Бухгалтерская (финансовая) отчетность в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим средством информационного обеспечения пользователей. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные отчеты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии
1.1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
1.2 Порядок составления бухгалтерских отчетов
1.3 Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
Глава 2. Основные направления развития показателей бухгалтерской отчетности
Глава 3. Учетные процедуры для составления бухгалтерской отчетности
Заключение
Список используемой литературы:
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсавая по финансовой отчетности.docx

— 60.44 Кб (Скачать)

В порядке последующей очередности  производятся записи на счетах по учету  капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств" и 48 ". Реализация прочих активов", распределяется прибыль  и закрывается счет 80 "Прибыли  и убытки".

При составлении форм бухгалтерской  отчетности используются в основном данные Главной книги. Отчетным годом  для всех организаций считается  период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых  организаций считается период с  даты их государственной регистрации  по 31 декабря включительно. Вновь  созданным организациям после 1 октября  разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса  должны соответствовать данным утвержденного  заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

1.3 Содержание  бухгалтерского баланса и правила  оценки его статей

Основной формой бухгалтерской  отчетности является бухгалтерский  баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту  синтетических счетов и субсчетов  на начало и конец периода, взятых из Главной книги. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  каждого счета записывают в Главную  книгу только из журналов-ордеров. Обороты  по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих  счетов. При мемориально-ордерной форме  учета запись на счетах Главной книги  производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.

На малых предприятиях, применяющих  упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных  операций. Следует отметить, что  некоторые балансовые статьи заполняют  непосредственно по остаткам соответствующих  счетов. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Конкретизация  содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной  и годовой отчетности.

Правила оценки статей баланса установлены  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской  отчетности. В соответствии с ним  основные средства, нематериальные активы и МБП отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, топливо, тару, запасные части  и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовую  и отгруженную продукцию в  зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования  счета 37 "Выпуск продукции, работ, услуг" - по полной или неполной фактической  производственной себестоимости и  по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе  по стоимости их приобретения.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной производственной себестоимости или по прямым статьям  расходов, а также по стоимости  сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции  незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам.

Расчеты с дебиторами и кредиторами  каждая сторона отражает в своей  отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные  сроки передать необходимые материалы  на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры. Дебиторскую задолженность, по которой  истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают  по решению руководителя предприятия  за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной  деятельности коммерческой организации  и увеличение расходов у некоммерческой организации. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Суммы  кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой  давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Отражаемые в отчетности суммы  по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала не достаточно).

Глава 2. Основные направления развития показателей  бухгалтерской отчетности

Уровень агрегированности данных баланса определяет степень его аналитичности, причем чем выше уровень агрегированности, тем менее он аналитичен. Поэтому степень его сложности, конкретный состав статей, введение дополнительных группировок постоянно находится в центре внимания российских и зарубежных специалистов. На этот счет существуют различные мнения, однако в экономически развитых странах принято заполнять несколько форм балансов для разных пользователей. Структура бухгалтерской отчетности при этом не регламентирована, в учетных стандартах описан лишь перечень и экономическое содержание отдельных статей, степень детализации бухгалтер зарубежного предприятия определяет самостоятельно.

Основной тенденцией развития баланса  в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс - упрощение структуры  баланса. За последние два десятилетия  число статей баланса промышленного  предприятия уменьшилось примерно в два раза. Кроме того, баланс унифицирован для всех отраслей хозяйства. Продолжается практика жесткого регулирования  состава и структуры отчетности, хотя за последние годы она существенно  реформирована применительно к  условиям рыночной экономики. Дальнейшие преобразования в ближайшей перспективе  должны осуществляться в следующих  направлениях:

разработка и принятие национальной концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике;

завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;

завершение изменения порядка формирования финансового результата деятельности хозяйствующих субъектов;

ускорение обновления правил бухгалтерского учета;

восстановление системы контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;

обеспечение стабильности развития системы  бухгалтерского учета.

Работа по этим направлениям будет  способствовать сближению отечественной  системы бухгалтерского учета с  международно-признанной практикой.

Концепция бухгалтерского учета в  рыночной экономике Российской Федерации  представляет собой изложение основ  построения системы бухгалтерского учета в условиях конкретной экономической  среды, складывающейся в России. Она  должна охватывать следующие вопросы: пользователи бухгалтерской информации и их потребности; цели бухгалтерского учета и отчетности; место бухгалтерского учета в системе управления; качественные характеристики бухгалтерской информации; состав и способы измерения элементов, из которых состоит бухгалтерская  информация; требования к учету. Концепция  должна также определять основные термины  системы. Она должна стать базой, фундаментом построения всей системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета, включая его законодательный  уровень. Концепция не предназначена  для непосредственного использования  при ведении учета и составления  отчетности, ей должны руководствоваться  органы и организации, разрабатывающие  регулирующие акты.

Правительством России предпринят ряд мер, направленных на ослабление влияния системы налогообложения  на бухгалтерский учет. Однако он по-прежнему находится под серьезным воздействием системы налогообложения. Это отрицательно сказывается на качестве финансовой информации, отражаемой в бухгалтерской  отчетности, и ее полезности для  пользователей, отличных от налоговых  органов, например, для инвесторов. Должна быть принята такая модель сосуществования бухгалтерского учета  и налогообложения, при которой  в качестве базовой информации использовались бы данные бухгалтерского учета, а налоговая  отчетность составлялась на базе его  данных.

Изменение порядка формирования финансового  результата хозяйствующих субъектов  должно способствовать исчислению прибыли (убытка) не столько как объекта  налогообложения, сколько как показателя, отражающего реальные достижения хозяйствующего субъекта. Формируемая в бухгалтерском  отчете прибыль должна быть сопоставимой с аналогичным показателем западных компаний. Для этого российский хозяйствующий  субъект должен применять необходимую  осмотрительность в оценках (принцип  консерватизма), чтобы избежать переоценки активов и прибыли; ориентироваться  на экономическое содержание факта  хозяйственной деятельности, а не на его форму. С законодательной  точки зрения необходимо: уточнить состав расходов, включаемых в себестоимость  продукции, исходя не только из их фактического наличия, но и из предстоящих расходов, документально не оформленных, но вытекающих из уже произведенных сделок, расчетов и оценок; определить реальные сроки  службы основных средств, лежащие в  основе расчета норм амортизационных  отчислений; снять ограничения на включение отдельных видов нормативных  деловых расходов в себестоимость (например, социальных расходов, расходов по страхованию, процентов за кредит и проч.).

Для обеспечения полезности финансовой информации, представляемой в бухгалтерской  отчетности, необходимо учитывать результаты инфляции. К попытке сгладить отрицательный  эффект инфляции в настоящее время  относятся регулярные переоценки основных средств, а также пересчет денежных активов и пассивов, выраженных в  иностранной валюте, по действующему курсу. Однако этого недостаточно для  воссоздания объективной картины, так как вне корректировки  остались сырье и материалы, составляющие существенную часть оборотных средств  хозяйствующего субъекта, а также  убытки, переносимые в будущие  периоды. В мировой практике накоплен опыт формирования полезной финансовой информации в условиях инфляции. На основе международного стандарта финансовой отчетности “Отчетность в условиях гиперинфляции" и практики отдельных  стран (Бразилии, Аргентины, Израиля, Голландии  и др.) могут быть разработаны  соответствующие правила и для  России.

Одним из направлений реформирования бухгалтерского учета и отчетности является дальнейшее построение четкой и непротиворечивой системы регулирующих актов. Должна быть ускорена работа по изданию единой системы Положений  по бухгалтерскому учету (ПБУ). В качестве ее отправной точки наряду с научными разработками и действующими нормативными актами должны быть использованы Международные  стандарты бухгалтерской отчетности, которые станут мерилом соответствия российских стандартов международной  практике.

В условиях рыночной экономики необходимы: методическая помощь собственникам  и инвесторам в развитии навыков  использования информации для оценки деятельности организаций и принятии управленческих решений, методическая помощь хозяйствующим субъектам  в раскрытии учетной политики и иной полезной финансовой информации в бухгалтерской отчетности; развитие обязательного аудита и др.

Смысл реформирования бухгалтерского учета и отчетности заключается  в том, что недостатки и несоответствия показателей должны устраняться  последовательно, во взаимосвязи с  запросами рыночной экономики, без нарушения целостности. Такой подход является наиболее целесообразным в современных российских условиях.

Глава 3. Учетные  процедуры для составления бухгалтерской  отчетности

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному  специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все  бухгалтерские записи на синтетических  и аналитических счетах (включая  результаты инвентаризации), проверена  правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует  иметь в виду, что современные  предприятия являются сложными объектами  учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции (фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в  этом деле позволило выработать следующие  рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты  и заканчивают счетами с минимальным  количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности: исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 "Вспомогательные производства", распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"; калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство"; осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности предприятия и закрывают счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", распределяют прибыль и закрывают счет 80 "Прибыли и убытки".

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность в управлении предприятием