Бухгалтерский баланс, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

РПолучение управленческой отчетности на основе данных бухгалтерского учета
Одной из задач бухгалтерского учета является представление информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решения. Поэтому, сложно переоценить роль бухгалтерской службы на предприятии.

Содержание

АЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
А. Вопросы
1. Бухгалтерский учет как источник информации для принятия управленческих решений. ………………………………………….……………………………………………………3
5. Задачи бухгалтерского учета……..…………………………...………………………………………………….8
9. Бухгалтерский баланс, его сущность и значение. …...………………………………………9
13. Двойная запись: сущность и значение. Возникновение принципа двойной записи. …………………………………………………………………………………………………………………13
17. Инвентаризация хозяйственных средств предприятия и порядок её проведения. …………………………………………………………………………………………………………………………14
22. Порядок исправления ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. ………………………………………………………………………………………17
25. Права и обязанности главного бухгалтера. …………………………………………………...18
Б. ЗАДАНИЯ.
4. Сделать бухгалтерские записи и определить, к какому типу по влиянию на валюту баланса относятся данные операции. ………………………...…29
РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ.
В. Тесты. …………………………………………………………………………………………………………………………………31
Г. СИТУАЦИИ. …………………………………………………………………………………………………………………..34
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

к.р..doc

— 336.00 Кб (Скачать)


 

Оглавление

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

А. Вопросы

1. Бухгалтерский учет как источник информации для принятия управленческих решений. ………………………………………….……………………………………………………3

5. Задачи бухгалтерского учета……..…………………………...………………………………………………….8

9. Бухгалтерский баланс, его сущность и значение. …...………………………………………9

13. Двойная запись: сущность и значение. Возникновение принципа двойной записи. …………………………………………………………………………………………………………………13

17. Инвентаризация хозяйственных средств предприятия и порядок её проведения. …………………………………………………………………………………………………………………………14

22. Порядок исправления ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. ………………………………………………………………………………………17

25. Права и обязанности главного бухгалтера. …………………………………………………...18

Б. ЗАДАНИЯ.

4. Сделать бухгалтерские записи и определить, к какому типу по влиянию на валюту баланса относятся данные операции. ………………………...…29

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ.

В. Тесты. …………………………………………………………………………………………………………………………………31

Г. СИТУАЦИИ. …………………………………………………………………………………………………………………..34

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 



РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

 

А. Вопросы

 

1. Бухгалтерский учет как источник информации для принятия управленческих решений.

 

Получение управленческой отчетности на основе данных бухгалтерского учета

Одной из задач бухгалтерского учета является представление информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решения. Поэтому, сложно переоценить роль бухгалтерской службы на предприятии.

Роль бухгалтерской службы на предприятии

Современный бухгалтер занимает одно из ведущих мест в управлении предприятием. Он занимается не только ведением бухгалтерских счетов, но и осуществляет большую работу, включающую планирование, контроль, оценку, обзор деятельности, проводит аудит и разработку управленческих решений относительно хозяйственной деятельности предприятия.

В связи с новыми условиями работы и изменением роли бухгалтерского учета, методологические и методические аспекты учета должны быть подвергнуты существенным корректировкам.

Бухгалтерский учет и бухгалтерская информация в условиях автоматической обработки используются гораздо шире, чем при ручной обработке.

Классификация деятельности предприятия

Деятельность предприятия может быть классифицирована как показано на схеме (рис. 1), где также приведены наиболее типовые операции, относящиеся к каждому виду деятельности.

 

Рис. 1 Классификация деятельности предприятия

 

Большинство учетных операций связано с основной операционной деятельностью предприятия. Именно об этом блоке операций и пойдет речь.

Ведение бухгалтерского учета регламентировано рядом нормативных актов.

Способом группировки и отражения хозяйственных операций являются счета бухгалтерского учета, записи на которых производят только на основании документов.

Новый План счетов, применяемый с 2000 года, имеет несколько существенных отличий от действовавшего ранее. Одно из них – высокая степень детализации доходов и расходов. Другими словами, каждый вид дохода отражается на отдельном субсчете, каждый вид расхода – соответственно тоже.

Если смотреть объективно, то такая система достаточно удобна для составления отчетности и максимально наглядна для принятия решений. По учетным данным без дополнительных выборок очевидны результаты любого направления.

