Бухгалтерская отчетность и ее состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, её составу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующие задачи:
– дать определение понятию и значению бухгалтерской отчетности;
– исследовать состав бухгалтерской отчетности;
– рассмотреть порядок составления бухгалтерской отчетности;
– определить требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;

Содержание

Введение 3
1 Понятие, состав и порядок составления бухгалтерской отчетности 6
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности 6
1.2 Состав бухгалтерской отчетности 10
1.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности 12
2 Правовая база бухгалтерской отчетности 17
2.1 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности 17
2.2 Нормативные документы о бухгалтерской отчетности 19
2.3 Пути перехода России на международные стандарты 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Черненко И.С., КР, Бухгалтерский учет.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     В развитой рыночной экономике бухгалтерскому учету отводятся совершенно иные функции. Это вызвано, в первую очередь, тем, что в условиях рынка меняется структура собственности; во-вторых, организация вынуждена осуществлять свою деятельность в условиях жесточайшей конкуренции, наличие которой требует постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры, тщательного планирования деятельности. В-третьих, в современных условиях меняются формы, виды и условия финансирования хозяйственной деятельности: при практическом отсутствии бюджетного финансирования и государственного кредитования организации приходится вступать в конкурентную борьбу и за кредитные ресурсы коммерческих банков, и за средства других потенциальных инвесторов3.

     Эти факторы предопределяют необходимость  представления рыночными субъектами своевременной и полной информации о результатах своей деятельности для заинтересованных пользователей. И закономерно, то обстоятельство, что целью представления организацией бухгалтерской финансовой отчетности внешним пользователям является, прежде всего, получение дополнительных источников финансирования. От того, что представлено в отчетности, нередко зависит будущее организации.

     Бухгалтерская финансовая отчетность призвана удовлетворить  общие потребности большинства  пользователей, но вместе с тем от нее не требуется обеспечения всей информацией, которая может понадобиться пользователям для принятия экономических решений. В бухгалтерской финансовой отчетности в основном отражаются финансовые результаты прошлых событий. Направленность отчетности на неограниченный круг пользователей определила необходимость выявления основных характеристик бухгалтерской финансовой отчетности, в которой главным образом отражаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации.

     Факты хозяйственной деятельности и хозяйственные операции являются объектами бухгалтерского учета. При их учете и отражении бухгалтер должен следовать стандартам учета и использовать основные положения построения системы бухгалтерского учета.

     При составлении отчетности должны быть исполнены требования положений нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности организации, об активах, капитале, резервах и обязательствах, о доходах и расходах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы финансовой отчетности или в пояснительной записке.

     К информации, формируемой в отчетности, предъявляются следующие требования4:

     – соблюдение отчетного периода – в России отчетный период (год) совпадает с календарным;

     – достоверность и полнота – все показатели, отражаемые в отчетности, должны обосновываться надлежаще оформленными первичными документами и бухгалтерскими записями, и эти показатели должны отражать полно все факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном году;

     – последовательность – соблюдение постоянства в содержании и формах бухгалтерской отчетности и пояснений к ней;

     – нейтральность – информация, включаемая в формируемую бухгалтерскую отчетность, должна обладать признаком нейтральности (отсутствия заинтересованности в ней того или иного человека или группы лиц);

     – сопоставимость – информация, отражаемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима с точки зрения проведения управленческого и финансового анализа и использования их результатов в управленческом процессе;

     – правильность оформления. 

    1. Состав  бухгалтерской отчетности
 

     Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из5:

     – бухгалтерского баланса;

     – отчета о прибылях и убытках;

     – отчета об изменениях капитала;

     – отчета о движении денежных средств;

     – приложений к бухгалтерскому балансу;

     – пояснительной записки;

     – аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

     Новые формы бухгалтерской отчетности, по которым организации будут  обязаны отчитываться, начиная с  годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждены приказом Минфина  России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, далее – Приказ № 66н.

     Состав  новой отчетности следующий6:

     – бухгалтерский баланс (Приложение № 1 к приказу);

     – отчет о прибылях и убытках (Приложение № 1 к приказу);

     – отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);

     – отчет о движении денежных средств (Приложение № 2 к приказу);

     – отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).

     Начиная с отчетности за 2011 год, организации будут самостоятельно определять детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.

     Пояснения (ранее – пояснительная записка) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее – Пояснения) могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме. В случае выбора организацией табличной формы пояснений, за основу берется Приложение № 3 к приказу, которое напоминает ныне действующую «пятую» форму.

     Для субъектов малого предпринимательства  предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности7:

     – в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей);

     – в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только та информация, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

     При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в  общем порядке, без каких-либо сокращений.

     Некоммерческим  организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках рекомендовано применять приведенную в приказе форму отчета о целевом использовании полученных средств (Приложение № 2 к приказу).

     Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской  отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных  проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года. 

    1. Порядок составления бухгалтерской  отчетности
 

     Бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса. Это обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

     Бухгалтерская отчетность, по своей сущности, предназначена для удовлетворения потребностей как внутренних, так и внешних пользователей. Поэтому при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий8:

     – полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета и их соответствие показателям бухгалтерской отчетности;

     – своевременная инвентаризация денежных средств, материальных ценностей и расчетов;

     – правильная оценка статей баланса.

     Для составления бухгалтерской отчетности необходимо проделать предварительную работу, которая должна обеспечить точность и полноту включаемых в отчетные формы данных. Для этого производится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. При завершении годового цикла бухгалтерского учета, кроме того, проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств хозяйства, производятся также заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам.

     Проверка  учетных записей и уточнение оценки объектов бухгалтерского учета обеспечивает реальность показателей бухгалтерской отчетности. В ней объекты должны отражаться в следующей оценке9:

     – нематериальные активы – по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;

     – основные средства – по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом начисленного износа;

     – оборудование – по фактической себестоимости приобретения;

     – капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика (заказчика);

     – финансовые вложения – по фактическим затратам для инвестора;

     – материальные ценности (материалы, топливо, запасные части, тара и другие материальные ресурсы) – по фактической их себестоимости;

     – незавершенное производство – по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, либо по стоимости материальных затрат;

     – расходы будущих периодов – в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;

     – готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;

     – товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;

     – дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами;

     – остатки средств по валютному счету – в рублях, определяемых по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода;

     – уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами;

     – резервный и добавочный капитал – в сумме неиспользованных средств этих видов капитала;

     – нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – в сумме нераспределенной прибыли или непокрытого убытка;

       – займы и кредиты – на сумму фактической задолженности по займам и кредитам;

     – кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам;

     – доходы будущих периодов – в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к будущим отчетным периодам;

     – резервы предстоящих расходов – в сумме неиспользованных резервов и т.д.

     Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности. Если организация имеет филиалы, представительства и иные структурные подразделения, то она должна включать их показатели деятельности в свою отчетность.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и ее состав