Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа
Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:
содержать лишь данные: о доходах; о расходах, о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
разрабатываться в любых единицах измерения – как стоимостных, так и натуральных;
составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.
Введение……………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………….……5
Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации…………………………..…5
1.1. Определение и сущность бюджета………………………………….....5
1.2. Роль бюджета в управлении организацией…………………………....8
1.3. Основные виды классификации бюджетов……………….………….10
1.3.1. Генеральный бюджет торговой организации………….....……..12
1.3.2. Генеральный бюджет производственного предприятия….……14
1.4. Использование бюджетов для координации деятельности структурных подразделений организации………………………………..17
1.5. Контроль и анализ деятельности предприятия…………………...….20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
1.1. Определение и сущность бюджета………………………………….....5
1.2. Роль бюджета в управлении организацией…………………………....8
1.3. Основные виды классификации бюджетов……………….………….10
1.3.1. Генеральный бюджет торговой организации………….....……..12
1.3.2. Генеральный бюджет производственного предприятия….……14
1.4. Использование бюджетов для координации деятельности структурных подразделений организации………………………………..17
1.5. Контроль
и анализ деятельности
I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА
Смета (бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций [2, 325].
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
В отличие от финансовой отчетности форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило идет снизу вверх.
Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течении I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный и оптимистический.
При
пессимистическом варианте преследуется
минимальная цель при максимальном
использовании имеющихся
При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:
Подготовленный
проект бюджета должен быть согласован
со всеми руководителями подразделений
предприятия и представлен руководству
предприятия на рассмотрение. После рассмотрения
бюджет утверждается и становится обязательным
для исполнения всеми службами предприятия.
1.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ
БЮДЖЕТОВ
В зависимости от поставленных задач бюджет может быть частным или общим (генеральным); статистическим или гибким.
Статистический бюджет – это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статистическими, так как доходы и затраты организации прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статистическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статистический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации [3, стр. 350].
Гибкий бюджет – это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутым фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями [3, стр. 350].
Частный бюджет – это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой [3, стр. 349].
Общий (генеральный) бюджет – это бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации [3, стр. 349].
В результате составления генерального бюджета создаются:
Генеральный бюджет любой организации состоит их двух частей:
Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие его типы, как:
По длительности планируемого периода: ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой.
По периоду составления:
Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения);
Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия;
Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.
По непрерывности планирования:
Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов;
Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый.
По степени содержания информации:
Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено;
Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим
1.3.1. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Генеральный бюджет торговой организации состоит из операционного и финансового бюджетов (рис.1). Как видно из представленной на рисунке схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Операционный бюджет. Разработка данного документа начинается с определения плана продаж, т.е. с формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов и т.п.
После того, как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товаров на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.
Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков. В общем виде его можно представить так:
План прибылей и убытков торгового предприятия
Выручка
от продажи товаров –
Валовая прибыль – Операционные расходы = Доход от основной деятельности.
Доход от основной деятельности – Выплаты процентов по кредитам = Операционная прибыль.
Себестоимость проданных товаров определяется как сумма запасов товаров на начало периода и закупок товаров за период, уменьшенная на стоимость товарного запаса на конец периода.
Финансовый
бюджет. Его цель заключается в разработке
прогнозируемого баланса, который является
результатом как финансовых, так и нефинансовых
операций организации. Он составляется
с использованием данных плана прибылей
и убытков, бюджета капитальных вложений
и прогноза движения денежных средств.
Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования. Каждое подразделение компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать, отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.
Преимущества перехода к управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — подразделение компании, менеджер которого контролирует определенные ресурсы (затраты, прибыль, инвестиции) и несет персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей [9, стр. 274].