Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России

Автор: Теймураз Соломнишвили, 15 Октября 2010 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Формирование рынка ценных бумаг

Содержание

1. Рынок ценных бумаг в Царской России
2. Рынок ценных бумаг в условиях СССР
3. Начало формирования современного фондового рынка
4. Экономическая сущность и определений ценных бумаг
5. Классификация ценных бумаг
6. Значение ценных бумаг
7. Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России

Работа содержит 1 файл

1 Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

       - раскол политической элиты и  несогласованность действий различных ветвей власти;

       - финансовый кризис, значительный  бюджетный дефицит и рост государственного  долга (в том числе по ценным  бумагам нерезидентов) при отсутствии заметных позитивных сдвигов в реальном секторе экономики России;

       - объективная заинтересованность  банков в понижении котировок ГКО и росте их доходности, отсутствие у них средств в результате прекращения торгов на рынке ГКО в настоящее время;

       - нецелевое использование бюджетных  средств, незавершенность перехода к казначейской системе обслуживания бюджета;

       - недостаточная нацеленность проводимой экономической и финансовой политики на рост производства, отсутствие реальных результатов проводимых стабилизационных мероприятий;

       - существенное снижение мировых  цеп на нефть и другие сырьевые  товары;

       - законодательное ограничение доли нерезидентов в уставном капитале ценных бумаг РАО "ЕЭС России" 25 % (фактически она уже равна 30 %). При этом оборот ценных бумаг РАО составляет 40 % оборота РТС;

       - серьезные убытки, понесенные иностранными  инвесторами в Юго-Восточной Азии, и конкуренция фондовых рынков развивающихся стран.

       Резкое  ухудшение ситуации на фондовом рынке  России привело к снижению ее кредитного рейтинга известными рейтинговыми агентствами Moody's Standard & Poor's  и fitch IBCA, а также к снижению аналогичного рейтинга 14 ведущих российских банков агентством Moody's, что создало дополнительные трудности, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Вместе с тем, несмотря па серьезное падение рынка корпоративных ценных бумаг, имеются известные основания для оптимизма в отношении его будущих тенденций.

       Во-первых, важным фактором возобновления роста  курса акций является их педооцененность (по последним данным, в 1,5-2 раза). Наиболее вероятен рост курса акции предприятий сферы телекоммуникаций, а также тесно связанных с отечественным капиталом - металлургии, машиностроения, лесной промышленности, пароходств и авиакомпаний. Успешному инвестированию в недооцененные акции будет, в частности, способствовать интеграция России в систему  global custody с резервным фондом в 3 трлн. долл., предусматривающую покупку ценных бумаг в режиме реального времени, страхование сделок, защиту от разорения в случае резких колебаний на финансовых и фондовых рынках. В настоящее время в целях активизации иностранного инвестирования в российские регионы принято решение о создании межрегионального кастоди-центра.

       Во-вторых, необходимо иметь в виду относительную  развитость инфраструктуры российского  рынка ценных бумаг, подкрепленную  активной деятельностью ФКЦБ но защите нрав инвесторов и эмитентов, совершенствованию эмиссии, достижению информационной "прозрачности" и т.д.

       В-третьих, следует учитывать проведение мероприятий  по ликвидации финансового кризиса  путем реструктуризации заимствований 15 пользу займов с более длительным сроком и меньшими процентами как на внутреннем, так и па внешнем рынке, минимизации бюджетного дефицита на основе программы сокращения расходов и увеличения сбора налогов.

       Нужно также иметь в виду, что реструктуризация рынка государственных ценных бумаг не приведет к автоматической переориентации банковских вложении на реальный сектор экономики. Для этого необходимы большие стимулы, включая соответствующие налоговые льготы как банкам, так и предприятиям. В данной связи важнейшее значение имеет разработка конкурентоспособных инвестиционных проектов. Вложения в реальный сектор должны обеспечивать сопоставимую но сравнению с валютными активами или размещением капитала за рубежом доходность в условиях долгосрочной стабильности.

       Можно назвать и другие (факторы, содействующие расширению инвестиционных возможностей страны: концентрацию банковского капитала путем создания пулов и холдингов; развитие коллсктивно-1.о инвестирования; правительственную инициативу но отмене принятого Государственной думой РФ ограничения на право владения нерезидентами акциями РАО "ЕЭС России" и внесению необходимых поправок 15 соответствующий закон; наличие значительных свободных средств v западных инвесторов, рассматривающих российский фондовый рынок как перспективный (в связи с этим отметим, что, согласно недавно проведенному рейтингу инвестиционных возможностей, несмотря на все кризисы Россия опережает страны с развивающимися рынками); эффективность деятельности и вероятный рост вновь созданных компаний. Например, с начала года котировки акций молодой телекоммуникационной компании "Би Лайн" выросли на 40 %.

       Помимо  перечисленных факторов, может сыграть  свою роль проведение некоторых регулирующих мероприятий, например, установление ФКЦБ торгового "коридора" на фондовых биржах, контроля НА-УФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) за манипулированием ценами на фондовом рынке, обязательность вступления участников рынка в СРО (саморегулируемые организации) а также более четкая законодательная регламентация действий в кризисных ситуациях. Представляется актуальным и совершенствование налогового законодательства, в частности, Совет Федерации уже принял поправки к закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым убытки от операций с ценными бумагами, фьючерсными и опционными контрактами будут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

       Важное  значение возможно будет иметь оптимальное  сочетание сделок на фондовом рынке с немедленным и срочным исполнением. Целесообразны также ужесточение условий включения акций предприятий в листинг бирж, принятие мер по повышению индивидуальной и коллективной ответственности биржевых посредников (дилеров) за осуществление операций.

       В свете кризиса на отечественном  фондовом рынке представляет интерес опыт разработки сценариев долгосрочного развития рынка ценных бумаг в странах с давно сформировавшейся рыночной экономикой. Так, например, инвестиционный банк Merrill Lynch прогнозировал различные варианты перспективной динамики рынка корпоративных ценных бумаг и структуры инвестиционного портфеля с учетом доли размещенных в США и за рубежом акций, а также облигаций и наличных денег у населения, деятельности пенсионных фондов, функционирования развитых и развивающихся фондовых рынков в различных странах. На основе подобной практики правомерна большая диверсификация инвестиционного портфеля российских инвесторов, достигаемая, в частности, путем развития рынка корпоративных облигаций, характеризующегося разными сроками погашения и процентными ставками. Заметим, что в настоящее время корпоративные облигации эмитированы примерно двадцатью компаниями, а также "Мост банком". ФКЦБ приняла ускоренную процедуру их регистрации но сравнению с акциями.

       Использование облигационных займов даст предприятиям возможность привлечь инвестиции для финансирования оборотных средств в качестве предпосылки последующего расширения основного капитала на более льготных условиях по сравнению как с банковскими кредитами (меньший процент и больший срок погашения), так и с акциями. Последнее означает, что инвесторы не будут обладать правом собственности на имущество предприятия и не смогут вмешиваться в управление им. В то же время названные факторы уменьшают привлекательность облигаций для инвесторов, что предопределяет необходимость более тщательной подготовки займов и проведения мероприятий по их успешному размещению. Реализация предложения об уменьшении налогооблагаемой базы на величину займов, выручка от которых на правляется на расширение производства, будет способствовать росту заинтересованности предприятий в таких мероприятиях.

       Особенно  важное значение будет иметь развитие рынка корпоративных ценных бумаг и усиление инвестиционной активности в условиях перехода правительства РФ и Байка России 17 августа 1998 г. к политике "плавающего" курса рубля в рамках новых границ валютного "коридора" (6-9,5 руб. за 1 долл. США) в целях преодоления финансового кризиса. Положительными аспектами такого перехода представляются вероятный рост курса акций предприятий экспортных отраслей " ТЭК и цветной металлургии, а в более отдаленной перспективе акции предприятий, ориентированных на отечественный рынок в, связи с повышением их конкурентоспособности. Большую роль возможно будут играть сделки со срочным исполнением. Улучшение положения с выплатой зарплаты и пенсий позволит переключить полученные от эмиссии ценных бумаг средства на инвестиции. Вместе с тем необходимо учитывать вероятность роста процентных ставок вследствие возможного увеличения инфляции, трудности, испытываемые банковской системой, неопределенность положения на рынке государственных ценных бумаг, усиление недоверия со стороны иностранных инвесторов. В связи с этим потребуется разработка прогноза и новой финансовой стратегии в области соотношения процентных ставок, курса рубля и темпов инфляции, а также ориентация па появление эффективных финансовых инструментов, способствующих пополнению бюджетных доходов и улучшению обслуживания государственного долга.

       Указанные выше предпосылки роста инвестиций макроэкономического характера могут быть действенными лишь при одновременном осуществлении необходимых мероприятий микроэкономического плана: реформы предприятий, повышения их восприимчивости к инвестиционным кредитам и инвестициям в целом. Помимо предусмотренного концепцией реформы предприятий введения стандартов раскрытия информации о ценных бумагах, в число таких мероприятий целесообразно включить:

       - создание Минфином системы банков - гарантов реструктуризации предприятий, использование ими заемных средств на оказание необходимых консультационных услуг;

       - совершенствование инвестиционных  институтов, уже действующих в  рамках инфраструктуры фондового рынка, и создание при необходимости новых;

       - проведение конкурсов инвестиционных  программ при реструктуризации  предприятий и конкурсов на  доверительное управление   реструктурируемыми предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.  Варианты развития российского рынка капиталов 
 

       Ни  один из приведенных ниже сценариев  не будет реализован в чистом виде. Потребность в инвестициях и реконструкции хозяйства настолько велика, что неизбежно обращение к иностранному капиталу, при любом раскладе событий должны сохраниться островки либеральной и открытой экономики. Рассмотрим различные варианты развития событий.

       Возврат к директивной экономике

       Если  в хозяйстве России в ближайшие  два-три года будут усиливаться  централизованное руководство, плановое начало, если государство будет сохранять или даже расширять свою собственность, то неизбежно восстановление монобанковской системы (если даже формально она будет двухуровневой), дальнейшее огосударствление денежных ресурсов и финансово-кредитных отношений. Неизбежной станет все более жесткая регламентация обращения наличной денежной массы и сферы финансов.

Рынок ценных бумаг постепенно прекратит  свое существование. Могут остаться внешние облигационные займы  и нерыночные облигации для населения. "Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии... аннулируются (уничтожаются)" (Декрет ВЦИК от 3 февраля 1918 г.); "Все сделки с ценными бумагами воспрещаются" (Декрет СНК от 5 декабря 1918 г.); "Все банковские акции аннулируются и всякая выплата дивидендов по ним безусловно прекращается" (Декрет СНК от 5 февраля 1918г.).

       Может начаться административное сокращение сети акционерных коммерческих и восстановление крупнейших государственных банков для финансирования казенного хозяйства. Де-факто и де-юре постепенно начнет восстанавливаться монополия  государства на ведение банковского дела. Банки вновь вероятно станут частью государственного аппарата надзора за деятельностью предприятий. Исчезнет почва для существования институтов рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, частных страховых компаний). Станут ненужными рыночные способы аккумуляции через них денежных ресурсов.

       Экономический рост возможно будет возобновлен  за счет административного перераспределения денежных средств в пользу государства, возобновления бюджетных инвестиций, накачки денежной массы и постоянно включенной на первых порах инфляции. Экономический рост будет иметь преимущественно экстенсивный характер, вновь начнет возрастать милитаризованность экономики.

       Вопрос  о денежных ресурсах перестанет быть актуальным. Их движение будет отражать административное распределение материальных фондов с высокой степенью автоматизма в бюджетном и кредитном финансировании, с использованием преимущественно внеэкономических критериев для распределения денежных ресурсов.

       Этот  вариант возможен в случае прихода  к власти политических сил, ориентирующихся на директивную экономику и возврат к социализму образца 50—70-х годов. При этом — в силу закрытости экономики — Россия не решит ни технических, ни технологических задач, ни проблем качества жизни.

       Фундаменталистская  экономика

       Этот  вариант возможен при приходе  к власти сил, ориентирующихся на национальную модель капитализма, замкнутую в религиозном и идеологическом отношениях монокультурную страну ("патриотический" блок).

       В экономике это означает сохранение переходного и закрытого характера экономики страны при сильной роли государства как производителя и собственника, стагфляцию, отсутствие долгосрочной политики реформ, более быстрый переход России в категорию развивающихся государств.

       В этом случае может быть сохранен смешанный, переходный характер финансовой системы России, повторяющей сейчас в основных чертах финансовые системы стран третьего мира.

       Имеются в виду: гипертрофированная роль бюджета  и Центрального банка в финансовых ресурсах страны; слишком большая  доля собственности государства  и крупных предприятий в капиталах финансовых институтов; огромные программы централизованного дотационного кредитования и финансирования приоритетных секторов экономики, минуя рынок ценных бумаг; масштабное и дешевое финансирование через банки и рынок государственных ценных бумаг дефицитного бюджета; продолжающаяся сильная инфляция в денежной сфере; слабость государственного надзора за инвестиционными институтами и банками при нарастании удельного веса плохих кредитов и инвестиций в их активах, периодические крупные банкротства финансовых институтов; ограниченный доступ для иностранного капитала, протекционизм, направленный против иностранных финансовых институтов; крайне небольшие объемы иностранных инвестиций, преимущественно в сырьевой сектор; очень незначительные объемы рынка ценных бумаг, его низкая ликвидность при наполнении преимущественно государственными ценными бумагами, низкий уровень развития инфраструктуры финансового рынка.

Информация о работе Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России