Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методологических основ проведения аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. Изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Суть и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
1.2. Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками…..9
2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 12
2.2. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками 18
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки………………………....23
3. Пути совершенствования аудита 31
Выводы и предложения 32
Список использованных источников 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Кусрсовая.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

     В таблице 1 представлена пятиуровневая  система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.т

     Таблица 1 – Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ. [9, с.115]

            

     Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности). Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

     В дополнение к Закону «Об аудиторской  деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

     К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. [3]

      Стандарты носят обязательный характер (таблица 2).

      Таблица 2 - Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности.

    № российского стандарта Наименование  стандарта
    1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
    2 Документирование  аудита
    3 Планирование  аудита
    4 Существенность  в аудите
    5 Аудиторские доказательства
    6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
    7 Внутренний  контроль качества работы в аудите
    8 Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом
    9 Аффилированные  лица
    10 События после  отчетной даты
    11 Применимость  допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
    12 Согласование  условий проведения аудита
    13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
    14 Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
    15 Понимание деятельности аудируемого лица
    16 Аудиторская выборка
 

     Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

     Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

     Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. 
 
 
 

2 Аудит  расчетов с покупателями и  заказчиками

                 2.1 Планирование проведения аудиторской проверки

 

     Планирование  аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) N 3 «Планирование аудита».

     До  начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская  организация должна ознакомиться в  достаточной мере с деятельностью  экономического субъекта.

     Поэтому планирование следует рассматривать  как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии: [11, с.136]

     - предварительное планирование;

     - изучение системы бухгалтерского  учета;

     - оценка системы внутреннего контроля;

     - установление уровня существенности;

     - построение аудиторской выборки;

     - подготовка общего плана и  программы аудита.

     В зависимости от намеченных целей  аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

     Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

     Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

     Этап  предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

     Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

     На  этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

     Установление  уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

     Таким образом, величина существенного в  планировании может значительно  отличаться от величины существенного  при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

     Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

     Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

     Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

     Составляя программу, аудитор определяет, какие  приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

     Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

     При проверке необходимо установить:

     - заключены ли договора купли-продажи продукции;

     - реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

     - правильность составления бухгалтерских  проводок по счету 62;

     - соответствие записей аналитического  учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

     По  выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные  причины возникновения отклонений.

     Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

     Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей  проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).

     Аудиторы  должны иметь достаточную теоретическую  подготовку в области правовых и  экономических основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты.

     Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками