Бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
· платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
· рентабельности;
· степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета 4
1.1. Сущность и цель управленческого учета 4
1.2. Предмет и объект управленческого учета 6
1.3. Составные части управленческого учета 8
1.4. Системы управленческого учета 13
1.5. Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета 17
2. Общее понятие бухгалтерского финансового учета. 21
3. Бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет в рыночных условиях 26
3.1.Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
3.2. Подходы финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса 33
Заключение 37
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

283586_745A9_kursovaya_po_upravlencheskomu_uchetu.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Информированность руководителей является главнейшим фактором повышения эффективности всей системы управления от низших уровней до высших.

В современных условиях возможности самостоятельности в части организации и ведения управленческого учёта, отсутствия регламентирующих постановку учёта для внутренних нужд управления документов, наличия организационной и вычислительной техники представляется возможным решить перечисленные выше задачи путем реорганизации производственного учёта в управленческий.

При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого учёта:

                    снабженческо-заготовительную деятельность;

                    производственную деятельность;

                    учёт затрат на производство и себестоимость продукции;

                    учёт финансово-сбытовой деятельности;

                    управленческий учёт организационной деятельности;

                    контроллинг.

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам - приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест, а также контролю за их исполнением.

Результативная информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.

Управленческий учёт производственной деятельности - центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек - материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.

Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники, организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой продукции может выбирать свою модель организации учёта производства с применением соответствующие методов. На этом участке учёта определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.

Учёт финансово-сбытовой деятельности — собирает, обрабатывает и формирует информацию об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, о составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее выгодны» для производства продукт, факторы, влияющие на размер маржинального дохода как всего объема производства, так и отдельных продуктов.

Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.

Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размере подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты — объем переработки сырья — прибыль».

Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Этот участок учёта представляет сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.

Контроллинг - представляет собой систему управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это - понятие очень широкое. В литературе разные авторы дают различное определение сущности контроллинга.

Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской деятельности предприятия, потому выполняет специфичные функции:

                    информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию;

                    управляющую — используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию н его структурным подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия;

                    контрольную — ориентируется на контроль экономичности работы предприятия и его подразделений.

Функции контроллинга позволяют сформулировать его отличия от управленческого учёта и ревизии.Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны» формирующийся в них перечень информации характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.

1.4. Системы управленческого учёта.

Производственные мощности предприятий и фактические объёмы производства определяют масштабы применения систем управленческого учёта. Система управленческого учёта характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием. Классификация систем управленческого учёта:

I. Широта охвата информацией:

                    полная система;

                    система с целевым набором проблем;

II. Степень взаимосвязи финансового и управленческого учёта:

                    интегрированная (монистическая);

                    автономная;

III. Оперативность затрат:

                    фактических (прошлых, исторических);

                    стандартных (нормированных);

IV. Полнота включения затрат в себестоимость:

                    полных;

                    частичных.

Признаками классификации являются широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учёта, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции.

По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учёта, и системы с целевым набором их составных частей.

Систематический учёт затрат — финансовый учёт затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учёта являются:

1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;

2) контроль в натуральных измерениях процессов снабжения производства, реализации;

3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и услуг, а также порядок включения затрат в себестоимость;

4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая свои пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

Проблемный учёт формирует информацию об экономической технологической, конструкторской и организационной подготовки производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

Решение задач проблемного учёта происходит с использованием методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного экономического анализа, контроля и регулирование на основе фактических данных производственного учёта и статистики.

Содержание понятия «проблемный учёт» показывает, что данные этого учёта используются для решения будущих экономических и производственных проблем предприятия. Проблемный учёт готовит информацию:

                    для планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);

                    анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;

                    оценки деятельности структурных подразделений и предприятия в целом по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;

                    принятия многовариантных управленческих решений на ближнюю и дальнюю перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и других проблем; разработки моделей управления запасами и затратами, обеспечивающих оптимизацию затрат и доходов.

По степени взаимосвязи финансового (систематический учёт затрат и доходов) и управленческого учёта в практике зарубежных стран применяют два варианта: монистическую и автономную системы.

Монистическая — интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учёт на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учёта. Систематический учёт путем отражения на счетах бухгалтерского учёта производственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами.

Думается, что предприятиям небольших по объему производства размеров или выпускающим однородную по своему составу продукцию следует применять интегрированную систему учёта,

Автономная система представляет собой обособленное создание систематического и проблемного учёта. Связь между финансовым управленческим учётом осуществляется с помощью так называемы парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности затрат системы разделяют на систему учёт фактических (прошлых, исторических затрат) и систему учёта стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат — один и критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.

Система учёта фактических (прошлых) затрат заключается формировании информации для расчета себестоимости и прибыли определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.

Система учёта стандартных затрат включает разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов основных фондов, на затраты труда, накладных расходов, составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учёт фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.

В мировой практике такая система называется «стандарт-кост» Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирования ее процесса.

Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учёта, применяемых на практике. Существует система учёта полных затрат и система учёта частичных затрат. Это — два варианта, отвечающие в управленческом учёте различным целям.

Вариант учёта полных затрат представлен традиционным учётом затрат на производство и калькулирования себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относи мыс прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой либо базе).

Под вариантом частичных затрат понимается такой подход когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые имеют прямой характер и прямо включаются в себестоимость от дельных видов продукции. При этой системе затраты зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция частичных затрат включает в себя только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.. Часть затрат, которые имеют косвенный характер, относятся ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки.

Следовательно, отличительной чертой метода учёта частичных затрат является разграничение затрат на включаемые в себестоимость и возмещаемые из выручки от реализации продукции. В зарубежной практике этот вариант учёта называется «директ- костинг».

1.5.  Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета.

Под другим вариантом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, т. е. зависящие от изменения объемов производства. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную пол ноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляционные, а возмещаются общей суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом состоит основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (Direct-Costing-System — англ., амер. — система «директ-костинг» (система учета прямых затрат), Deckungs-beitragsrechnung, или Grenzkostenrechnung, — нем. — система учета сумм покрытия, или система учета граничных (предельных) затрат).

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет в рыночных условиях