Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:34, дипломная работа
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.
Введение ……………………………………………………………………… ...2
Глава 1. Банковские риски : классификация, факторы и параметры ………..7
1.1. Понятие банковских рисков и причины их возникновения …………… ...7
1.2. Классификация банковских рисков ………………………………………13
Глава 2. Методологические основы анализа и оценки рисков ……........ …24
2.1. Принципы построения системы управления кредитными рисками
банка …………………………………………………………………………….24
2.2. Система внутреннего контроля …………………………………………...38
2.3. Оценка кредитоспособности ……………………………………………...42
Глава 3. Характеристика банка ……………………………………………….48
3.1 Общие положения…………………………………………………………..48
3.2.Наименование и местонахождение банка ……………………………….49
3.3 Правовое положение банка………………………………………………. 49
3.4 Финансовая отчетность……………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………. 56
Список литературы ……………………………………………………………58
Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.
Во избежание этого
банки делают периодические, независимые
и объективные обзоры кредитов отделами
внутреннего аудита с тем, чтобы
они выявили упущенные или скры
Тревожные сигналы.
Нефинансовыми тревожными
сигналами являются, например, необоснованные
задержки в получении от клиента
финансовой отчетности, особенно тогда,
когда кредитный договор содерж
Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.
Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.
Первая реакция на потенциально проблемные кредиты.
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:
- проанализировать проблемы заемщика;
- проконсультироваться
с сотрудниками отдела, занимающимися
проблемными кредитами или
- рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
- собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
- ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
- просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
- изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен);
- выработать план
На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк .Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает.
Стратегия “спасения” кредита.
Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:
- разработка программы
изменения структуры
- получение дополнительной документации и гарантий;
- удержание дополнительного обеспечения;
- вложение дополнительных средств;
- продажа прочих активов;
- обращение к гарантам;
- разработка программ сокращения расходов и т.д.
Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.
Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.
Создание резервов по кредитам.
После того, как
были выявлены проблемные
2.2. Система внутреннего контроля.
Поскольку управление рисками
является частью практического менеджмента,
оно требует постоянной оценки и
переоценки принятых решений. В противном
случае могут сложиться
Важнейшими элементами систем управления рисками являются:
- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
- создание специальных
групп управления рисками, не
зависимых от коммерческих
перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;
- установление лимитов
рыночных и кредитных рисков
и контроль за их соблюдением,
а также агрегирование (
- определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
- для всех типов
рисков создаются специальные
немногочисленные группы по
- все элементы системы
контроля и управления рисками
регулярно проверяются
Коммерческий банк имеет два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка.
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.
В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель аналитического отдела, два или более других руководителей банка высшего уровня.
Функциями данного комитета являются:
- разработка и мониторинг состояния политики кредитов;
- разработка политики рейтинга кредитов;
- разработка критериев для получения новых кредитов;
- делегирование полномочий по выдаче кредитов;
- установление ограничений на ссуды;
- регулярная оценка
риска всего портфеля кредитов,
в т.ч.риска убытков по ссудам,
перегруженности одного
- разработка политики списания невозвращенных ссуд;
- разработка политики отслеживания всех ссуд;
- разработка политики возврата ненадежных ссуд;
- разработка политики замораживания кредитов;
- разработка стандартов кредитной документации;
- пересмотр политики определения стоимости кредитов;
- пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;
- разработка критериев
оценки работы ссудной
В состав второго комитета включаются: руководитель банка (председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель аналитического отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.
Функциями данного комитета могут быть:
- разработка ограничений по финансовым рискам;
- разработка процентной политики;
- разработка ограничений по валютным рискам;
- разработка ограничений
и политики по рискам
- разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами;
- определение основных
источников финансирования
- определение основных
источников финансирования
- управление рисками структуры капитала банка;
- контроль, за соблюдением
банком законодательства в
Комитеты должны:
- создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками:
- определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;
- при необходимости
делегировать полномочия по
- разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды риcков, методы их оценки и регулирования.
Говоря о кредитных рисках нельзя не остановиться на обеспечении кредита.
Обеспечение - это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.
Качество залога в настоящее время играет практически решающую роль в решении вопроса о предоставлении кредита. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране не дает адекватно оценить кредитоспособность заемщика с помощью набора экономических и других показателей. Поэтому вопросу оценки качества залога банк уделяет особое внимание. Договор залога представлен в приложении 2.
В определении качества залога принимает участие кроме работника банковских операций кредитного отдела два работника отдела правового обеспечения, эксперт и юрист. Для решения этого вопроса эти три человека выезжают на место нахождения залога, будущего заемщика, для осмотра. После этого делается заключение о качестве залога. В таблице 4 дается примерная разбивка по качеству залога в процентах.
Таблица 4 Анализ качества залога
Качество залога |
Стоимость |
Контроль |
Примеры |
100% |
Полностью обеспечена и легко может быть реализована |
|
|
75% |
Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей |
|
|
50% |
Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией |
|
|
<30% |
Изменчивая стоимость
и неуверенность с реализацией,
возможность продажи без |
|
|
Информация о работе Банковские риски и методы управления ими на примере ОАО Интехбанк