единственного критерия, отражающего только одну из целей предприятия;
использование критериев, не соответствующих интересам предприятия в целом.
Первый путь, несомненно, наиболее прост в применении, однако чаще всего дает нежелательный конечный результат. Так, в годы советской власти, желая увеличить производство гвоздей, было принято решение оценивать деятельность директоров соответствующих заводов по весу изготовляемой продукции. Это привело к «затовариванию» большими тяжелыми гвоздями. Увидев, что выбранный критерий оценки не сработал, министерство решило изменить его на количество произведенных гвоздей. В результате заводы стали производить огромное количество маленьких гвоздей и ковровых гвоздиков.
Другой пример неудачно принятого управленческого решения – оценивать деятельность коммерческого отдела в соответствии с объемом продаж в денежном выражении. Прибыльность продаваемых изделий различна. Если, допустим, продукцию с более низким маржинальным доходом продать легче, чем продукцию с высокой маржой, то коммерческий отдел, вопреки интересам предприятия, будет активнее реализовывать продукцию с низким маржинальным доходом.
Критерии оценки деятельности должны пересматриваться с течение времени по мере изменения стратегии компании. Молодой организации в быстро развивающейся отрасли не нужно слишком заботиться о контроле за затратами, так как первоначальный успех обычно зависит от признания результатов деятельности предприятия потребителями его продукции (работ, услуг) и завоевания высокой доли рынка. По мере становления организации и отрасли в целом, развития конкуренции контроль за затратами приобретает все большее значение.
Заключение.
Резкое расширение задач бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса публичности, а также необходимость адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и управленческого учета.
Финансовый учет должен предусматривать в основном получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими документами.
Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции по всем выбранным позициям (зонам реализации, новым технологическим решениям и др.).
При разработке внутрипроизводственной системы учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный опыт организации оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности, а также опыт организации управленческого учета в зарубежных странах.
Очевидно, что для внутреннего (внутризаводского, внутрифабричного и т. п.) управления нужна новая система формирования информации для анализа, выбора и обоснования таких решений. Появилась необходимость в переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение внутренних потребностей фирмы.
Список используемой литературы.
1. Гражданский кодекс РФ. М: Гном-Пресс, 2002
2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»//Финансовая газета. 1996 № 49
3. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н // Финансовая газета. 2000 № 13
4. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М: Информационное агентство ИПБ - Инфа, 2001
5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 19 декабря 1997 г. // Финансовая газета ЭКСПО 1998 № 3
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И перераб. – М.: ИКФ Омега – Л, Высш. Школа, 2002
7. Управленческий учет: Учеб. Пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М: ИД ФБК.
8. Молчанов С.С. Бухгалтерский и управленческий учёт. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
9. Колин Д. Управленческий и производственный учет. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 736 с.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М., 2008. – 717 с.
11. Никитин В.М., Никитина Д.А. Теория бухгалтерского учёта. – М.: ДИС, 2008. – 576 с.
12. Андросов А.М., Викулова Е.В. Основы бухгалтерского учета. – М.:, Андросов, 2004. – 446 с.
Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет в рыночных условиях