В действующем плане счетов бухгалтерского учета счета сгруппированы в 9-ти классах:

Класс 1 – Необоротные активы

Класс 2 – Запасы

Класс 3 – Средства, расчеты и прочие активы

Класс 4 – Собственный капитал и обеспечение обязательств

Класс 5 – Долгосрочные обязательства

Класс 6 – Текущие обязательства

Класс 7 – Доходы и результаты деятельности

Класс 8 – Затраты по элементам

Класс 9 – Расходы деятельности

+

Класс 0 – Забалансовые счета

Рекомендованы (закреплены) только счета верхнего уровня. Субсчета используются предприятием исходя из его нужд, для контроля, анализа, отчетности и могут дополняться введением новых субсчетов.

В рамках доклада рассмотрим только счета классов 7-9.

В связи с тем, что сегодня отпускная цена на большинство видов продукции, товаров и услуг регулируется рынком, управлять доходами от реализации предприятия могут в достаточно ограниченных пределах.

Поэтому учет, контроль и анализ как элементы управления должны быть сосредоточены в первую очередь на затратах.

«Матрица» затрат в учете

Инструкция о применении Плана счетов не регламентирует, какую систему учета затрат выбрать. Всё изложенное в преамбуле к описанию счетов классов затрат носит рекомендательный характер, что подтверждается словом «могут», а не «должны». Таким образом, осуществлять выбор придется ответственным сотрудникам предприятия (бухгалтеру и/или специалисту по контроллингу).

Контроллинг рассматривается как философия или как технология управления, содержащая такие элементы:

- определение целей деятельности предприятия;

- отражение этих целей в системе показателей;

- планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей;

- регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;

- анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых;

- принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

8-й класс счетов. Система учета, ориентированная на использование счетов только 8-го класса (по элементам затрат), требовала минимальной перестройки в сознании бухгалтера, и поэтому была рекомендована при переходе к учету согласно НСБУ. Получение более детализированной информации затруднено при использовании данной схемы. 9-й класс счетов. Такая система оправдана только в тех «непроизводственных» предприятиях, где широко развита инвестиционная и финансовая деятельность.

Использование счетов классов 8 и 9. Является наиболее трудоемким методом при ручном учете. Техническая сложность состоит в том, что некоторые расходы операционной деятельности отражаются двумя (а не одной) бухгалтерскими записями. Однако многие компьютерные системы финансового учета позволяют настроить такую схему. При этом обеспечивается максимальная информация для составления финансовых отчетов и возможность получения управленческой информации по данным бухгалтерского учета.

В этом случае, счета класса 8 могут разбиваться на субсчета для целей финансовой отчетности, а счета класса 9 – на субсчета, максимально отвечающих потребностям управленческого учета.

Таблицы 1-3 содержат условный пример учета затрат с использованием 8 и 9 классов счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Пример учета затрат с использованием 8 и 9 классов счетов

 

 

Таблица 2

Анализ затрат по элементам

 

 

Таблица 3

Анализ затрат по статьям

 

 

 

 

 

В данном примере структура затрат по элементам (таблица 2) может не вызывать подозрений. Сумма материальных затрат, зарплаты и отчислений составляет 85% от общей суммы операционных затрат, что характерно для многих производственных предприятий.

С другой стороны, постатейный анализ (таблица 3) может указать, например, на завышенные расходы на сбыт. Конечно же, приведенный здесь случай идеален – нет незавершенного производства и остатков готовой продукции, поэтому сумма операционных затрат по 8-му и 9-му классам счетов равна.

На реальных предприятиях эти суммы обычно не равны. На примере материальных затрат это легко продемонстрировать. Проводки по 8-му классу появляются в момент списания материалов в производство. Та же сумма материальных затрат отразится на 9-м классе в момент реализации в составе себестоимости реализованной продукции. Исходя из требования сравнивать доход с себестоимостью именно реализованной, а не произведенной (точнее, запущенной в производство) продукции, приходим к необходимости детализировать учет на счетах 9-го класса.

Таким образом, при помощи добавления субсчетов или аналитических объектов (в системах, где это возможно) закладываем основу для проведения факторного анализа деятельности предприятия.

Финансовый анализ

Являясь неотъемлемой частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, финансовый анализ изучает всю совокупность финансовых ресурсов (являющихся важнейшими ресурсами предприятия), которая характеризуется определенной системой показателей их наличия, размещения и использования.

Основными задачами финансового анализа являются:

Общая оценка финансового состояния предприятия;

Анализ финансовой устойчивости;

Анализ платежеспособности и ликвидности;

Анализ денежных потоков;

Анализ эффективности использования капитала и др.

Несмотря на безусловную полезность финансового анализа и возможность его проведения на основе данных бухгалтерского учета, значения показателей как таковые далеко не всегда помогут руководителю оперативно принять обоснованное решение.

Более информативна в этом отношении другая часть анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – экономический (управленческий) анализ.

Минимальный состав управленческой отчетности

Считается, что минимальный набор управленческой отчетности следующий:

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о запасах сырья и готовой продукции;

Отчет о дебиторской задолженности;

Отчет о кредиторской задолженности;

Отчет о продажах;

Отчет о произведенной продукции;

Отчет о закупках.

Взятые вместе эти отчеты могут помочь составить относительно полную картину реальной ситуации.

Рассмотрим возможность получения перечисленных отчетов непосредственно на основании данных финансового учета.

Отчет о движении денежных средств показывает поступление и использование денежных средств в разрезе деятельности предприятия.

В общем случае, такой отчет может быть составлен по данным бухгалтерского учета укрупненно: денежный поток от основной, инвестиционной и финансовой деятельности; денежные средства на начало и конец периода.

Детализация по продуктам, видам поступлений и выплат возможна при соответствующей детализации плана счетов или добавлении аналитических объектов.

Отчет о произведенной продукции анализирует производство каждого вида продукции и сравнивает его с планом производства.

Получение такого отчета в количественном выражении обычно не является затруднительным. Почти всегда возникает вопрос о стоимостной оценке, а именно, фактической себестоимости. Так, если при анализе прошлого периода этот показатель достоверно известен, то при оперативном анализе текущего периода необходимо применять плановые значения себестоимости. Этих данных зачастую в системе финансового учета нет. В принципе, для целей управленческого учета вместо плановых значений текущего периода можно применить фактические значения прошлого.

Отчет о продажах указывает, как продается каждый вид продукции. Может также указывать относительную важность каждого клиента для предприятия.

Непосредственно по данным финансового учета (по проводкам) может относительно просто быть построен отчет либо в разрезе клиентов, либо в разрезе групп продукции (товаров). Естественно, в той детализации, с которой ведется учет на счетах (субсчетах) доходов/затрат.

Отчет о запасах сырья и готовой продукции показывает уровень запасов сырья и готовой продукции, их пригодность и их минимально допустимый уровень, основанный на продажах и производственных потребностях.

На большинстве предприятий учет запасов и готовой продукции ведется в разрезе отдельных позиций, поэтому проблем с составлением подобного отчета быть не должно. Вопрос лишь в оперативности, с которой регистрируются операции материального учета в системе.

Отчет о дебиторской задолженности показывает, какие суммы должны компании ее клиенты. Отчет может указывать, когда ожидается платеж, и если платеж просрочен, то на сколько времени.

Данные финансовой системы, как правило, позволят получить отчет в разрезе клиентов. Возможно проранжировать клиентов по суммам задолженности. А вот данных, которые позволили бы проранжировать дебиторскую задолженность по срокам возникновения (например, с помощью группировки по дням: 0-30 дней, 31-60 дней и т.д.) может и не оказаться. В этом случае, можно рекомендовать с помощью субсчетов или аналитических объектов разделить дебиторскую задолженность, по крайней мере, на нормальную и просроченную. Отчет о кредиторской задолженности показывает, какие суммы предприятие должно своим поставщикам и когда должны производиться платежи.

Анализ результатов деятельности по «неполной» себестоимости

Сегодня приходится наблюдать как многие отчеты, предоставляемые руководству предприятий, оперируют понятиями «произведено тонн», «затраты материалов и других ресурсов на производство» и т.п., тогда как анализ деятельности предприятия должен базироваться прежде всего на понятиях «выручка от реализации продукции», «себестоимость реализованной продукции» (именно, реализованной, а не произведенной).

Более того, перед тем, как лечь на стол руководителя в виде отчета, информация может проходить длинный путь…

В настоящий момент аналитики многих предприятий оценивают так называемую полную себестоимость единицы продукции, куда входит производственная себестоимость, распределенные общепроизводственные, административные расходы и расходы на сбыт.

Из-за необходимости распределения большого числа косвенных затрат, многие из которых становятся достоверно известными только при закрытии периода (месяца), такой анализ достаточно сложно провести оперативно.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его сущность и значение