Бухалтерский учет в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Эта отрасль экономики обеспечивает обращение, обмен и куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже.
Торговля - это своего рода экономическое посредничество между производителями и потребителями, осуществляемое путем покупки товаров у производителей с целью перепродажи потребителям либо путем реализации товаров потребителям с последующей оплатой их стоимости производителю.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     К забалансовым счетам для учета товаров относятся:

  • Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
  • 004 «Товары, принятые на комиссию»

Счет 002 применяется как продавцами, так и покупателями.

     Продавец на этом счете учитывает товары, которые стали собственностью покупателя, но не вывезены им. На эти товары продавец выдает покупателю сохранную расписку.

     Покупатель использует этот счет в двух случаях:

     1). Получив от поставщика товары он на законном основании отказывается от них, не становясь собственником (недоброкачественные товары).

     2). Для учета поступивших товаров, собственником которых он еще не стал(товары еще не оплачены).

     Счет 004 применяется комиссионером (комиссионный магазин) для учета товаров, полученных от комитента (продавца), поскольку собственником этих товаров является комитент.

     Аналитический учет к этим счетам ведется по каждому собственнику товаров, а также по наименованиям товаров.  
 
 
 
 
 
 
 

Особенности учета товаров, приобретаемых  за иностранную валюту

  Товары, приобретаемые за иностранную валюту, принимаются к бухгалтерскому учету так же, как и товары, приобретаемые за рубли. Но расчеты в валюте, которые в данном случае имеют место, имеют свои особенности. Учет валютных операций в бухгалтерском учете регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н. Изменения, касающиеся валютных операций, вступившие в силу с 2007 г., внесли некоторые несоответствия между бухгалтерским и налоговым учетом, так как с 2007 г. из бухгалтерского учета исключено понятие «суммовые разницы», в то время как в НК РФ такое понятие по-прежнему осталось.

Согласно требованиям законодательства стоимость всех активов, выраженная в иностранной валюте, в том числе и стоимость материально-производственных запасов, «…для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли» (п. 4 ПБУ 3/2006).       Следовательно, вести бухгалтерский учет в какой-либо валюте, кроме российских рублей, закон не разрешает. Обязательства, выраженные в валюте, которые возникают у организации-покупателя перед поставщиком, следует отражать в бухгалтерском учете в рублевом эквиваленте. Пересчет обязательств, возникающих у организации-покупателя перед поставщиком при покупке товаров за иностранную валюту (т. е. конвертация), производится по курсу, обусловленному договором поставки (соглашением сторон). В случае, если курс валюты не зафиксирован в условиях договора, конвертация производится по курсу, установленному Центробанком РФ, на момент возникновения обязательств. Согласно п. 9 и 10 ПБУ 3/2006 материально-производственные запасы (в нашем случае товары) принимаются к бухгалтерскому учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на момент совершения операции в валюте, и дальнейшей переоценке в связи с изменением курса не подлежат. Иначе обстоит дело с обязательствами по оплате этого товара. Организация-покупатель должна производить пересчет своих обязательств (кредиторской задолженности поставщику) на дату исполнения обязательств или на отчетную дату (в зависимости от того, какой момент наступает раньше). Это актуально в случае, когда расчеты ведутся по курсу ЦБ РФ или когда договором поставки по каким-либо причинам установлен «плавающий» курс валюты расчетов. Если же курс валюты определен соглашением сторон и неизменен, разница при пересчете обязательств, естественно, будет равна нулю. Разница между рублевой оценкой обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату отчетного периода и рублевой оценкой этого же обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода (последней переоценки) называется курсовой разницей. Эта разница учитывается покупателем на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Если она отрицательная, т. е. учитывается по дебету счета 91.2 «Прочие расходы», ее сумма принимается к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (это относится и к бухгалтерскому, и налоговому учету). Положительная курсовая разница учитывается по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы», как прочие доходы предприятия.

  Предположим, что организация приобрела у  поставщика товар на сумму 1000 долларов США. Для пересчета используется курс Центробанка. Товар был принят к учету двадцатого числа, когда курс доллара составлял 26,78 руб. Таким образом, у покупателя перед поставщиком возникла кредиторская задолженность (в пересчете) 26 780 руб. Оплата за товар до конца месяца (т. е. до конца отчетного периода) произведена не была. Тридцатого числа, в последний день месяца, курс доллара США был установлен Центробанком в размере 26,52 руб. Бухгалтер предприятия-покупателя произвел переоценку обязательств, и на конец отчетного периода она составила 26 520 руб. В результате возникла курсовая разница в сумме 260 руб. В бухгалтерском учете она отражается следующей проводкой:

  Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»,

  Кредит  субсчета 91.1 «Прочие доходы» – 260 руб. – отражена курсовая разница на конец отчетного периода.

  Оплата  за товар была произведена седьмого числа следующего месяца, когда курс доллара США был установлен Центробанком 26,60 руб. Следовательно, на момент исполнения обязательств задолженность покупателя перед поставщиком составила 26 600 руб. В результате проведенной переоценки возникла отрицательная курсовая разница в сумме 80 руб. В бухгалтерском учете это отражается так:

  Дебет субсчета 91.2 «Прочие расходы»,

  Кредит  счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» – 80 руб. – отражена курсовая разница на момент исполнения обязательств.

  Таким образом, покупатель оприходовал у  себя приобретенный товар на сумму 26 780 руб., а оплату поставщику произвел в сумме 26 600 руб.

  Кроме того, для того чтобы расплатиться за товар валютой, организация-покупатель в случаях, когда собственной валюты она не имеет или ее недостаточно, должна купить необходимую сумму. Валюта приобретается по обменному курсу, установленному банком. Как правило, этот курс выше установленного Центробанком. Таким образом, валюта приобретается по курсу, превышающему курс, по которому будет произведена оплата, и в бухгалтерском учете опять возникает разница. До 2007 г. эта разница называлась суммовой. Как говорилось выше, в настоящее время это понятие исключено из бухгалтерского учета, но осталось в налоговом. В бухгалтерском учете мы можем принять эту разницу как курсовую, так как ПБУ 3/2006 не предусматривает жесткой привязки понятия курсовой разницы к курсу Центробанка. Обменный курс, устанавливаемый банком, продающим валюту, можно признать как курс, установленный соглашением сторон, т. е. соглашением между банком и организацией, приобретающей валюту. Таким образом, финансовый результат от покупки валюты (т. е. разницу между суммой, на которую валюта была приобретена, и суммой, перечисленной поставщику), покупатель также может отнести на счет 91. Допустим, что седьмого числа организации-покупателю для расчета с поставщиком потребовалось приобрести 1000 долларов США. Обменный курс банка, у которого валюта приобреталась, составил в этот день 26,70 руб. Таким образом, 1000 долларов США была куплена покупателем у банка за 26 700 руб., а расчеты с поставщиком в рублевом эквиваленте составили 26 600 руб.   Отрицательный финансовый результат от покупки валюты составил 100 руб. В бухгалтерском учете это будет отражено таким образом:

  Дебет счета 57 «Переводы в пути»,

  Кредит  счета 51 «Расчетные счета» – 26 700 руб. – перечислены деньги на приобретение валюты;

  Дебет счета 52 «Валютные счета»,

  Кредит  счета 57 «Переводы в пути» – 26 600 руб. – приобретена валюта для расчетов с поставщиком;

  Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»,

  Кредит  счета 52 «Валютные счета» – 26 600 руб. – перечислена оплата поставщику;

  Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»,

  Кредит  счета 57 «Переводы в пути» – 100 руб. – отражен финансовый результат от покупки валюты.

  Что касается оприходования товаров, а  также начисления и оплаты налогов, правила здесь аналогичны тем  же ситуациям, что и при приобретении товаров за рубли. 
 

Особенности учетной политики на предприятиях торговли 

  Несмотря  на то, что бухгалтерский и налоговый  учет в любых сферах деятельности довольно жестко регламентирован законодательными и иными актами, предприятиям предоставляется определенная свобода действий при выборе тех или иных форм учета. Однако организация не может произвольно менять методы начисления и учета в течение года в зависимости от того, что на данный момент является для нее наиболее выгодным. Поэтому один из первых документов, который создается в начале деятельности любой организации, – это приказ об учетной политике предприятия. И если в небольших фирмах большинство приказов может быть издано непосредственно руководителем, то в создании приказа об учетной политике самое активное участие принимает главный бухгалтер. Чаще всего именно он и составляет проект приказа (кроме, разумеется, тех случаев, когда руководитель принимает решение вести бухгалтерский учет лично). В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011) предприятие самостоятельно формирует свою учетную политику. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (стоимостное измерение, первичное наблюдение, текущая группировка и обобщение фактов хозяйственной деятельности), выбранная организацией, и называется учетной политикой предприятия.

