Бухгалтерский баланс, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

РПолучение управленческой отчетности на основе данных бухгалтерского учета
Одной из задач бухгалтерского учета является представление информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решения. Поэтому, сложно переоценить роль бухгалтерской службы на предприятии.

Содержание

АЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
А. Вопросы
1. Бухгалтерский учет как источник информации для принятия управленческих решений. ………………………………………….……………………………………………………3
5. Задачи бухгалтерского учета……..…………………………...………………………………………………….8
9. Бухгалтерский баланс, его сущность и значение. …...………………………………………9
13. Двойная запись: сущность и значение. Возникновение принципа двойной записи. …………………………………………………………………………………………………………………13
17. Инвентаризация хозяйственных средств предприятия и порядок её проведения. …………………………………………………………………………………………………………………………14
22. Порядок исправления ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. ………………………………………………………………………………………17
25. Права и обязанности главного бухгалтера. …………………………………………………...18
Б. ЗАДАНИЯ.
4. Сделать бухгалтерские записи и определить, к какому типу по влиянию на валюту баланса относятся данные операции. ………………………...…29
РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ.
В. Тесты. …………………………………………………………………………………………………………………………………31
Г. СИТУАЦИИ. …………………………………………………………………………………………………………………..34
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

к.р..doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Д-т сч. "Основное производство" 125 000 руб.

К-т сч. "Материалы" 125 000 руб.

Эта же операция на счетах будет записана следующим образом:

 

Рис. 2

 

 

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.

Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получать информацию о движении экономических ресурсов и источников их образования, способствует контролю за движением активов и источников их образования.

Двойная запись дает возможность проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе, обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту этих счетов. Нарушение равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи. При этом сумма по операции отражается в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между счетами, на которых отражается операция, возникает взаимосвязь.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирущими.

 

17. Инвентаризация хозяйственных средств предприятия и порядок её проведения.

 

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Причины проведения инвентаризации различны:

              -ошибки при отпуске и приеме ценностей;

              -неисправности оргтехники;

              -наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл);

              -хищения и злоупотребления;

              -контроль действия материально ответственных лиц.

 

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся по ряду признаков.

              При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

              Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

              Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком, например, перед составлением годового отчета, а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.).

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов". Проведение инвентаризации обязательно:

              при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

              перед составлением годового отчета;

              при смене материально ответственных лиц;

              при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей;

              в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;

              при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются и рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны:

-провести инвентаризацию имущества в местах его нахождения;

-выявить вместе с бухгалтерией результат инвентаризации;

-выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей;

-разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.

Члены рабочих комиссий отвечают за:

своевременность и правильность проведения инвентаризации;

полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Апломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризуемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, другой - материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризационные описи после их надлежащего оформления передают в бухгалтерию, где данные о фактическом наличии средств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях, в которых отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и "книжные остатки" (по данным бухгалтерского учета). Результаты такого сличения - излишки и недосдачи - отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия устанавливает виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке. Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет "Прибыли и убытки".

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 10 "Материалы";

К-т сч. 43 "Готовая продукция"

К-т сч. 50 "Касса".

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным. Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При этом оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета затрат -

Д-т счетов 20 "Основное производство,

25 "Общепроизводственные расходы",

26 "Общехозяйственные расходы";

К-т сч. 91 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При отсутствии виновных лиц суммы недостач списываются дебет счета "Прочие доходы и расходы" с кредита счета "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляют акт.

 

22. Порядок исправления ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

 

В процессе хозяйственной деятельности на предприятиях происходит множество хозяйственных операций, которые оформляются документами. Обобщение сведений содержащихся в документах производится в учетных регистрах. Данные документов после проверки и обработки группируют и записывают в определенном порядке. Они являются важнейшим средством ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, получения показателей, характеризующих хозяйственную деятельность.

При большом количестве записей в учетных регистрах для обнаружения ошибок в них используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок () для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие - нет.

Выборка - способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.

При неправильно составленных бухгалтерских записях (проводках) ошибки выявляются путем просмотра их и ознакомления с первичными документами, на основании которых они были составлены. После того, как ошибки найдены, производят их исправление.

Корректурный способ применяется для исправления ошибок в документах (кроме кассовых и банковских) до подведения итогов в них. Исправление производится путем зачеркивания неправильных и надписывания правильных записей, заверенных подписью исправляющего с оговоркой "Исправлено".

Ошибки, допущенные в корреспонденции счетов и повторенные в разных учетных регистрах, исправляются способом "дополнительных проводок". Этот способ применяется при правильной корреспонденции счетов, если запись сделана в меньшей сумме. В этом случае на разницу составляется дополнительная проводка на сумму, недостающую до правильной.

 

Пример.

Отпущены в производство материалы на сумму 5500 руб. на счетах эта операция отражена следующей записью:

Д-т сч. 20 "Основное производство" 5000 руб.

К-т сч. 10 "Материалы" 5000 руб.

В результате дополнительных записей на сумму 500 руб. по кредиту счета: "Материалы" и дебету счета "Основное производство" будет отражена правильная сумма.

 

Способ "Красное сторно" применяется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом составляются две проводки. Неправильная запись повторяется красными чернилами, что означает вычитание и тем самым ее сторнирование, уничтожение. Затем делается дополнительная проводка с правильной корреспонденцией счетов.

Способ обратных проводок используется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом неправильная запись исправляется обратной проводкой, а затем делается правильная запись.

Данный способ можно использовать, если не искажается экономическое содержание операции.

 

25. Права и обязанности главного бухгалтера.

 

Должность главного бухгалтера предприятия представляет собой единство как минимум трех составляющих, предопределяющих круг его прав и обязанностей. Во-первых, практически каждый главный бухгалтер (кроме работающего по гражданско-правовому договору) является наемным работником, то есть находится в трудовых правоотношениях с работодателем. Данное обстоятельство предопределяет то обстоятельство, что круг прав и обязанностей главного бухгалтера структурно включает в себя трудовые права и обязанности.

Во-вторых, главный бухгалтер является не просто работником предприятия, но и должностным лицом. Это обстоятельство накладывает на правоспособность главного бухгалтера определенный отпечаток, превращая его в возможный субъект административной и даже уголовной ответственности.

В-третьих, главный бухгалтер является не просто должностным лицом организации, а должностным лицом со специфическими функциями. Фактически он является вторым лицом предприятия по финансовым вопросам. Более того, в результате своей деятельности он выполняет публичные функции. Последнее обстоятельство объясняет то, что основной круг прав и обязанностей главного бухгалтера прописан на нормативном уровне.

Исходя из вышеизложенного мы и структурируем настоящую статью.

Права и обязанности главного бухгалтера, обусловленные трудовым законодательством

Как уже было отмечено выше, специфичность правового положения главного бухгалтера заключается в том, что круг его прав и обязанностей, порядок назначения на должность и освобождения от нее прописан не только в трудовом, но и в бухгалтерском законодательстве. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ [1] главный бухгалтер (бухгалтер – при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации.

Однако необходимо сразу отметить, что та роль, которую играет сегодня главный бухгалтер в управлении предприятием, легла в основу некоторых ограничений его прав. «Должность обязывает» – эта поговорка, наверное, мало кем воспринимается как дискриминация руководящих работников. Однако, честно говоря, те новеллы, которые внес в правовое положение главного бухгалтера новый Трудовой кодекс РФ [2] от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), заставляют задуматься над тем, какой главный бухгалтер нужен сегодня нашей экономике: независимый или полностью подавленный и бесправный? Анализ положений трудового законодательства, на которых мы остановимся ниже, позволяет ответить утвердительно, пожалуй, лишь при втором варианте ответа.

Итак, в ТК РФ, по которому строятся трудовые отношения между работодателями и работниками с 1 февраля 2002 года. Первой статьей, в которой мы встречаем указание на должность главного бухгалтера, является ст. 59 ТК РФ, посвященная возможности заключения срочного трудового договора. Напомним, что по общему правилу работодатель обязан заключить с работником бессрочный трудовой договор. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено кодексом и иными федеральными законами (ст. 58 ТК РФ).

В отношении главного бухгалтера закон устанавливает именно это «иное». В соответствии со ст. 59 ТК РФ срочный договор может заключаться по инициативе работодателя с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что по общему правилу запрет на произвольное заключение срочных трудовых договоров рассматривается в трудовом праве как защита прав трудящихся, данное исключение является по сути ограничением прав названных категорий работников, в том числе и главного бухгалтера. Нельзя не отметить, что это обстоятельство может оказаться мощным рычагом воздействия на поведение главного бухгалтера. Не секрет, что данный механизм может быть запушен для освобождения от неугодного, а возможно, и излишне честного и принципиального бухгалтера. Возможность увольнения с работы главного бухгалтера по истечении срока трудового договора практически без объяснения причин делают его беззащитным и, наверное, более сговорчивым с любым руководителем. На наш взгляд, учитывая некоторую публичность функций главного бухгалтера, такой подход законодателя к его судьбе вряд ли можно признать обоснованным.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его сущность и значение