Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методологических основ проведения аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. Изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Суть и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
1.2. Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками…..9
2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 12
2.2. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками 18
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки………………………....23
3. Пути совершенствования аудита 31
Выводы и предложения 32
Список использованных источников 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Кусрсовая.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, планирование аудита – очень  важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами  на данной стадии выступают план и  программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.

2.2 Аудиторская  проверка 
 

      Аудиторская проверка расчетов с покупателями и  заказчиками производится с целью  установления правильности ведения расчетов с покупателями за выполнение работ, оказание услуг. [11, с.65]

      Основной  целью проверки является установление правильности ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками  за проданную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

      В ходе аудита расчетов с покупателями и  заказчиками должны быть решены следующие  задачи:

  • проверка правильности оформления первичных документов по продаже продукции, выполненных работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

      Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; главная книга; бухгалтерская отчетность.

      В общем плане  определяется  способ  проведения аудита. (приложение 1) Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. (приложение 2)  Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии. Далее поэтапно рассмотрим программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

      Первый  этап проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками – процесс проверки выяснения наличия и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей.

      Второй  и третий этап. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62, актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

    При сверке обращают внимание на соблюдение следующих  правил:

    - аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. [5, с.48]

    - дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

     Одновременно  на основе данных аналитического учета  по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки  дебиторской задолженности на краткосрочную  и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к краткосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

     По  выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные  причины возникновения отклонений.

     Для определения реальности задолженности  анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

     При подтверждении сальдо по внешним  расчетным операциям выясняется наличие сомнительных долгов. В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н), сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В случае наличия сомнительных долгов проверяются факт и правильность образования резерва по сомнительным долгам.

     В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма  резерва определяется по результатам  проведенной  на последний день отчетного  периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней – задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней – 50% от суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней – в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 26 НК РФ);

     Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

     Также в ходе проверки анализируются факты  просроченной дебиторской задолженности  покупателей, с установлением истребованной и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задолженности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического получения предприятием - должником товаров - как безнадежная дебиторская задолженность - на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

     Аудитор проверяет наличие доказательств  фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный  суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т.п.).

     Истребованная дебиторская задолженность может  числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года (ст.196 ГК РФ). [2]

     Четвертый этап проверки по претензиям. Расчеты по претензиям у организаций возникают в случаях предъявления претензий к поставщикам, подрядчикам, обслуживающим предприятиям, транспортным организациям за невыполнение договорных и других условий. Учет этих расчетов ведут на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». На этом субсчете, в частности, отражают следующие расчеты по претензиям:

- к поставщикам  и подрядчикам за выявленные при проверке их счетов (после акцепта) завышения цен, арифметические ошибки и т.п.;

- к поставщикам  за обнаруженные несоответствия  качества товаров стандартам, техническим  условиям и т.п.;

- к транспортным  организациям за недостачи груза сверх норм естественной убыли, образовавшиеся в пути, и за излишне уплаченные суммы тарифа при перевозке грузов;

- за  брак и простои, возникшие по  вине поставщиков и подрядчиков;

- по  санкциям (штрафы, пени, неустойки) за  несоблюдение договорных условий в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем (судом);

- с банком  по суммам, ошибочно записанным  по расчетному счету или ссудному  счету.

     Начисление  сумм претензий записывается по дебету данного субсчета, их оплата – по кредиту. Дебетовые обороты счета, как правило, корреспондируют со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если предъявлены претензии по санкциям, то со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»; кредитовые обороты корреспондируют со счетами учета денежных средств.

     Пятый и шестой этап проверки. При проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по счету 62 сверяются с записями корреспондирующих счетов.

     Оценив  состояние учета, контроля и реальность сальдо счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", аудитор проверяет  достоверность учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками. Важность проверки оборотов по этому счету обуславливается формированием информации по важнейшему показателю деятельности организации - выручке от продажи (счет 90).

     Далее следует проанализировать оформление и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.

     Затем проверяется правильность отражения  вексельных процентов по полученным векселям и НДС, обязательство по уплате которых возникает при поступлении денежных средств (товаров, зачете встречного требования) по векселю.

     Типичные  ошибки, возникающие  при проверке:

  1. Отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;
  2. Неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;
  3. Некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
  4. Недостоверность аналитического учета;
  5. Формальное проведение инвентаризации расчетов.
 

2.3 Оформление результатов аудиторской проверки 
 

     Заключительная  стадия аудиторской проверки предусматривает  проведение следующих мероприятий: [11, с.124]

  • систематизацию результатов проверки;
  • анализ результатов проверки;
  • составление аудиторского заключения.

    Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. Необходимо четко произвести систематизацию полученных сведений. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет реализации, расчетов с поставщиками и т.п.), а внутри тем - по аналитическим и другим признакам. Выделяют более существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и пр.

    Анализ  результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

  • общий анализ учетной политики, принятой клиентом;
  • правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
  • соблюдение налогового законодательства;
  • анализ финансового состояния клиента.

     В Правиле (стандарте) N 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» предусмотрено семь видов аудиторского заключения:

    • Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения;
    • Аудиторское заключение с выражением мнения с заключительной частью, привлекающей внимание;
    • Аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за ограничения объема;
    • Аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения из-за ограничения объема;
    • Аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за разногласий относительно учетной политики и ненадлежащего метода учета;
    • Аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за разногласий относительно раскрытия информации;
    • Аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение из-за разногласий относительно учетной политики или адекватности представления финансовой (бухгалтерской отчетности).

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками