Бухгалтерская отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности и т.п.
В связи с отмеченными обстоятельствами повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности.
Целью курсовой работы является осветить вопросы, касающиеся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Содержание

Введение 2
1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности 4
Понятие, цели, задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности 4
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности 7
1.3 Пользователи отчетности и сроки ее предоставления 9
2. Информационное содержание бухгалтерской отчетности 10
2.1 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности 10
2.2 Отчет о прибылях и убытках как источник информации бухгалтерской отчетности 12
2.3 Отчет об изменении капитала как источник информации бухгалтерской отчетности 14
2.4 Отчет о движении денежных средств как источник информации бухгалтерской отчетности 17
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу как источник информации бухгалтерской отчетности 18
2.6 Пояснительная записка как источник информации бухгалтерской отчетности 19
2.7 Аудиторское заключение как источник информации бухгалтерской отчетности 20
Заключение 22
Список литературы 24
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Теория побух. учету.docx

— 41.70 Кб (Скачать)

     Годовому  отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обеспечивающая своевременность, полноту и объективность отражения  включаемых в отчетные формы данных. Главный бухгалтер планирует  порядок составления годового отчета. Затем издается приказ, где объявляются  сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители.

     Этапом  подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее  итоги журналов-ордеров за декабрь  переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается результат  оборота по дебету и выводится  сальдо каждого месяца. Данные аналитических  регистров сверяются с данными  Главной книги. Затем на основании  выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы  отчетности.

     Для обеспечения реальности показателей  отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет  привести в соответствие данные учета  с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности.

     В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета, отчета и  балансов предприятие проводит инвентаризацию имущества, включая расчеты.

 

      1.3 Пользователи отчетности  и сроки ее предоставления.

     Пользователи  бухгалтерской отчетности – юридические  или физические лица, заинтересованные в информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

     К внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности относятся работники  организации: руководители различного уровня, экономисты, плановики, аналитики. К внешним относятся юридические  или физические лица, находящиеся  вне организации.

     Внешних пользователей можно подразделить еще на 2 группы: пользователи, имеющие  прямую заинтересованность в успешной деятельности организации (банки, поставщики и подрядчики, акционеры и т.д.), и пользователи, имеющие косвенную  заинтересованность в успешной деятельности организации (налоговая служба, внебюджетные фонды, фондовые биржи, профсоюзы и  т.д.).

     В установленные законодательством  адреса годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года, а промежуточная  в течение 30 дней по окончании отчетного  периода, если иное не установлено законодательством РФ.

     Представлению годовой бухгалтерской отчетности должно предшествовать ее утверждение. Порядок утверждения устанавливается  учредительными документами организации.

     Организация, чья бухгалтерская отчетность по законодательству является публичной, обязана ее опубликовать (годовую  не позднее 1июня года, следующего за отчетным, промежуточную - не позднее 60 дней по окончании  отчетного года). 

 

      2. Информационное  содержание бухгалтерской  отчетности.

     2.1 Баланс как источник  информации бухгалтерской  отчетности.

     Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учета является баланс. Бухгалтерский баланс – это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета – имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца.

     В РК "Прибой" в соответствии с законом ПБУ 4/99 и приказом в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

     1) Бухгалтерский баланс (форма №1);

     2) Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

     3) Отчет об изменениях капитала (форма №3);

     4) Отчет о движении денежных  средств (форма №4);

     5) Приложение к Бухгалтерскому  балансу (форма №5);

     Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец  периода – заключительным или  отчетным.

     В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство  возникает на основе двойной классификации  одного и того же предмета учета  – средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций  в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.

     Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая  часть таблицы называется актив, правая часть – пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в  суммовом выражении на дату составления  баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

     Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные  статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса – это укрупненные  классификационные группы средств  или источников, выделяемые по определенным признакам.

     Активы  делятся на: оборотные (многократно  обращающиеся в течение отчетного  периода); вне оборотные (длительного использования).

     Актив играет доминирующую роль в балансе  – именно здесь отражается информация о реальных ценностях предприятия, которые были получены от инвесторов. Также выбор оценок в учете и отчетности отражается прежде всего в активе баланса.

     По  данным бухгалтерского баланса выявляются недостатки в работе и финансовом положении, а также их причины. На основе информации, которая содержится в балансе, можно разработать  мероприятия по их устранению.

     Информация, содержащаяся в балансе, применяется  для исследования положения предприятия (информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества), всеми категориями пользователей.

     Данные  баланса дают возможность контролировать правильность использования средств  целевого назначения.

     Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное  представление не только об имущественном  состоянии организации, но и о  тех изменениях, которые произошли  за тот или иной период.  

 

    2.2 Отчет о прибылях  и убытках как  источник информации  бухгалтерской отчетности.

     Отчет о прибылях и убытках содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.

     В отчете о прибылях и убытках указывается  выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом обязательных платежей, ее себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, расчетным путем выявляется результат от реализации. Доходы и  расходы от финансовой деятельности (купли-продажи ценных бумаг, кредитования со стороны банков, поставщиков и  т.п.) указаны отдельно, а прибыль/или  убыток от нее показывается в сумме  с результатом от хозяйственной  деятельности. К ним добавляется  разница между прочими не реализационными доходами и расходами, образуя прибыль/убыток в целом за отчетный период. Платежи в бюджет за счет прибыли отражаются отдельно (налог на прибыль и отвлеченные средства). Итогом деятельности предприятия является сумма нераспределенной прибыли, которую оно использует по своему усмотрению.

     Системообразующими  элементами отчета являются доходы и  расходы.

       Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов участников.

     Расходы – уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.

     Доходы  должны признаваться, если удовлетворяются  условия:

     -организация  имеет право на получение выручки  в соответствии с договором;

     -сумма  выручки может быть определена;

     -имеется  уверенность в том, что в  результате конкретной операции  произойдет увеличение экономических  выгод;

     -право  собственности на товар перешло  от организации к покупателю;

     -произведенные  расходы могут быть определены.

     Если  в отношении денежных средств  и иных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском  учете признается кредиторская задолженность.

     Аналогично  в бухгалтерском учете признаются и расходы.

     Если  в отношении расходов не исполнено  хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском  учете признается дебиторская задолженность.

     Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйствующего органа, является прибыль  и убытки (финансовый результат).

     Совокупный  финансовый результат включает:

     -прибыль  и убытки от продажи продукции,  определяется как разница между  выручкой от продажи товаров,  работ, услуг (за минусом НДС  и акцизов) и себестоимостью  проданных товаров, работ, услуг; операционные доходы и расходы; доходы и расходы по вне реализационным операциям; чрезвычайные доходы и расходы.

     Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов  предприятия от продажи товаров  и услуг или других статей доходов  и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания  его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения  является валовая (балансовая) прибыль  или убытки за период.

     Отчет о финансовых результатах дает представление  о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом  и настоящем, но и в будущем.

 

    2.3 Отчет об изменениях  капитала как источник  информации бухгалтерской  отчетности.

     Показатели  о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в  Отчете об изменениях капитала . В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

     В I разделе раскрывается состав и  движение собственного капитала (УК, ДК, РК, нераспределенная прибыль прошлых  лет, целевое финансирование).

     В новом образце Отчета об изменениях капитала по каждому числовому показателю приводятся данные минимум за два  года - отчетный и предшествующий отчетному, т.е. выполняется требование п.10 ПБУ 4/99.. В новую форму Отчета включена строка "Изменения в учетной политике", которая позволяет соблюсти сопоставимость показателей при внесении изменений в учетную политику организации (например, в случае изменения законодательства, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета).

     Во II разделе информация об остатках и  движении резервов организации, создаваемых  за счет себестоимости продукции (резерв на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств).

     В III раздел включаются показатели, характеризующие  наличие и движение резервов, созданных  за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под  обесценение вложений в ценные бумаги).

     В IV разделе – данные заполняют  хозяйственные общества; в нем  приведены показатели, отражающие изменения  капитала отчетного года в сравнении  с предыдущим.

     В соответствии с п.30 ПБУ 4/99 хозяйственные  товарищества и общества в составе  бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

     Бухгалтерский учет уставного капитала ведется  на счете 80, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного  капитала, зафиксированному в учредительных  документах организации.

     Графа"Добавочный капитал", который включает:

     - суммы прироста стоимости вне оборотных активов (имущества) в результате до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других активов организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность