Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, её составу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующие задачи:
– дать определение понятию и значению бухгалтерской отчетности;
– исследовать состав бухгалтерской отчетности;
– рассмотреть порядок составления бухгалтерской отчетности;
– определить требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
Введение 3
1 Понятие, состав и порядок составления бухгалтерской отчетности 6
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности 6
1.2 Состав бухгалтерской отчетности 10
1.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности 12
2 Правовая база бухгалтерской отчетности 17
2.1 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности 17
2.2 Нормативные документы о бухгалтерской отчетности 19
2.3 Пути перехода России на международные стандарты 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников
В развитой рыночной экономике бухгалтерскому учету отводятся совершенно иные функции. Это вызвано, в первую очередь, тем, что в условиях рынка меняется структура собственности; во-вторых, организация вынуждена осуществлять свою деятельность в условиях жесточайшей конкуренции, наличие которой требует постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры, тщательного планирования деятельности. В-третьих, в современных условиях меняются формы, виды и условия финансирования хозяйственной деятельности: при практическом отсутствии бюджетного финансирования и государственного кредитования организации приходится вступать в конкурентную борьбу и за кредитные ресурсы коммерческих банков, и за средства других потенциальных инвесторов3.
Эти факторы предопределяют необходимость представления рыночными субъектами своевременной и полной информации о результатах своей деятельности для заинтересованных пользователей. И закономерно, то обстоятельство, что целью представления организацией бухгалтерской финансовой отчетности внешним пользователям является, прежде всего, получение дополнительных источников финансирования. От того, что представлено в отчетности, нередко зависит будущее организации.
Бухгалтерская финансовая отчетность призвана удовлетворить общие потребности большинства пользователей, но вместе с тем от нее не требуется обеспечения всей информацией, которая может понадобиться пользователям для принятия экономических решений. В бухгалтерской финансовой отчетности в основном отражаются финансовые результаты прошлых событий. Направленность отчетности на неограниченный круг пользователей определила необходимость выявления основных характеристик бухгалтерской финансовой отчетности, в которой главным образом отражаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации.
Факты хозяйственной деятельности и хозяйственные операции являются объектами бухгалтерского учета. При их учете и отражении бухгалтер должен следовать стандартам учета и использовать основные положения построения системы бухгалтерского учета.
При составлении отчетности должны быть исполнены требования положений нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности организации, об активах, капитале, резервах и обязательствах, о доходах и расходах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы финансовой отчетности или в пояснительной записке.
К
информации, формируемой в отчетности,
предъявляются следующие
– соблюдение отчетного периода – в России отчетный период (год) совпадает с календарным;
– достоверность и полнота – все показатели, отражаемые в отчетности, должны обосновываться надлежаще оформленными первичными документами и бухгалтерскими записями, и эти показатели должны отражать полно все факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном году;
– последовательность – соблюдение постоянства в содержании и формах бухгалтерской отчетности и пояснений к ней;
– нейтральность – информация, включаемая в формируемую бухгалтерскую отчетность, должна обладать признаком нейтральности (отсутствия заинтересованности в ней того или иного человека или группы лиц);
– сопоставимость – информация, отражаемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима с точки зрения проведения управленческого и финансового анализа и использования их результатов в управленческом процессе;
–
правильность оформления.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из5:
– бухгалтерского баланса;
– отчета о прибылях и убытках;
– отчета об изменениях капитала;
– отчета о движении денежных средств;
– приложений к бухгалтерскому балансу;
– пояснительной записки;
– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
Новые
формы бухгалтерской
Состав новой отчетности следующий6:
– бухгалтерский баланс (Приложение № 1 к приказу);
– отчет о прибылях и убытках (Приложение № 1 к приказу);
– отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);
– отчет о движении денежных средств (Приложение № 2 к приказу);
– отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).
Начиная с отчетности за 2011 год, организации будут самостоятельно определять детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.
Пояснения
(ранее – пояснительная
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности7:
– в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей);
– в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только та информация, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в общем порядке, без каких-либо сокращений.
Некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках рекомендовано применять приведенную в приказе форму отчета о целевом использовании полученных средств (Приложение № 2 к приказу).
Аудиторское
заключение не включено в состав бухгалтерской
отчетности, но при этом проведение
обязательного аудита никто не отменял.
Критерии для организаций, обязанных
проводить обязательный аудит, установлены
Федеральным законом «Об аудиторской
деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008
года.
Бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса. Это обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Бухгалтерская отчетность, по своей сущности, предназначена для удовлетворения потребностей как внутренних, так и внешних пользователей. Поэтому при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий8:
– полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета и их соответствие показателям бухгалтерской отчетности;
– своевременная инвентаризация денежных средств, материальных ценностей и расчетов;
– правильная оценка статей баланса.
Для составления бухгалтерской отчетности необходимо проделать предварительную работу, которая должна обеспечить точность и полноту включаемых в отчетные формы данных. Для этого производится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. При завершении годового цикла бухгалтерского учета, кроме того, проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств хозяйства, производятся также заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам.
Проверка учетных записей и уточнение оценки объектов бухгалтерского учета обеспечивает реальность показателей бухгалтерской отчетности. В ней объекты должны отражаться в следующей оценке9:
– нематериальные активы – по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;
– основные средства – по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом начисленного износа;
– оборудование – по фактической себестоимости приобретения;
– капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика (заказчика);
– финансовые вложения – по фактическим затратам для инвестора;
– материальные ценности (материалы, топливо, запасные части, тара и другие материальные ресурсы) – по фактической их себестоимости;
– незавершенное производство – по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, либо по стоимости материальных затрат;
– расходы будущих периодов – в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
– готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;
– товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;
– дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами;
– остатки средств по валютному счету – в рублях, определяемых по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода;
– уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами;
– резервный и добавочный капитал – в сумме неиспользованных средств этих видов капитала;
– нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – в сумме нераспределенной прибыли или непокрытого убытка;
– займы и кредиты – на сумму фактической задолженности по займам и кредитам;
– кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам;
– доходы будущих периодов – в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к будущим отчетным периодам;
– резервы предстоящих расходов – в сумме неиспользованных резервов и т.д.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности. Если организация имеет филиалы, представительства и иные структурные подразделения, то она должна включать их показатели деятельности в свою отчетность.