Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа
Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.
1 Этапы формирования и элементы банковского аудита.
1.1 История развития аудита.
1.2 Пример российской аудиторской фирмы.
1.3 Аудиторская фирма роль и задачи.
1.4 Банковский аудит.
1.5 Аудит кредитной политики банка.
1.6 Аудит расчетных отношений.
1.7 Аудит бухгалтерского учета.
1.8 Аудит кассы и кассовых операций.
2 Нормативная база банковского аудита.
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ.
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита.
2.3 Права и обязанности аудиторской фирмы.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.
3 Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.
n норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;
n норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;
n минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;
n максимальный размер риска
на одного заемщика, который не может превышать
10% суммы активов банка.
Выданные
одному заемщику кредиты,
Некоторые
коммерческие банки еще не придают должного
значения этим вопросам и даже не рассматривают
баланс заемщиков перед выдачей ссуды,
ссылаясь при этом на то, что кредитование
совершается на основании договоров, в
которых определяются права, обязанности
и ответственность сторон, сроки и процентные
ставки, санкции и др. Но договор не может
заменить экономический анализ.
Экономисты - служащие мелких банков еще недостаточно владеют приемами анализа финансового состояния ссудозаемщиков в условиях новой бухгалтерской отчетности предприятий. Существовавшая же ранее методика анализа баланса практических неприемлема для измененных форм отчетности. Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности с тем, чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.
Коммерческие
банки для повышения
n фонда обязательных резервов, который создается в пределах 20% от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков, и облагаемые займы в расчет не принимаются). Регулирование величены остатка средств, подлежащего резервированию, производится ЦБ на 1-ое и 16-ое числа путем сверки сумм фактически внесенных средств и сумм, подлежащих внесению;
n фонда страхования депозитов, создаваемого в целях представления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам);
n фонда страхования от
банкротства. Указанный фонд дает право
банкам получать ссуды от ЦБ на восполнение
временного недостатка ликвидности в
20 кратном размере к фактически сформированной
величине данного фонда.
Государственный
надзор ЦБ за деятельностью
коммерческих банков позволяет
им быть более уверенными в
своих действиях, а также
1.6 Аудит
расчетных отношений.
Аудит
расчетных отношений позволяет
находить пути ускорения
Следует
отметить случаи, когда некоторые
коммерческие банки, используя
деньги клиентов в качестве
кредитных ресурсов, без меры
выдают кредиты, не обращая
внимания на ликвидность
1.7
Аудит бухгалтерского
учета.
При аудите бухгалтерского учета надо прежде всего иметь в виду, что учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБ. В связи с изменениями действующего законодательства был изменен счетный план коммерческих и кооперативных банков.
Банки
публикуют в печати свои
Иногда
допускаются исправления
Обязательной
проверке при аудите
1.8
Аудит кассы и
кассовых операций.
Большое
место в аудите банков занимают ревизии
кассы и кассовых операций. Главной
особенностью проверки кассы является
ее внезапность. Аудиторская служба
обязана произвести проверку наличных
денег, ценных бумаг и бланков
строгой отчетности, находящихся
в кассе, в присутствии главного
бухгалтера и кассира. Полный пересчет
денег обязателен. После пересчета
денег составляется акт о сумме наличных
и их соответствии кассовому журналу,
а также бухгалтерскому учету. Проверяется
полнота оприходования денег, полученных
по каждому чеку из банка (при этом сравниваются
суммы, отраженные в ведомости аналитического
учета по дебету счета ‘’Касса’’, с данными
журнала ордера №2 и по кредиту счета №51
‘’Расчетный счет’’). В кассовых документах
не допускается никаких подчисток.
Кассовые
операции по списанию денег
в расход проверяются по
Аудитор также должен удостовериться в следующем:
n обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;
n работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;
n имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;
n имеется ли его расписка
об этом.
К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны хоронится в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должен находится представитель банка.
Аудиторам
необходимо проконтролировать,
Следует
иметь в виду, что в кассовой
работе не может быть
2.1
Положение об аудиторской
деятельности в
банковской системе
РФ.
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. номер 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
2. В соответствии
с Федеральным законом «О
3.
Банковский аудит является
Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации.
Основные
показатели (содержание, объем и
формы) бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы устанавливаются
в соответствии с Федеральным
законом «О Центральном банке
Российской Федерации» нормативными актами
Центрального банка Российской Федерации.