  Под способами бухгалтерского учета понимаются методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, организация документооборота, инвентаризации, погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров и т. д.

  Принятые  способы бухгалтерского учета применяются  всеми структурными подразделениями  предприятия независимо от их месторасположения, в том числе и выделенными на отдельный баланс. Установленные способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего приказа (распоряжения), т. е. приказ об учетной политике предприятия вступает в силу с 1 января независимо от даты его утверждения. Исключением являются вновь создаваемые организации, для которых приказ об учетной политике считается вступившим в действие с момента приобретения ими прав юридического лица. Эти организации должны оформить избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

  При формировании учетной политики организация  имеет право самостоятельно:

  1) устанавливать порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам;

  2) определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

  3) выбирать способ начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

  4) определять стоимостной предел отнесения предметов к основным средствам или МБП;

  5) выбирать способ группировки и списания затрат на производство;

  6) выбирать вариант синтетического учета производственных запасов;

  7) выбирать способ учета выпуска продукции (работ, услуг);

  8) выбирать метод оценки производственных запасов, готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

  9) выбирать способ учета затрат на производство;

  10) определять сроки погашения расходов будущих периодов;

  11) выбирать метод определения выручки от реализации;

  12) выбирать момент реализации по работам долгосрочного характера;

  13) создавать резерв сомнительных долгов;

  14) выбирать способы распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

  15) выбирать метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

  17) создавать резервы и фонды специального назначения;

  18) выбирать способ оценки задолженности по кредитам и займам;

  19) выбирать способ учета курсовых разниц.

  .

  На основании действующего в РФ плана бухгалтерских счетов организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов. Добавления или сокращения вносятся в систему субсчетов в зависимости от специфики деятельности предприятия. Важно помнить, что субсчета напрямую связаны с ведением именно аналитического учета в бухгалтерии и, помимо требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательством, можно использовать более детальный аналитический учет, который будет удобен для работы.

  Учетная политика предприятия предусматривает также самостоятельный выбор формы бухгалтерского учета. Это способы и последовательность учетной регистрации, взаимосвязь и строение учетных регистров. Перечень применяемых учетных регистров тоже выбирается организацией самостоятельно. Учетные регистры представляют собой специальные формы, предназначенные для учетных записей. Различают регистры аналитического и синтетического учета в зависимости от объема их содержания. Регистры также бывают хронологическими и систематическими в зависимости от видов учетных записей. Сейчас в бухгалтерии используются журнально-ордерная, мемориально-ордерная и автоматизированная формы учета. Рассмотрим, что же представляют собой эти формы.

  1).Мемориально-ордерная форма учета основана на том, что в мемориальные ордера вносятся записи данных первичных и накопительных документов. В дальнейшем ордера фиксируются в регистрационном журнале и переносятся в Главную книгу. К мемориальным ордерам прилагаются первичные документы, которые служат основанием для записей в регистрах аналитического учета. При ведении такой формы учета в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости по всем счетам аналитического учета. Затем производится их сверка. Итоги дебетовых и кредитовых оборотов всех синтетических счетов должны быть равны итогам регистрационного журнала, в котором регистрировались мемориальные ордера.

  2).Журнально-ордерная форма учета основана на линейно-позиционном способе записи и применении накопительных регистров. Записи в журналах-ордерах производятся по итогам за месяц из накопительных ведомостей или по мере поступления документов. Каждый отдельно взятый журнал-ордер ведется по одному счету. Возможно также ведение одного журнала по нескольким счетам, если они близки по экономическому содержанию. В журнале-ордере отражается кредитовый оборот выбранного счета (счетов), дебетовая же часть операции отражается в журналах-ордерах корреспондирующих счетов, т. е. регистрация ведется по кредитовому признаку. Сумма хозяйственной операции записывается только 1 раз, но при этом отражаются и дебетуемый, и кредитуемый счета. Журналы-ордера ведутся в течение 1 календарного месяца. В конце каждого месяца все итоги журналов-ордеров переносятся в Главную книгу. Она заводится сроком на 1 календарный год и отражает обобщенные данные текущего учета, а также предназначается для сверки отдельных счетов между собой.

Информация о работе Бухалтерский учет в торговле