Бухгалтерская отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
Сущность и значение бухгалтерской отчетности………………………...... 7
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности……………….. 10
Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерской отчетности…………………………………………….…….. 16
Использование бухгалтерской отчетности………………………….…….... 24
Зарубежный опыт и МСФО по составлению отчетности…………………. 28
Заключение…………….……………………………………………………... 36
Список использованной литературы………………………………………. 38
Приложение А: Бухгалтерский баланс

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа готовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

формируют сводные данные по основным показателям их дея­тельности, составляют текущие и перспективные планы, анали­зируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства. Органы государственной статистики используют отчеты организаций для получения обобщенных данных по на­родному хозяйству в целом.


2 Требования, предъявляемые к отчетности

Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-X1I «О бухгалтерском учете и отчетности», с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 №302-3, предусмотрены основные принципы составле­ния финансовой отчетности:

•  полнота  отражения  хозяйственных операций  за  отчетный период;

•  правильность отнесения расходов к соответствующим отчет­ным периодам;

• разграничение текущих затрат на производство (издержек об­ращения) и капитальных вложений;

•  соответствие данных аналитического учета данным синтетиче­ского учета;

• соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйст­венных операций и оценки объектов учета;

• подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации.

Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям: достоверность и полнота, нейтраль­ность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтер­ская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и со­ставленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результа­тах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие до­полнительные показатели и пояснения.

Требование нейтральности означает, что при формировании бух­галтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед други­ми.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операци­ях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выде­ленными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблю­дения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в Республике Беларусь принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Республики Беларусь (в рублях), подписание руково­дителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Бухгалтерская отчетность составляется предприятиями и организациями периодически (в установленные сроки).

Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса.

В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.

Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.[3;102]

Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.

Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РБ.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.[6;204]


3 Порядок составления, представления и

утверждения отчетности

Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчет­ности и непосредственное составление баланса и других отчет­ных форм.

Подготовительные работы включают в себя:

проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные доку­менты поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в из­держки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.;

контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;

проведение переоценки по постановлениям правительства ос­новных средств и других активов и отражение в учете ее ре­зультатов;

сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, вне­бюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;

внесение в случае необходимости исправлений в учетные дан­ные по результатам проверки государственных и ведомствен­ных контролирующих органов, а также аудиторов.

В соответствии с порядком внесения исправлений в бухгал­терский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления в учетные данные вносят­ся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, неза­висимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены. В бухгалтерском учете такие исправле­ния отражаются:

дебет счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит  счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. ~ в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных рас­ходов;

дебет счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Вне­реализационные доходы и расходы» ~ в случае завышения расхо­дов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.

Если ошибки выявлены до утверждения годового отчета, то они исправляются декабрем отчетного года через счет 92 «Вне­реализационные доходы и расходы»:

дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. - в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализаци­онных расходов;

дебет счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» - в случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализаци­онных расходов.

В случае выявления неправильного отражения хозяйствен­ных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся:

перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию на 31 декабря, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:      

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму  нераспределенной прибыли;

дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - на сумму непокрытого убытка;       


подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетно­го периода по регистрам бухгалтерского учета;

перенесение в Главную книгу данных регистров учета, определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.

Составление финансовой отчетности начинается, как пра­вило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1). Приложение А.

Это производится по данным остаткам на счетах, отражен­ных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в ба­лансе по остаточной стоимости.(1 раздел строки 110,120,140) Некоторые статьи баланса за­полняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким сче­там. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности» от­ражается сальдо по дебету счетов 10,15,16 за минусом сальдо по кредиту 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей.(2 раздел строка 211). Сальдо по счетам 20, 21, 23, 29, 44 отражаются по статье «Незавершенное производство (издержки обращения)» (2 раздел строка 213), сальдо по счетам 41,43 -по статье «Готовая продукция и товары», при этом сальдо по счету 41 «Товары» показывается по стоимости их приобретения (2 раздел строка 215).

При учете организацией розничной торговли товаров в соот­ветствии с установленным порядком по продажным ценам разни­ца между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (валовой доход) отражается справочно в «Отчете о прибы­лях и убытках» формы № 2. Таким образом, организации рознич­ной торговли по статье «Готовая продукция и товары» отражают сальдо по дебету счета 41 «Товары» за минусом сальдо по креди­ту счета 42 «Торговая наценка». По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55,57(2 раздел строка 260), а в «Отчете о дви­жении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях исполь­зования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложе­ния» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вло­жения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким об­разом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость цен­ных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету (2 раздел строка 270).

Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность - в активе баланса, а кредиторская - в пассиве.

В случае создания организацией в конце отчетного года (квартала) резерва по сомнительным долгам по расчетам с дру­гими организациями и физическими лицами за продукцию, това­ры, работы и услуги числящаяся в бухгалтерском учете дебитор­ская задолженность отражается в балансе за минусом образован­ного резерва. Сумма образованного резерва в пассиве баланса не отражается. Так, по статье «Расчеты с покупателями и заказчи­ками» в активе баланса отражается сальдо по дебету счета 62 за минусом сальдо по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Особенностью составления пассива баланса является наличие в его статьях активных счетов. Так, счет 81 «Собственные акции (доли)», счет 97 «Расходы будущих периодов» отражаются в ба­лансе с минусом и вычитаются при подсчете итогов. Статьи «Прибыль отчетного года» и «Убыток отчетного года» исполь­зуются при составлении промежуточной бухгалтерской отчетно­сти, по которым можно судить о наличии чистой прибыли на от­четную дату (для выплаты дивидендов, получения кредита в бан­ке, приобретения внеоборотных активов в лизинг). При составле­нии годовой бухгалтерской отчетности заполняются статьи «Не­распределенная прибыль» - сальдо по кредиту счета 84 после ре­формации баланса (3 раздел строка 450) или «Непокрытый убыток» - сальдо по дебе­ту счета 84, которое отражается со знаком минус.

В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) (на данном предприятии не составляется) показываются дан­ные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Показатели раздела I «Доходы и расходы по видам деятель­ности» формируются на основании данных аналитического учета к счету 90 «Реализация». Выручка от реализации за минусом на­логов с. выручки, себестоимости реализованных товаров, продук­ции, работ, услуг, управленческих расходов и расходов на реали­зацию показывает прибыль от реализации, которая накапливается нарастающим итогом на счете 90/9 «Прибыль/убыток от реали­зации».

Показатели раздела II «Операционные доходы и расходы» заполняются на основании аналитических данных к счету 91 «Операционные доходы и расходы». Полученная прибыль (убы­ток) от операционных доходов должна соответствовать сумме сальдо по счету 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».

Показатели раздела III «Внереализационные доходы и расхо­ды» заполняются на основании аналитических данных к счету 92 «Внереализационные доходы и расходы». Полученная прибыль (убыток) от внереализационных доходов должна соответствовать сумме сальдо по счету 92/9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов».

Информация о работе Бухгалтерская отчетность