Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Таким образом, целью работы является исследование инфляции и инфляционных процессов в стране.
Задачи работы: изучение инфляции, какие последствия она влечет, методы борьбы с ней, какова инфляция на сегодняшний день и прогнозы.
Данная работа состоит из 2 глав:
1. История, причины, виды инфляции.
2. Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История, причины, виды инфляции………………………...…….......4
1.1 Из истории инфляции и инфляционных процессов…………...…….4
1.2 Причины возникновения инфляции…………...……………………..6
1.3 Виды инфляции……………………………………………..………...13
Глава 2. Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика……………......20
2.1 Опрос Россиян о причине инфляции……………………………......27
2.2 Решение Минэкономразвития по предотвращению инфляции…...28
2.3 Сдерживание инфляции ЦБ РФ………….………………………….29
2.4 Проблемы страны глазами россиян…………… ……………….......30
2.5 Прогноз инфляции………….…………..…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………........36
Список используемых ресурсов ………………………………
Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМ 22-23 марта 2008 года. В ходе него было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Согласно представленным социологами данным, очень высокой считают инфляцию в течение последнего месяца-двух 74 процента опрошенных. При этом 18 проц. респондентов считают, что цены растут умеренно, и 2 проц. - что почти не растут. А 6 проц. россиян вообще затруднились ответить.
Опрос
также показал, что чем хуже опрошенные оценивают собственн
Таблица
1. Сравнительная хар-ка уровня инфляции
в индустриальных странах
Стоит отметить, что за последние четыре года в России темпы роста цен, по оценкам граждан, самыми низкими были, как не парадоксально, в 2007 году. Тогда каждый второй (52 проц.) воспринимал инфляцию как очень высокую. Ранее, в 2005-2006 гг., инфляция казалась высокой двум третям опрошенных (62 проц.). По 26 проц. считали рост цен умеренным. При этом 7 проц. в феврале 2006 году считали инфляцию незначительной, а в том же месяц годом ранее такого мнении я придерживались лишь 5 проц.
Причин
высокой инфляции россияне, как правило,
назвать не могут (57 проц. опрошенных
затрудняются с ответом). Незначительная
часть опрошенных винят в инфляции
бездействие и
Между
тем, год назад в росте цен
в России бездействие и
Между тем, в 2005 и 2007 гг. преобладала точка зрения, что важнее повышение зарплат и пенсий (50 проц. против 39 проц. и 48 проц. против 35 проц. соответственно). В 2006 и 2008 гг. с небольшим перевесом побеждает мнение, что более значима борьба с инфляцией (46 против 41 проц. и 43 против 35 проц.). Примечательно, что чем выше покупательская способность респондентов, тем больше значения в этой альтернативе они придают борьбе с инфляцией.
На вопрос социологов, что на ваш взгляд сегодня важнее - рост зарплат и пенсий или борьба с инфляцией, 43 проц. посчитали, что на данный момент важнее борьба с инфляцией, поэтому значительно повышать зарплаты и пенсии не следует. Еще 35 проц. ответили, что в настоящее время важнее повышение зарплат и пенсий, а не борьба с инфляцией, а 22 проц. затруднились ответить.
Между тем, 33 проц. из тех, кто ответил, что сегодня важнее борьба с инфляцией, едва сводит концы с концами и денег не хватает даже на продукты; у 36 проц. на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения; у 46 проц. денег хватает на продукты и на одежду, а вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для них проблемой и 49 проц. могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако им затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль.
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.
С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:
1. Ползучая (умеренная) инфляция
2. Галопирующая инфляция
3. Гиперинфляция
4. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год.
5. Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах. Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.4
С точки зрения критерия- соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:
1) сбалансированная инфляция;
2) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.5 Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
- ожидаемую;
- неожидаемую.
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
· открытую;
· подавляемую.
Открытая
инфляция характеризуется
Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
В 50-60-е годы прошлого столетия теории инфляции спроса и издержек лежали в основе экономической политики буржуазных правительств, а так же были наиболее популярными объяснениями инфляционного процесса. Это послужило поводом переложить на них ответственность за нарастание инфляционных процессов в экономике в 70-е годы. Таким образом, рост инфляции связывают с издержками на заработную плату. Профессор Лутц в своей работе «Инфляция издержек и спроса» пишет: «Если одновременно имеющиеся дополнительные финансы для целей инвестиций превышают то, что требуется для покрытия возросшей заработной платы и поддержания относительной доли прибылей в производстве, то инвестиции представляют собой дополнительный источник инфляции; налицо симптомы инфляции спроса. Мы ясно видим наличие сочетания инфляции издержек и инфляции спроса».6
- Инфляция спроса
Инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.
Инфляция спроса упрощенно может быть представлена так:
Совокупный
спрос, превышающий текущие
Соответственно, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. То есть, само по себе увеличение спроса порождает скорее угрозу инфляции, нежели саму инфляцию. Для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев - для государства (Правительства и Центрального банка) это становится проблемой. Если государство увеличивает производство, с целью предотвратить грозящий его спад, то отсюда, собственно, и начинается инфляция. В краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска, в долгосрочном - только рост цен (инфляционная спираль). Если же государство сдерживает рост денежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция - сжимается спрос и восстанавливается равновесие.
Информация о работе Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика