Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России

Автор: Теймураз Соломнишвили, 15 Октября 2010 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Формирование рынка ценных бумаг

Содержание

1. Рынок ценных бумаг в Царской России
2. Рынок ценных бумаг в условиях СССР
3. Начало формирования современного фондового рынка
4. Экономическая сущность и определений ценных бумаг
5. Классификация ценных бумаг
6. Значение ценных бумаг
7. Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России

Работа содержит 1 файл

1 Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Значение  ценных бумаг в экономике нельзя понять без рассмотрения роли государственных  ценных бумаг.

      Роль  государственных ценных бумаг менялась в ходе развития экономики. Сначала государственные ценные бумаги как один их инструментов государственного кредита использовались главным образом для покрытия чрезвычайных расходов государства, связанных с войнами и стихийными бедствиям (покрытие бюджетного дефицита). Со временем государственные ценные бумаги во все большей мере начинают воздействовать на экономику, играть незаменимую роль в сфере государственного регулирование денежного обращения.

      В современных условиях с помощью  государственных ценных бумаг производится  денежно-кредитная политика с целью регулирования макроэкономики. Центральный банк Российской Федерации (Банк России), представляющий правительство как агент, покупает и продает государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг (операции "на открытом рынке") с целью регулирования денежной массы в обращении.

      Государственные ценные бумаги в экономике России выполняют следующие функции:

• являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга;

  • обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета тем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающих из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и доходов бюджета;

   • выступают при проведении денежно-кредитной  политики государства регулятором  не только денежного обращения, но и  развития экономики в целом:  сущность денежно-кредитной  политики состоит изменении денежной массы в целях достижения подъема общего уровня производства, повышений занятости и предотвращения инфляции;

   • мобилизуют средства для финансирования целевых  государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономической значение;

  • могут выступать в качестве залога по кредиту, предоставленному  Центральным банком РФ правительству, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым  предприми в коммерческих банках.

      Давая общую оценку значения ценных бумаг  в экономике  можно выделить следующие важнейшие моменты. Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободны денежных средств юридических и физических лиц. Во-вторых, размещение ценных бумаг—эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумага активно участвуют в обслуживании  товарного и денежного обращения. В-четвертых, на рынке  ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных  бумаг. Эти курсы - барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и наоборот повышаются в периоды оживления и подъема производства. 
 
 
 
 
 
 

7. Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России 
 

       Важнейшим источником нового промышленного подъема, преодоления инвестиционного кризиса должно стать финансирование посредством российского рынка ценных бумаг (что в свою очередь будет готовить появление другого масштабного источника — неспекулятивных иностранных инвестиций).

       Именно  в этом истинное предназначение рынка  ценных бумаг — не только спекуляции, не только покрытие дефицита бюджета, не только перераспределение собственности, а еще создание финансового механизма для запуска инвестиций, для выживания и обновления промышленности. Вместо рынка огосударствленного, с огромным преобладанием правительственных ценных бумаг, как в 1995—1996 гг., вместо рынка грюндерского, как в 1994 г., с агрессивным натиском новых эмитентов, не имевших ранее реальных активов, должен появиться обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве рынок экономического роста. В период промышленного бума в экономике до предела нарастает скорость конвейера инвестиционных проектов, объявляются сотни новых эмиссий, рынок становится "горячим", демонстрируя неуклонный рост курсовой стоимости, постоянно увеличивающийся приток иностранных инвестиций.

       В 1994г. производственные инвестиции  снизились на 33 %. В 1995-1996гг. эту тенденцию  переломить не удалось. На формирование инвестиционного кризиса, превращением  наиболее активный сегмент фондового рынка, связанного с государственными ценными бумагами, спекуляцией, перераспределением собственности или урегулированием неплатежей, сказались следующие финансовые факторы:

       • антиинфляционная денежная политика центрального банка, направленная против расширения платежного спроса (насыщение оборота деньгами по мере увеличения цен),

       • ненасыщенность рынка финансовыми  активами (отношение денежной массы к ВНП в России составляет примерно 15 %, в то время как в странах "большой семерки" — 60—100 %, в развивающихся странах — до 40 %);

       • отсутствие внешних финансовых источников, которые бы "разогрели" экономику, создали бы платежеспособный спрос на инвестиции. (Объем иностранных инвестиций в Россию составляет

       • "физическая" нехватка денег внутри России для возобновления промышленного подъема (долларовый эквивалент денежной массы внутри России, включая неиспользуемую валютную наличность на руках у населения, составляет 50—60 млрд. долл., денежные ресурсы носят в основном краткосрочный характер: скорость обращения денег с начала 90-х годов увеличилась в 5—6 раз). Этих денег не хватит на новую индустриализацию российской экономики, которая неизбежно будет связана с импортом по мировым ценам оборудования и технологии,

       • низкое качество денежных ресурсов. Преобладающую  их часть (более 60 %, включая валютную наличность) составляют денежные средства на руках у населения, которые имеют более краткосрочный характер, предназначенный в большей мере на потребление, тяжелее поддаются финансовому перераспределению и направлению на цели инвестиций. В составе денежных средств населения более 70 % — рублевая и валютная наличности (высокая скорость обращения, обслуживание безналогового оборота, неурегулированность денежных потоков, несвязанность валютных сбережений в инвестициях, беспроцентное валютное кредитование зарубежных стран). Что касается предприятий, то доля средств на накопления, оседающая на счетах в банке, крайне незначительна,

       • использование свободных денежных ресурсов для покрытия текущего дефицита бюджета, "проедание" их государством при непрерывном сокращении (до 10—12 %) доли средств бюджета, идущей на инвестиции. За три последних года стремительно вырос государственный долг. Покрытие банками дефицита бюджета (как официального, так и скрытого) составляет более 90 % кредитных вложений непосредственно в экономику. Финансовые пирамиды государства и отдельных регионов (муниципальные займы), чрезмерное привлечение государством свободных ресурсов на покрытие общего дефицита бюджета (ГКО, КО, ОФЗ, векселя, сберегательный заем, квазигосударственные бумаги под гарантию Минфина и т. д.) приводят к резкому недостатку средств на частные инвестиции, выкачиванию денежных средств из регионов в Москву на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее типичная ситуация — в регионе свободных денег нет, тем более на размещение эмиссий под инвестиционные проекты. Средства населения через Сберегательный банк, а средства предприятий через московские филиалы региональных банков перекачиваются в Москву,

       • резко ограниченные возможности  накопления денежных ресурсов за счет погашения долгов, имеющихся перед Россией у других стран. При объеме этих долгов в 123 млрд. долл. и внешней задолженности России в 112 млрд. долл. (на конец 1994 г., в 1995— 1996 гг. объем долгов ежегодно возрастает на 20—30 млрд. долларов) первые можно считать почти "мертвыми" (график погашения выполняется на 5—10 %) при постоянной активности требований кредиторов к России.

       Итак, в стране, как и в 30-е годы, существует резко выраженный недостаток внутренних финансовых ресурсов и внешних источников для очередного технического и технологического рывка. По расчетам Министерства экономики, для этого нужно примерно 150 млрд. долл., в то время как при самом благоприятном раскладе в наличии не более одной трети этой суммы.

       Как эта проблема была решена в 30-е годы — известно. Вопрос в том, как она может быть решена сегодня.

       Если  дефицит финансовых ресурсов будет  восполнен внеэкономическими методами с помощью "планов восстановления народного хозяйства, путем постепенного отката к директивной экономике, то места рынку ценных бумаг не останется. "Продразверстка" в отношении дефицитных финансовых ресурсов уничтожает рынок капиталов.

       Другой  вариант решения проблемы — продолжение  либеральной линии, создание открытой экономики, масштабное привлечение иностранных инвестиций.

       Но  для этого российский рынок капиталов должен стать рынком хороших новостей", должен демонстрировать постоянно растущую ликвидность и подъем курсовой стоимости, должен быть хорошо подготовлен к продаже как перспективный, заманчивый рынок Должна быть прекращена спекулятивная практика сбыта за бесценок акций российских экспортных предприятий, экономика должна приобрести агрессивный, экспортоориентированный  характер.

       Учитывая  тяжесть тех путей, которые избирает Россия, продолжение агрессивной, либеральной  линии развития практически невозможно.

       Скорее  всего рынок капиталов станет более колеблемым, не исключено развитие резко выраженных понижательных  тенденций

       Какие факторы воздействуют в этом направлении?

       • Российский рынок ценных бумаг —  развивающийся рынок. Да этой категории (по международной классификации к ней относится примерно шесть десятков рынков) характерна существенно большая колеблемость, чем для стабильных рынков индустриальных стран.

       Темпы роста основного сегмента российского  рынка капитала — рынка государственных ценных бумаг в течение 1995 г. в несколько раз опережают инфляцию. Этот фактор и увеличение доходов  бюджета все больше отрывают рынок от его доходной базы. В связи с тем, что 1996 г. оказался насыщен политическими рисками, с учетом предполагаемого Минфином снижения доходности по государственным бумагам, поддержание устойчивости этого рынка будет сложной задачей.

       • Велики шансы, что будет продолжаться тенденция к "захлопыванию" российской экономики и замедлению (или даже прекращению) ее реинтеграции в мировое хозяйство в качестве открытой либеральной агрессивно растущей экономики. Такая тенденция предполагает сжатие рынка капиталов, переход к прямым (бюджет, централизация кредитов) методам распределения денежных ресурсов. Отсутствие иностранных капиталов, сокращение денежного спроса и предложения ценных бумаг внутри страны, уход с рынка наиболее активных его участников — все эти признаки разрушающегося рынка могут привести к значительным колебаниям его ликвидности и курсовой стоимости ценных бумаг.

       • Низкий уровень капитализации российских финансовых институтов, нарастающие  портфели плохих активов и инвестиций, связанных со спекуляцией недвижимостью и ценными бумагами, могут не позволить абсорбировать финансовые риски при крупных колебаниях рынка и тем самым усилить нестабильность.

       Важнейшей характеристикой экономического роста  и инвестиционной активности в странах с развитой рыночной экономикой является капитализация (фондового рынка, под которой понимается стоимость всех обращающихся на нем ценных бумаг исходя из их рыночной оценки. До осеннего кризиса 1997 г., по имеющимся данным, капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг находилась на уровне 140-170 млрд. долл., почти в три раза превышая соответствующий показатель 1996 г. Кроме того, в 1997 г. емкость рынка корпоративных ценных бумаг превосходила емкость рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время вследствие усиления кризиса капитализация как корпоративных, так и государственных ценных бумаг резко снизилась и с трудом поддается оценке. Применительно к фондовому рынку глубина кризиса выражается, в частности, в том, что с момента его начала (октябрь 1997 г.) по август 1998 г. курсы акций российских предприятий упали в 5-6 раз, а доходность ГКО возросла до 200 %, что способствовало значительному увеличению государственного долга, приведя к фактической невозможности его оплаты (дефолту) и реальной девальвации рубля. Воспрепятствовать последней не смогли и периодические изменения Банком России ставки рефинансирования. В результате кризиса снизилась капитализация ведущих российских компаний. Например, рыночная стоимость РАО "ЕЭС России" уменьшилась на 3 млрд. долл.

       Непосредственное  влияние на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики оказывает рынок корпоративных ценных бумаг и в первую очередь динамика курсов акций предприятий. При этом большое значение имеют тенденции мировых фондовых рынков, поскольку спрос на российские акции существенно (не менее чем на 1/3, а по некоторым оценкам, даже до 80 %) зависит от активности иностранных инвесторов, снизившейся в результате мирового финансового кризиса. Помимо последнего, резкому падению курса российских акций способствовали следующие факторы:

Информация о работе Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России