Банковский аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.

Содержание

1 Этапы формирования и элементы банковского аудита.
1.1 История развития аудита.
1.2 Пример российской аудиторской фирмы.
1.3 Аудиторская фирма роль и задачи.
1.4 Банковский аудит.
1.5 Аудит кредитной политики банка.
1.6 Аудит расчетных отношений.
1.7 Аудит бухгалтерского учета.
1.8 Аудит кассы и кассовых операций.
2 Нормативная база банковского аудита.
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ.
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита.
2.3 Права и обязанности аудиторской фирмы.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.
3 Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.

Работа содержит 1 файл

Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

n    норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;

n    норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;

n    минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;

n    максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.  

 Выданные  одному заемщику кредиты, превышающие  20% капитала банка, рассматриваются  в качестве ‘’крупных’’. Решение  о выдаче такого кредита должно  приниматься правлением  коммерческого  банка либо периодически создаваемым  комитетом с учетом мнения  кредитного отдела. О выдаче такого  кредита ставится в известность  учреждение ЦБ по месту нахождения  корреспондентского счета коммерческого  банка. Суммарный остаток задолжности по всем крупным кредитам не должен превышать размеры капитала банка более чем в 15 раз. Сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории ‘’крупных’’, не может быть выше собственных средств этого заемщика.

 Некоторые коммерческие банки еще не придают должного значения этим вопросам и даже не рассматривают баланс заемщиков перед выдачей ссуды, ссылаясь при этом на то, что кредитование совершается на основании договоров, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон, сроки и процентные ставки, санкции и др. Но договор не может заменить экономический анализ.   

 Экономисты - служащие мелких банков еще  недостаточно владеют приемами  анализа финансового состояния  ссудозаемщиков в условиях новой бухгалтерской отчетности предприятий. Существовавшая же ранее методика анализа баланса практических неприемлема для измененных форм отчетности. Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности с тем, чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.

 Коммерческие  банки для повышения ликвидности,  а так же для защиты интересов  вкладчиков, пайщиков, акционеров формируют  обязательные фонды. При аудите  следует рассмотреть полноту  создания следующих фондов:

n    фонда обязательных резервов,  который создается в пределах 20% от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков, и облагаемые займы в расчет не принимаются). Регулирование величены остатка средств, подлежащего резервированию, производится ЦБ на 1-ое и 16-ое числа путем сверки сумм фактически внесенных средств и сумм, подлежащих внесению;

n    фонда страхования депозитов, создаваемого в целях представления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам);

n    фонда страхования от банкротства. Указанный фонд дает право банкам получать ссуды от ЦБ на восполнение временного недостатка ликвидности в 20 кратном размере к фактически сформированной величине данного фонда.  

 Государственный  надзор ЦБ за деятельностью  коммерческих банков позволяет  им быть более уверенными в  своих действиях, а также гарантировать  интересы вкладчиков, акционеров  и пайщиков.  

1.6 Аудит расчетных отношений.  

 Аудит  расчетных отношений позволяет  находить пути ускорения расчетов. Этому должны способствовать  изменения в организации расчетов: отмена календарной очередности  платежей, выбор очередности по  усмотрению предприятия, отмена  ответственности банков за начисление  и взыскание пени за задержку  платежей, ограничение расчетов  платежными требованиями. Огромные  неплатежи, часть из которых  вызвана недостатками системы  расчетов, во многих случаях связанны  с упущениями коммерческих банков.

 

 Следует  отметить случаи, когда некоторые  коммерческие банки, используя  деньги клиентов в качестве  кредитных ресурсов, без меры  выдают кредиты, не обращая  внимания на ликвидность своего  баланса. Например, когда потребность в кредите одного ссудозаемщика в 5 раз превышала норматив ликвидности баланса, для обхода установленных ограничений коммерческий банк выдавал кредит пяти фирмам, которые переводили эти деньги на счет данного ссудозаемщика, последний же осуществлял расчеты, не располагая достаточными ресурсами для возврата кредита. Ряд банков брал у своей клиентуры в последний день месяца средства с депозитных счетов на два дня, а в первых числах следующего месяца возвращал клиентам деньги, имея при этом минимальные задержки и благоприятные показатели баланса. Иногда вместо того, чтобы относить непогашенные в сроки кредиты на счет просроченных ссуд, банки заключали договора с хозяйствами о пролонгации ссуд, иногда доже односторонне, без согласия заемщика. Такие неправильные действия банков направлены на то, чтобы ‘’удержаться на плаву’’, особенно мелким коммерческим банкам, аудиторский контроль за которыми осуществлять гораздо сложнее. В этой связи изданная в августе 1992 г. директива ЦБ о том, что коммерческие банки могут создаваться лишь тогда, когда их уставный фонд составляет не менее 100 млн. руб.,  упорядочить деятельность коммерческих банков, их ресурсное обеспечение и усилит действенность контроля, как внутреннего, так и внешнего.  

1.7 Аудит бухгалтерского  учета.  

При аудите бухгалтерского учета надо прежде всего иметь в виду, что учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБ. В связи с изменениями действующего законодательства был изменен счетный план коммерческих и кооперативных банков.

 Банки  публикуют в печати свои годовые  балансы и отчеты о прибылях  и убытках после подтверждения  достоверности предоставленных  сведений независимой аудиторской  службой. К сожалению, публикуя  в печати годовые балансы, многие  коммерческие банки произвольно  группируют статьи баланса, не  соблюдают единообразие, а следовательно, и содержательную сторону публикуемых отчетов, что мешает их грамотному осмыслению. При аудиторских проверках обращается внимание на правильность составления ежедневных балансов. Обязательно должны бать сверены остатки по счетам аналитического и синтетического учета. При проверках соблюдения правил ведения бухгалтерского учета и порядка оформления денежно-расчетных операций часто выявляются многочисленные недостатки и небрежности и даже недостоверность баланса.

 Иногда  допускаются исправления документов  путем подчисток и поправок  недозволенным способом, исправления  ошибочных записей после заключения  бухгалтерского журнала, неправильное  указание в мемориальных ордерах  наименований счетов хозорганов  по дебету и кредиту. Все  эти и другие огрехи могут  создавать условия для всякого  рода злоупотреблений.  

 Обязательной  проверке при аудите подвергается  правильность юридического оформления  действующих счетов хозорганов  и обоснованность операций по  ним. Замечания в основном типичны:  отсутствие заявлений на открытие  счета, на карточках нет наименований  владельца счета, карточки не  заверены должным образом, допускается  открытие счетов без государственной  регистрации клиента. Выявляются  факты, когда журнал регистрации  открытых счетов не сброшюровывался, не опечатывался и не заверялся подписью главного бухгалтера. Иногда неправильно используются балансовые счета, в частности депозитные счета ведутся в режиме расчетного счета и по ним проводились операции на возмещение расходов по капитальному ремонту и строительству, в покрытие убытков от издательской деятельности, на возмещение расходов по медицинскому обслуживанию персонала, на материальную помощь, премирование, покупку автомашин, транспортные расходы и другие операции.  

1.8 Аудит кассы и  кассовых операций.  

Большое место в аудите банков занимают ревизии  кассы и кассовых операций. Главной  особенностью проверки кассы является ее внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков  строгой отчетности, находящихся  в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчет денег обязателен. После пересчета  денег составляется акт о сумме наличных и их соответствии кассовому журналу, а также бухгалтерскому учету. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отраженные в ведомости аналитического учета по дебету счета ‘’Касса’’, с данными журнала ордера №2 и по кредиту счета №51 ‘’Расчетный счет’’). В кассовых документах не допускается никаких подчисток.  

 Кассовые  операции по списанию денег  в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.  При проверке используются следующие  документы: кассовый ордер   №1 ‘’Приходный кассовый ордер’’;  кассовый ордер №3-а - журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых документов; документы  без ордерного оформления приема  и выдачи денег; учетные регистры  по счету №50 ‘’Касса’’; Главная  книга; балансы на соответствующую  дату.

 Аудитор  также должен удостовериться  в следующем: 

n    обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;

n    работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;

n    имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;

n    имеется ли его расписка об этом.  

К сожалению, не во всех банках кассовые помещения  изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны хоронится в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должен находится представитель банка.

 Аудиторам  необходимо проконтролировать, проводились  ли внезапные проверки кассы,  производилась ли ежедневная  сдача в бухгалтерию кассовых  документов кассирами и есть  ли на них расписка главного  бухгалтера или его заместителя,  имелись ли случаи подписки  руководителем или главным бухгалтером  незаполненных чеков и выдача  их кассиру для самостоятельного  заполнения при получении денег  в банке. Обращается внимание  на наличие журнала регистрации  приходных и расходных кассовых  ордеров, а также кассовой книги,  которая должна быть пронумерована,  прошнурована и опечатана сургучной  печатью, а все листы - заверены  подписями руководителя и главного  бухгалтера.

 Следует  иметь в виду, что в кассовой  работе не может быть неточностей  и ошибок. Даже мелкий просчет  в кассе приносит помимо материальных потерь страдания лицам, их допустившим. К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончании работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов к ключам от сейфов, всевозможные подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчета денег клиентами - нет представителя банка. Выявленные факты, когда к работе с ценностями в банках допускались лица, находящиеся в родственных отношениях. Руководители таких банков мотивировали подобное положение тем, что изданная инструкция №23 по эмисионно-кассовой работе этого не оговаривает. Однако следует заметить, что эта инструкция не отменяла указаний инструкции №42, где четко оговорен запрет на работу с ценностями лиц, находящихся в родственных отношениях.   

2.1 Положение об аудиторской  деятельности в  банковской системе  РФ.  

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. номер 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

2. В соответствии  с Федеральным законом «О банках  и банковской деятельности» деятельность  кредитной организации подлежит  ежегодной аудиторской проверке  аудиторской фирмой (самостоятельно  работающим аудитором), имеющей лицензию  Банка России на осуществление  аудита кредитных организаций.

  3. Банковский аудит является одним  из видов аудиторской деятельности.   

  Основной  целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных  организаций и соответствия совершенных  ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

  Основные  показатели (содержание, объем и  формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются  в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации» нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.   

Информация о работе Банковский аудит