Бухгалтерская (финансовая) отчетность: концепции и правила составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находится в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значимым источником такой информации являются бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации, за

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......4
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................6
Концепции Бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской практике …………………………………………………………...……..6
Сущность и назначение бухгалтерской отчетности ……………..….....8
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ..12
Состав и содержание бухгалтерской отчетности ………………...…...12
Классификация бухгалтерской отчетности ……………………..........19
Сроки представления БФО……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...……25
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблицы)…………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс ……………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет об изменения капитала……………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о движении денежных средств………………...…35
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Приложение к бухг

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских  данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых  синтезированы показатели нижнего  уровня.

     Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ.

     Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями  и учреждениями, ведущими бухгалтерский  учет.

     Перед бухгалтерской отчетностью стоят следующие задачи:

     - создание необходимых условий  для существующих и потенциальных  пользователей информации при  принятии ими управленческих  решений о взаимодействии с  организацией;

     - возможность оценки времени, вероятности и объемов, причитающихся пользователям выплат от деятельности организации;

     - обеспечение адекватности отражения  составления экономических ресурсов  организации, включая все возможные  внешние обстоятельства.

     Выше  перечисленные задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная практика позволяют отнести к ним следующие критерии:

     - ценность для пользователя;

     - надежность (достоверность);

     - сопоставимость;

     - постоянство;

     Ценность  для пользователя подразумевает, что  бухгалтерская отчетность играет важнейшую  роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью бухгалтерской отчетности, т.е. информация, отраженная в ней. Служит основной для прогнозирования дальнейших перспектив организации.

     Надежность (достоверность) бухгалтерской отчетности означает реальность отражения экономических  показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным  представлением информации в отчетности, т.е. отражением в ней экономической сущности деятельности организации, а не ее формальной стороны. Тем самым достигается объективность информации и невозможность составления отчетности в интересах, какой- либо группы лиц. При этом должна обеспечиваться возможность проверки представляемой информации в бухгалтерской отчетности.

     Критерий  сопоставимости подразумевает возможность  сравнения показателей организации  с аналогичными показателями других организаций либо с показателями той же самой организации, но взятыми  за другой отчетный период.

     Постоянство означает применение одних и тех же элементов учетной политики от одного учетного периода к другому. Тем самым обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерской отчетности организации за различные отчетные периоды.

     Эти теоретические положения нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности.

     Так, п.6 ПБУ 4\99 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности.

     Выполнение  требования полноты представления  информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. 
 
 

     2 СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ 

     2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности 

     Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

     • бухгалтерского баланса (форма №1);

     • отчета о прибылях и убытках (форма  №2);

     • отчета об изменениях капитала (форма  №З);

     •отчета о движении денежных средств (форма  №4);

     • приложений к бухгалтерскому балансу (форма №5);

     • пояснительной записки;

     •аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным  законом подлежит обязательному аудиту.

     Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца.

     По  стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая – из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассив (см. Приложение Б).

     Основным  элементом бухгалтерского баланса  является балансовая статья.

     Существуют  определенные правила составления  баланса:

     - данные бухгалтерского баланса  на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года;

     - не допускается зачета между  статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков,  кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими  Положениями по бухгалтерскому учету;

     - отдельные показатели отражаются  в нетто-оценке, т.е. за минусом  регулирующих величин (износа, амортизации,  оценочных резервов и др.);

     - активы и пассивы показываются  в зависимости от срока их  обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные).

     РАЗДЕЛ I АКТИВА БАЛАНСА

     В разделе "Внеоборотные активы" отражается имущество организации, которое используется в течение длительного периода: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.

     Нематериальные  активы:

     В состав нематериальных активов включаются только те права пользования, которые будут использоваться в течение длительного периода (более 1 года). Расходы на права пользования, приобретенные на срок менее 1 года, могут учитываться на счете 31 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным отнесением в течение срока их использования на:

     - счета издержек, если они используются  для производственных целей:

     - счета использования прибыли,  если они используются для

     непроизводственных  целей.

     Состав  нематериальных активов и порядок  их амортизации приведены в Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации.

     Нематериальные активы могут быть получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе деятельности, внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации.

     Данные  по соответствующим строкам подраздела приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов (за исключением объектов жилого фонда и нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

     Основные  средства:

     По  данной строке баланса показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе, по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

     Незавершенное производство:

     По  данной строке баланса показывается стоимость незаконченного строительства, оборудования к установке, а также  авансы, выданные подрядным и проектным  организациям под строительно-монтажные  и проектные работы.

     Долгосрочные  финансовые вложения:

     При учете всех видов финансовых вложений следует иметь в виду, что они  оцениваются в течение года по стоимости их осуществления или приобретения. Приобретенные организацией акции, котирующиеся на бирже или специализированных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются в балансе за минусом образованного резерва под обесценение ценных бумаг, учтенного на счете 82 «Оценочные резервы». Резерв создается в сумме превышения учетной стоимости ценных бумаг над их рыночной оценкой, но только по состоянию на 31 декабря отчетного года.

     В пассиве баланса сумма образованного  резерва под обесценение вложений в ценные бумаги отдельно не отражается, так как она уже «сминусована»  в активе баланса.

     Отчет о прибылях и убытках:

     Наиболее  значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Современный отчет представляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующем звеном между прошлым и нынешнем отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода посравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансам и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

     Формирование  показателей отчета о прибылях и  убытках осуществляется на основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках ( см. Приложение В).

     Отчет об изменениях капитала

     Отражает  информацию о наличии и движении собственного капитала организации  в отчетном году.

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность: концепции и правила составления