Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей» определяет требования и рекомендации при составлении отчетов аудитора по специальным целям.
Российский регламентирующий документ подготовлен на базе Международного стандарта аудита (МСА) N 800 "The Auditor's Report on Special Purpose Audit Engagements" и близок к международному аналогу по структуре и логике изложения. Тем не менее эти два стандарта отличаются друг от друга рядом деталей
Правило (стандарт) состоит из семи разделов (общие положения; основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям; заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности; заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско - правовые отношения; заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета; заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет; заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов) и Приложения.

Содержание

1.МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей»
1.1 Основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям
1.2 Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности
1.3 Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско - правовые отношения
1.4Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета
1.5 Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет
1.6 Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов
2. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

«Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей».doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 

Содержание:

1.МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей»

  1.1 Основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

1.2 Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности

1.3 Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско - правовые отношения

1.4Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета

1.5 Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет

1.6 Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов

2. Список литературы.

5. Приложение 

     2 МСА 800 «Аудиторский  отчет (заключение) по аудиторским  заданиям для специальных  целей»  

     МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей»  определяет требования и рекомендации при составлении отчетов аудитора по специальным целям.

     Российский  регламентирующий документ подготовлен  на базе Международного стандарта аудита (МСА) N 800 "The Auditor's Report on Special Purpose Audit Engagements" и близок к международному аналогу по структуре и логике изложения. Тем не менее эти два стандарта отличаются друг от друга рядом деталей

     Правило (стандарт) состоит из семи разделов (общие положения; основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям; заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности; заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско - правовые отношения; заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета; заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет; заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов) и  Приложения. 

     Данный  МСА не применяется в рамках заданий, которыми предусмотрено проведение обзорной проверки, согласованных процедур или компиляции. 

     Согласно  МСА 800 аудитор должен проверить  и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе аудиторского задания  для специальных целей, в качестве базы для выражения мнения. Отчет (заключение) должен содержать ясно выраженное в письменном виде мнение. 

2.1 Основные принципы  подготовки заключения  аудиторской организации  по специальным  аудиторским заданиям 

     В Правиле (стандарте) под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта . Таким образом, в данное понятие входят разнообразные финансовые проверки, не относящиеся к обычному аудиту как таковому. 

     В соответствии с Правилом (стандартом) специальное аудиторское задание  может быть обязательным и инициативным. Такое положение является первым существенным различием между российским Правилом (стандартом) и МСА N 800. 

     Во  Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации указывается, что аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной. При этом к обязательной аудиторской  проверке во Временных правилах относят не только проверки, проводимые в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, но и проверки по поручению государственных органов. Под государственными органами во Временных правил понимаются орган дознания и следователь, прокурор, суд или арбитражный суд. В отличие от Временных правил в МСА и западной аудиторской практике отсутствует понятие "обязательный аудит" - обычно используется термин statutory audit, т.е. аудит, предусмотренный статусом организации или нормативными документами. Там говорят о согласованных между аудитором и клиентом аудиторских процедурах или о специальном аудите. Аналога российскому аудиту "по поручению государственных органов" или, как иногда говорят, "порученческому аудиту", на Западе нет. 

     После выхода Временных правил, положения  этого документа в части, касающейся порученческого аудита, подвергались критике по форме и по существу. По форме можно указать, во-первых, что цель аудита - выражение мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности. В ходе проверки, проводимой по поручению государственных органов, целью обычно является поиск конкретных нарушений или злоупотреблений. Во-вторых, для достижения цели аудита аудитор обладает методической самостоятельностью, а при порученческих проверках аудитору обычно указывают, что именно следует искать. В-третьих, при обычном аудите экономический субъект самостоятельно выбирает себе аудиторскую организацию - исполнителя. В аудите по поручению проверка экономического субъекта осуществляется в принудительном порядке. Наконец, важным для аудита является возможность иметь неограниченный доступ к бухгалтерским документам, возможность получать от сотрудников экономического клиента подробные устные и письменные разъяснения и т.п. Так, проверка, проводимая в условиях, когда ответственные работники экономического субъекта находятся под следствием, бухгалтерская документация изъята у экономического субъекта, а на достоверные пояснения проверяемых рассчитывать не приходится, - существенно отличается от обычного ежегодного аудита. 

Смешение понятий  аудита и специального аудита может  иметь серьезные последствия. Дело в том, что в случае некачественного  проведения аудита аудиторская организация  может понести различные наказания, в том числе заплатить солидный штраф, скомпенсировать в полном объеме убытки, понесенные государством, оплатить проведение повторной проверки, наконец, быть лишенной аудиторской лицензии, что, по сути, означает прекращение ее деятельности. Вместе с тем в ходе выполнения специальных аудиторских заданий аудиторские организации несут ответственность в соответствии с договоренностями и вправе отказаться от работы и не подписывать договор, если заказчик выдвигает неприемлемые требования. 

