Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики Российской Федерации аудит становится просто неотъемлемой частью в деятельности любой организации. Аудиторские заключения являются обязательной частью бухгалтерской отчетности организаций. Одна из важных составляющих обязательного аудита в настоящее время - аудит операций на расчетных и валютных счетах.
Практически все расчеты в настоящее время ведутся безналичным путем, то есть с помощью счетов, открытых в различных банках. Поэтому ни одно предприятие не может обойтись без регулярной проверки правильности ведения учета операций, проходящих на этих счетах.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты операций по расчетному счету ….4
1.1 Нормативно-правовые акты, необходимые для проверки………4
1.2 Задачи и источники информации по проверке учета операций на расчетном счете……………………………………………………………5
Глава 2. Методика проведения аудиторской проверки расчетного счета организации…………………………………………………………………10
2.1 Подготовка и планирование аудита расчетного счета……………10
2.2 Программа (процедура) аудита……………………………………..12
2.3. Оформление результатов аудита……………………………..……16
Заключение …………………………………………………………..…..25
Список использованной литературы……………………………….…..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты операций по расчетному счету ….4
1.1 Нормативно-правовые акты, необходимые для проверки………4
1.2 Задачи и источники информации по проверке учета операций на расчетном счете……………………………………………………………5
Глава 2. Методика проведения аудиторской проверки расчетного счета организации…………………………………………………
2.1 Подготовка и планирование аудита расчетного счета……………10
2.2 Программа (процедура) аудита……………………………………..12
2.3. Оформление результатов аудита……………………………..……16
Заключение …………………………………………………………..…..25
Список использованной литературы……………………………….…..27
Введение
В современных условиях рыночной экономики Российской Федерации аудит становится просто неотъемлемой частью в деятельности любой организации. Аудиторские заключения являются обязательной частью бухгалтерской отчетности организаций. Одна из важных составляющих обязательного аудита в настоящее время - аудит операций на расчетных и валютных счетах.
Практически все расчеты в настоящее время ведутся безналичным путем, то есть с помощью счетов, открытых в различных банках. Поэтому ни одно предприятие не может обойтись без регулярной проверки правильности ведения учета операций, проходящих на этих счетах.
Предметом является сама методика проведения аудиторской проверки учета операций на расчетных и валютных счетах организации. А целью - исследование этой методики, ее составляющих частей.
Задачей является рассмотрение нормативных документов, необходимых для проверки, постановка цели проверки, выявление методик, используемых при оценке учета операций на счетах организации.
Нормативно-правовой базой исследования является:
- Гражданский Кодекс РФ;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Федеральные законы РФ;
- Постановления правительства РФ;
- Положения по бухгалтерскому учету;
- литературный материал В.И. Подольского, А.А. Савина, Л.В. Сотникова.
Глава 1. Теоретические аспекты операций по расчетному счету
1.1 Нормативно-правовые акты, необходимые для проверки
При проведении аудиторской проверки в первую очередь необходимо определить перечень нормативно-правовых актов, на базе которых будет осуществляться проверка. К таким документам можно отнести:
- Гражданский кодекс РФ, ч. 2, гл. 46;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996.
- План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
- Положение о безналичных расчетах в РФ;
В соответствии со всеми этими документами на предприятии должен вестись учет операций по расчетному счету. В задачу аудитора входит проверка этого соответствия, выявление нарушений законодательства и рекомендации по устранению этих нарушений и исправлению допущенных в учете ошибок. Все свои действия аудитор также должен проводить в соответствии с соответствующими законодательными актами.
1.2. Задачи и источники информации по проверке учета операций на расчетном счете
При проверке операций на расчетном счете, прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.
Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:
- соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
- правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
- правильность отражения конвертации рубля;
- наличие штампа банка на первичных документах, приложенным к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка, проводится встречная проверка в банке);
- обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированной зарплаты, алиментов и т.п.);
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке;
- полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).
Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
В итоге, задачами проверки операций по расчетным счетам является необходимость удостоверения в:
- полноте выписок банка, первичных денежно-расчетных и платежных документов;
- осуществлении денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов;
- соответствии денежно-расчетных документов (платежных поручений) платежным документам (счетам, счетам-фактурам);
- наличии разрешительных подписей руководства на оплату платежных документов;
- правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам;
- наличии письменного уведомления налогового органа об открытии и закрытии банковских счетов в 10-дневный срок;
- выявлении «ключевых по риску» денежно-расчетных операций (операций, составляющих учетные области с повышенным внутренним риском).
Последняя задача является наиболее важной при проверке операций по расчетным счетам, так как ее выполнение позволяет достаточно быстро (вследствие наглядности экономической сути операций, отраженных денежно-расчетными документами) выявить учетные области с повышенным внутренним риском и сосредоточить на них внимание, например путем применения процедуры прослеживания документов.
Все источники информации по аудиту операций расчетного счета можно разделить на группы: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность.
К первичным документам, которые являются источниками информации по аудиту расчетного счета в банке, относятся:
- банковские выписки с расчетного счета;
- первичные денежно-расчетные документы (поручения, требования-поручения, инкассовые требования, объявления на взнос наличными и др.);
- первичные платежные документы (счета, счета-фактуры);
- договоры банковских счетов;
- машинограммы по счетам (51,55,57);
- приказ об учетной политике организации;
- сведения о рублевых, валютных и прочих счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации;
К регистрам бухгалтерского учета, которые являются источниками информации по аудиту расчетного счета в банке относятся:
- журнал-ордер №2 и ведомость №2 (при журнально-ордерной форме учета);
- карточка и анализ счета 51 (при автоматизированном учете);
- карточка и анализ счета 55 (при автоматизированном учете);
- главная книга (Дт 51 Кт 50 Зачисление на расчетный счет денежных средств из кассы, Дт 51 Кт 62 Поступление от покупателей денежных средств, Дт 51 Кт 66, 67 Зачисление кредитов и получение займов, Дт 51 Кт 68 Возврат по расчетам с налоговыми органами, Дт 51 Кт 75 Поступление денежных средств учредителей, Дт 51 Кт 76 Поступление кредиторской задолженности, Дт 50 Кт 51 Выданы наличные деньги в кассу, Дт 58 Кт 51 Оплачено приобретение ценных бумаг, предоставлены займы, Дт 60 Кт 51 Оплата счетов поставщиков и подрядчиков, Дт 66, 67 Кт 51 Погашены ссуды и займы, Дт 68 Кт 51 Перечислены налоги бюджету, Дт 69 Кт 51 Перечислен единый социальный налог, Дт 75 Кт 51 Перечислены дивиденды учредителям, Дт 76 Кт 51 Перечислены алименты, арендная плата и другая кредиторская задолженность, Дт 91 Кт 51 Уплата пени, штрафов, неустоек);
- журнал-ордер №1 (при журнально-ордерной форме учета);
- регистры синтетического учета операций на счетах в банке.
К бухгалтерской отчетности, в которой содержится информация для проведения аудита операций на расчетном счете в банке относятся:
- «Бухгалтерский баланс»;
- «Отчет о прибылях и убытках»;
- «Отчет о движении денежных средств»;
Глава 2. Методика проведения аудиторской проверки расчетного счета организации
2.1 Подготовка и планирование аудита расчетного счета
Перед началом проведения аудиторской проверки экономический субъект отправляет аудиторской организации письмо-предложение на проведение аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.
На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита.
Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.
В договоре на проведение аудиторской проверки согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Для того чтобы аудиторской организации согласиться на проведение аудита, необходимо оценить стоимость аудиторской проверки.
2.2. Программа (процедура ) аудита
Программа аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка должна разрабатываться в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита". Целью данного правила является установление норм, применяемых при планировании аудита экономического субъекта.
Информация о работе Аудиторская проверка операций по расчетному счету