Бюджетирование в системе управленческого учета организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.
В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:
- оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;
- тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Введение

     Планирование  представляет собой постановку целей  деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые  необходимо достигнуть предприятию  за тот или иной период.

     В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:

     - оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;

     - тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;

     - стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.

     Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:

     - повышение эффективности использования  ресурсов предприятия;

     - обеспечение координации деятельности  и обеспечение взаимосвязи интересов  отдельных подразделений и предприятия в целом;

     - прогнозирование, анализ, оценка  различных вариантов хозяйственной  деятельности предприятия и повышение  обоснованности принимаемых управленческих  решений;

     - обеспечение финансовой устойчивости  и улучшение финансового состояния предприятия.

     Необходимо  заметить, что для обозначения  процесса оперативного планирования в  российской управленческой практике используется ряд понятий – «бюджетирование», «финансовое планирование», «планирование финансово - хозяйственной деятельности». Такое терминологическое разнообразие скорее мешает специалистам, чем помогает.

     Бюджет - это план, содержащий стоимостные  показатели. Но стоимостные показатели можно «встроить» практически в любой план. Если, например, «План производства» отражает планируемую к производству продукцию в натуральном выражении - это план.

     Но  если добавить в «План производства»  еще одну колонку – «Стоимость произведенной продукции по учетной цене реализации», - план превратится в бюджет. Получается, что деление планов на собственно планы и бюджеты достаточно условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет. Таким образом, можно сказать, что план и бюджет - синонимы.

     С другой стороны, только научно обоснованное бюджетирование способно организовать производство по единой схеме, способной обеспечить выполнение производственной программы и его эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические и методологические  основы бюджетирования в системе  управленческого учета организации

     1.1. Понятие, цели и задачи бюджетирования

     Совершенствование систем управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих повышению конкурентоспособности  бизнеса. Добиться эффективного использования  собственных и привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана действия организации. Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные, достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры доходов и расходов.

     Бюджетирование  представляет собой информационную систему внутрипроизводственного  управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.

     Бюджетирование  – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческий решений.

     Основным  объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности.

     Бюджетирование  – это технология финансового  планирования, учета и контроля доходов  и расходов, получаемых от бизнеса  на всех уровнях управления, которая  позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

     Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.

     Мировая практика выявила в системе бюджетирования положительные и отрицательные  стороны. Достоинств бюджетирования заключаются  в том, что оно:

     - оказывает положительное воздействие  на мотивацию и настрой коллектива;

     - позволяет координировать работу предприятия в целом;

     - позволяет своевременно вносить  корректирующие изменения;

     - позволяет учиться на опыте  составления бюджетов прошлых  периодов;

     - позволяет усовершенствовать процесс  распределения ресурсов;

     - служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых показателей;

     К недостаткам бюджетирования относятся:

     - сложность и дороговизна системы  бюджетирования;

     - бюджеты, не доведенные до сведения  каждого сотрудника, не оказывают  практически никакого влияния  на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

     - в бюджетировании заложено противоречие  между достижимостью целей и  их стимулирующим эффектом: если  достичь поставленных целей слишком быстро, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности, если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей;

     - малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компаниях приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново.

     В процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

     - оценка эффективности работы предприятия за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми;

     - установление перспективных целей  и их выполнение в текущих  планах развития предприятия  на основе долгосрочного прогнозирования;

     - контроль и анализ деятельности  отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения

     - контроль и анализ деятельности  всего предприятия в целом  на основе общефирменных целевых  показателей;

     - планирований и контроль денежных  потоков предприятия.

     Кроме указанных общих задач бюджетирование может преследовать и ряд индивидуальных задач для каждого конкретного предприятия.

     Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе управления предприятием любой отрасли. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет планировать и контролировать финансы предприятия, упрощает систему координации и контроля за деятельностью отдельных подразделений и предприятия в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Виды и содержание бюджетов

     Бюджет  может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета и прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, каков размер организации и степень интеграции процесса составления бюджета в финансовую структуру предприятия, какова квалификация и опыт разработчиков.

     Гибкий  бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных  затрат не в твердо фиксируемых суммах, а виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности.

     Рассматривая  теоретические основы коммерческого бюджетирования проанализируем виды и содержание бюджетов. Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы (рис. 1).

       
 
 
 
 
 

Рис. 1 
 
 

     Однако  правила и принципы составления  тех операционных, вспомогательных  и специальных бюджетов, которые  выбрали для себя руководители предприятия, должны соответствовать общим положениям теории финансового менеджмента.

     Бюджет  производства. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов  расчета предыдущего бюджета  и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов  продукции).

     Определение набора операционных бюджетов – это  сугубо внутреннее дело организации, занимающейся бюджетированием. Главный смысл  операционных бюджетов – более тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для  БДиР (бюджетирование доходов и расходов) и БДДС (бюджет движения денежных средств), а также перевод планируемых показателей из натуральных единиц измерения в стоимостные показатели. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции. Это позволяет уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов и расходов) произвести разделение затрат на переменные (прямые) и постоянные (условно-постоянные).

     Таким образом, на каждом предприятии выделяются различные бюджеты, которые создаются с различными целями и в различных ситуациях. В то же время рациональная система бюджетирования предполагает прогнозировать все вышеуказанные бюджеты в их совокупности. Только при этом условии можно добиться значительных результатов. 
 
 
 
 

     1.3. Роль бюджетирования в управлении  организацией

     Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового  состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно  для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности не теряют своей значимости. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или фирмы, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно буде базироваться на этих данных. Недостаток сведений бухгалтерской отчетности заключается в том, что это данные прошлых периодов, и они могут быть мало полезны руководителям предприятия.

     Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования в принятии управленческих решений заключаются в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

     Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволяет решить проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.

     При постановке бюджетирования важно не просто понимать общее назначение финансового  планирования для принятия управленческих решений, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия призвано обеспечить бюджетирование. Прежде всего имеются в виду задачи, соответствующие главным целям компании. Назначение бюджетирования при принятии управленческих решений во взаимосвязи с некоторыми главными целями предприятия показано в рисунке 1.3. 

Рисунок 1.3 – Назначение бюджетирования во взаимосвязи с  главными целями фирмы

Главные финансовые цели Наиболее вероятные  значения показателей Некоторые задачи бюджетирования в компании
Быстрорастущий бизнес Рост объемов  продаж в сопоставимых ценах более  чем на 20% в год Контроль за дебиторской задолженностью.

Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов.

Контроль за состоянием ликвидности компании.

Высокорентабельный бизнес Обеспечение нормы  чистой прибыли в размере 25% Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных видов бизнесов (продуктов, проектов).

Установление  лимитов затрат и норм расходов с  целью их последующего сокращения.

Определение оптимального соотношения «цена – объем  продаж».

Быстрорастущая  стоимость компании Увеличение  стоимости акционерного капитала на 100% в год Контроль за доходностью общих активов компании.

Сравнительный анализ динамики массы нераспределенной прибыли по видам деятельности.

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета организации