     Обычно  нормативный документ более низкого  уровня не может отменить положения нормативного документа более высокого уровня либо содержать положения, полностью ему противоречащие. Тем не менее более низкий нормативный документ может разъяснять, детализировать и конкретизировать более авторитетный документ. Так, в Правиле (стандарте) разъясняется, что аудиторские проверки по поручению государственных органов представляют собой, скорее, именно разновидность специальных аудиторских заданий, а не аудит в узком понимании этого слова .  

     В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от экономических субъектов, государственных органов и заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта. Данный список включает практически всех возможных заказчиков: помимо экономического субъекта, от которого может исходить инициатива проведения некоторого задания, сюда входят государственные (в первую очередь судебные или следственные) органы. Третью категорию заказчиков составляют пользователи бухгалтерской отчетности. Поскольку отчетность некоторых экономических субъектов подлежит обязательному опубликованию, круг пользователей может быть весьма широк. 

     Правило (стандарт) не касается такого важного  вопроса, как обеспечение доступа  аудиторов к проверяемой документации. Когда инициатором специального задания выступает экономический субъект, проблема решается следующим образом: чем лучшие условия работы аудитору экономический субъект создаст, тем качественней выполнит свою работу аудиторская организация. В случае "обязательной" проверки, инициированной государственными органами, в интересах этих органов обеспечить аудиторов достаточным количеством документации, подлежащей проверке, и аудитор также вправе потребовать, чтобы ему создали настолько удобные условия для работы, насколько это возможно в конкретных обстоятельствах.

Что касается заинтересованных пользователей, речь не идет о том, что  любой пользователь может инициировать проверку.  

     Для успеха проведения специального аудита важную роль играет развернутое и хорошо подготовленное техническое задание. Правило (стандарт) акцентирует внимание на том, что содержание, характер и объем проводимых работ должен зависеть от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги . Аудиторская организация заблаговременно должна убедиться в наличии взаимопонимания с инициатором специального аудита относительно цели и характера работы, а также содержания заключения. Кроме того, специалисты аудиторской организации должны понимать, для каких целей предназначено специальное аудиторское задание. Рекомендуется указать эти цели в итоговом документе (заключении). Здесь же указано, что аудиторская организация может установить ограничения на ознакомление с итоговым заключением иного круга лиц. 

     В Приложении  к Правилу (стандарту) приведена примерная общая структура  заключения по специальным аудиторским  заданиям. Данный документ состоит  из трех частей: вводной, аналитической  и итоговой. 

     В соответствии с Приложением  во водной части должно содержаться представление аудиторской организации, для чего можно использовать структуру вводной части заключения о бухгалтерской отчетности. Здесь следует указать, что именно являлось предметом специального аудита и что ответственность за достоверность документов, проверяемых аудиторской организацией, несет исполнительный орган экономического субъекта. 

     Аналитическая часть должна включать описание выполненной  работы, изложение применяемых методов, а также изложение тех вопросов, которые аудиторская организация полагает существенными. В аналитическую часть также могут быть включены графики, таблицы и другие материалы, хотя по желанию исполнителей они могут быть вынесены в приложение к заключению . 

     Итоговая  часть заключения по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами "По нашему мнению" . 

     Анализ  материала данного раздела показывает, что содержание Правила (стандарта) несколько шире, чем это указано в его заглавии, и выходит за рамки процедур подготовки заключения по специальным аудиторским заданиям.  

     2.2 Заключение по  специальному аудиторскому  заданию по проверке  отдельных статей  бухгалтерской отчетности 

     Один  из наиболее распространенных видов  специальных аудиторских заданий - проверка отдельных статей бухгалтерской  отчетности. Представители экономического субъекта довольно часто просят аудиторов "посмотреть повнимательнее" тот  или иной раздел бухгалтерского учета Такое возможно в ходе аудита, однако следует принимать во внимание, во-первых, что такое специальное задание должно быть предусмотрено отдельным договором либо отдельным пунктом договора об оказании аудита и сопутствующих услуг и выполняться за отдельную плату. Во-вторых, важно объяснить руководству экономического субъекта, что одно или несколько мероприятий, представляющих собой специальные аудиторские задания, не могут служить основанием для выдачи по их результатам полноценного аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Для этого аудитор должен работать по собственному плану, подготовленному им независимо от пожеланий проверяемых. Разумеется, часть аудиторских процедур по аудиту бухгалтерской отчетности может пересекаться с процедурами по выполнению специальных аудиторских заданий, а стоимость всего объема работы может и не быть равна арифметической сумме стоимости двух аудитов: обычного и специального. 

Информация о работе Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей