Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа
Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находится в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значимым источником такой информации являются бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям (участникам организации или собственникам ее имущества), а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия – органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. В другие адреса (иным пользователям) бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетные организации месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность представляют вышестоящему органу в установленные им сроки, а организации, состоящие на федеральном бюджете, месячную отчетность представляют также территориальным органам федерального казначейства.
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется ее пользователям на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять ее в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности годовая бухгалтерская отчетность организаций является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, кредиторов и др.), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам статистики для предоставления заинтересованным пользователям.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственной бухгалтерской отчетности составляется сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели головной организации, дочерних и зависимых обществ. Составление сводной отчетности позволяет получить представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных организаций.
Следовательно отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При составлении ее необходимо следовать всем требованиям, предусмотренным нормативными актами по бухгалтерской отчетности.
6. Качественные характеристики бухгалтерской
отчетности (уместность, достоверность) и их
составляющие
Для того чтобы информация, содержащаяся в отчетности, была необходимой пользователям, она должна отвечать определенным качественным критериям. Основные критерии качественной характеристики отчетности определены международными стандартами и отечественными нормативными документами, регламентирующими составление отчетности.
Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, уместность, существенность, полнота, или целостность, правдивость, нейтральность, приоритет содержания перед формой, осмотрительность, сопоставимость.
Понятность информации, представленной в отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качества информации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки. Но это не означает, что следует исключать трудную для понимания определенных категорий пользователей информацию, если она нужна для принятия решений. Понятность не означает примитивизма, упрощения или пропуска сложной информации. В России данная характеристика отчетности особо не оговаривается, но подразумевается положениями всей совокупности нормативных актов, касающихся отчетности.
Уместность показывает, какую информацию следует включать в отчетность. Прежде всего, ту, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию решений пользователями. Уместность информации во многом определяется ее характером. В настоящее время в России состав, содержание и методические основы формирования отчетности регулируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Кроме того, в отчетность можно включать дополнительные показатели, не предусмотренные ПБУ 4/99, если выявляется недостаточность данных для формирования полной информации об имущественном и финансовом положении организации. Вместе с тем определение уместности в российских нормативных документах не дано.
Тесно связана с уместностью и существенность, иными словами, значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей. Существенность определяется не в абсолютных, а в относительных величинах, и определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оказании помощи заинтересованным пользователям в оценке финансового результата организации.
При формировании показателей отчетности организация сама определяет степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения. При этом в российских нормативных документах определено, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5%. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или значения могут объединяться.
Некоторые несущественные показатели могут быть представлены в пояснениях и бухгалтерской отчетности, т. к. без их знания пользователи не смогут оценить прошлые, настоящие или предстоящие события.
Полнота, или целостность, означает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя. Например, дополнительная расшифровка состава основных средств, или дебиторской задолженности по срокам погашения, или сегментов бизнеса позволит пользователю принимать более обоснованные решения. В международных стандартах финансовой отчетности полнота информации увязывается с затратами на ее получение, а в российском законодательстве полнота определяется как отражение в учете всех фактов хозяйственной жизни организации, ее филиалов и подразделений на основе принципа рационального ведения бухгалтерского учета в зависимости от конкретных условий хозяйствования и размеров организации (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 6 ПБУ 4/99).
Правдивость следует рассматривать шире, чем простое документирование хозяйственных операций (на этом делается акцент в российском законодательстве), хотя документ является необходимым условием правдивости. Часто бухгалтерская оценка (особенно это касается финансовых активов), основанная на документах, не отвечает рыночным реалиям.
Нейтральность, или непредвзятость, информации – это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия.
Приоритет содержания перед формой. Многие проблемы в области бухгалтерского учета связаны с несоответствием юридической формы оформления операций и их экономическим содержанием. Например, финансовая (долгосрочная) аренда может быть оформлена как текущая, кредитование – как финансирование и пр. Данное требование зафиксировано в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», где говорится, что организация должна отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п. 7).
Осмотрительность, или консерватизм, подразумевает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 7 ПБУ 1/2008). Осмотрительность, однако, не позволяет создавать чрезмерные запасы, сознательно занижать активы или доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы. Соблюдать принцип осмотрительности необходимо вследствие неопределенности хозяйственной жизни. Примерами применения принципы осмотрительности российскими организациями являются создание резерва по безнадежным долгам и на обесценение ценных бумаг, а также оценка материально-производственных запасов и финансовых активов по низшей стоимости.
Еще одной важной характеристикой является сопоставимость (сравнимость). Для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные периоды времени. Так как сопоставимость предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный год и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций.
Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому. Однако принцип постоянства в применении учетной политики не является самоцелью и не должен сдерживать внедрение новых методов учета. Поэтому в случае изменения учетной политики организация должна указать эти изменения в приложении к отчетности, с тем, чтобы пользователи отчетной информации могли сделать определенные коррективы в соответствии с введением новых методов учета.
Простота отчетности выражается в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Следующая характеристика это достоверность, или надежность. В отечественной и зарубежной учетной практике сложились разные подходы к данной характеристике. Так, согласно МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. А в соответствии с ПБУ 4/99, где говорится, что отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной.
В России установлены конкретные даты представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее отражает хозяйственную деятельность годичной давности. Можно представить, какие трудности в управлении организацией испытывает ее руководитель или другой пользователь отчетной информации, пытающийся принять нужное решение на основе данных более чем годичной давности. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности.
Стремление соблюдать все качественные характеристики отчетности может прийти в противоречие со сбалансированностью информации, ее стоимостью, необходимостью отдавать разумное предпочтение тем или иным качественным критериям. В любом случае следует руководствоваться соотношением между выгодами и затратами, то есть выгоды, получаемые от информации, должны превышать затраты на ее получение. Это особенно важно, поскольку воспользоваться выгодами может лишь ограниченное число пользователей.
7. Порядок и проблемы перехода России на МСФО
Повышенный интерес к Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) можно объяснить, прежде всего, тем, что формирование отчетности по этим стандартам является одним из условий, необходимых отечественным предприятиям для выхода на международный рынок. Что, в свою очередь, заставляет руководителей и бухгалтеров задуматься о том как выглядит отчетность их организаций, включающая не только учёт активов и обязательств, но и общее финансовое состояние, в свете не внутренних (российских), а международных стандартов.
Переход на МСФО как новое явление появилось в отечественном бухгалтерском учете еще в середине 90-х годов. За 10 лет известными чиновниками, политиками, бизнесменами разного уровня неоднократно назывались даже различные даты этого перехода, но ни одна из них так и не была реализована, отмечается в докладе. Проблема перехода на МСФО не намного продвинулась вперед по сравнению с ситуацией семь лет назад, когда принимались значимые официальные документы по этому поводу. Именно тогда появилась концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России и была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. За это время удалось продвинуться вперед только по отдельным частным вопросам: приняты похожие на международные национальные стандарты о раскрытии информации об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хоздеятельности. Но на концептуальном уровне проблема не решена. Нарушение сроков программы реформирования и других планов, связанных с введением МСФО, связано, по мнению экспертов Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности, с тем, что в планах не расшифровывались механизмы перехода, и потому до сих пор остается неясным само понятие "переход на МСФО". Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации также не содержит четких и понятных механизмов реализации. Поэтому существует опасность, что очередные планы нарушатся, если такие механизмы не будут определены в ближайшее время.
Информация о работе Бухгалтерская отчетность и национальные стандарты учета и отчетности