Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и критическая оценка методики аудита основных средств и нематериальных активов, определение направлений ее совершенствования в условиях конкретного предприятия.
Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств. Соблюдение действующего порядка хранения и сохранности основных средств выявляется в ходе документальных проверок. В ходе проверки аудитор должен: установить материально-ответственных лиц и наличие заключенных с ними договоров о полной индивидуальной материальной ответственности; проверить организацию охраны объектов основных средств и порядок хранения; проверить организацию аналитического учета: ведется ли в бухгалтерии учет основных средств в инвентарных карточках формы № ОС-6 или машинограммах аналитического учета (если учет автоматизирован); хранятся ли карточки в разрезе классификационных групп, а внутри их - по местам эксплуатации.
Особенно
тщательно следует проверить
полноту и своевременность
Проверка правильности оценки основных средств. Аудитору необходимо убедится в правильности оценки основных средств, так как необоснованное повышение стоимости основных средств ведет к повышению себестоимости продукции (через амортизацию) и искажению финансовых результатов. При проверке формирования первоначальной стоимости аудитор должен учитывать способы поступления основных средств в организацию. Аудитор должен выполнить арифметический контроль проверяемых показателей, а также подтвердить правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку основных средств (приказы, протоколы, соглашения).
Проверка правильности переоценки основных средств. Если в ходе проверки было установлено, что проверяемая организация проводит переоценку основных средств, то аудитор должен проверить: методику переоценки текущей стоимости основных средств и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта; (Организация вправе использовать два метода переоценки: индексацию и прямой пересчет по документально подтвержденным рыночным ценам); регулярность проведения переоценки; (Переоценка основных средств проводится в ходе инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности); отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки. (Переоценка отражается в регистрах бухгалтерского учета записями за январь, а в отчетности отражается путем изменения остатков на начало года при сдаче баланса за I квартал отчетного года.)
Проверка операций поступления и выбытия основных средств. Особому контролю со стороны аудитора подлежат операции поступления и выбытия объектов основных средств. Аудитор должен установить способы поступления и причины списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций. Аудитор проверяет документы (договора купли-продажи, договора дарения, акты приемки-передачи, акты списания, накладные, счета-фактуры, платежно-расчетные документы) и регистры синтетического и аналитического учета (инвентарных карточек, ведомостей и др.). В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция, ее целесообразность. Аудитору необходимо проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
Проверка начисления амортизации основных средств. Аудитор устанавливает достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для осуществления проверки: формируется выборка объектов основных средств, в которую включаются объекты из различных классификационных групп, находящиеся в различных местах эксплуатации; по каждому объекту определяется норма амортизации и амортизируемая стоимость, правильность применяемой методики расчета; осуществляются арифметический контроль суммы амортизации, начисленной за отчетный месяц; (Суммы, участвующие в расчете, подтверждается путем их взаимной сверке с данными первичных документов, которыми оформляется движение основных средств); подтверждается достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации. В ходе проверки начисления амортизации для целей налогообложения определяется: соответствие применяемых на практике методов начисления амортизации по объектам основных средств методам, закрепленным в учетной политике и Налоговом кодексе РФ (линейного и нелинейного); обоснованность выбора организацией срока полезного использования в рамках классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; правильность формирования первоначальной стоимости объектов основных средств; обоснованность применения специальных (понижающих и ускоряющих) коэффициентов; выделение в отдельную группу объектов основных средств по остаточной стоимости (в случае, если срок их полезного использования для целей налогообложения истек) и правильность отнесения на расходы этой стоимости.
Проверка учета ремонта основных средств. В ходе проверки учета ремонта основных средств аудитор должен установить: способ проведения ремонтных работ (подрядный и хозяйственный); правильность и своевременность составления документов; правильность отнесения расходов на статьи затрат, соблюдения норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих; соблюдение на практике способа учета затрат на ремонт, зафиксированного в учетной политике; на счетах бухгалтерского учета сумм затрат на ремонт. При проверке следует использовать встречную сверку документов, прослеживание операций, устный опрос ответственных лиц, аналитические процедуры окупаемости затрат на ремонт. При необходимости аудитор может провести контрольную инвентаризацию выполненных работ по отдельным объектам, в том числе с привлечением эксперта.
Проверка учета арендных операций. Аренда – это получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Если у предприятия имеются арендуемые объекты основных средств, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы. Для этого изучаются договора аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76 и др. Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения и в том случае, когда объекты используются для нужд производства или управления. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения.
Проверка
учета лизинговых операций. Лизинг – это
получение арендатором на основании трехстороннего
договора с арендодателем и продавцом
во временное пользование (без выкупа
или с выкупом) определенного имущества.
Участники договора лизинга именуются
как лизингополучатель, лизингодатель
и продавец соответственно. Аудитор, изучая
договор лизинга, должен изучить состав
имущества, полученного лизингополучателем,
и определить, не выходит ли его перечень
за рамки законодательства. Имущество,
передаваемое по договору лизинга, должно
быть только производственного назначения
и использоваться только в предпринимательских
целях. Предметом лизинга не могут быть
земельные участки и другие природные
объекты, а также имущество, которое федеральными
законами запрещено для свободного обращения
или для которого установлен особый порядок
обращения. До начала проверки лизинговых
операций аудитор по договору лизинга
должен определить на балансе какой из
сторон учитывается лизинговое имущество.
В ходе аудита лизинговых операций у лизингодателя
проверяется: поступление основных
средств, приобретенных организацией
для предоставления по договору лизинга;
начисление затрат по осуществлению лизинговой
деятельности; получение лизинговых
платежей; списания лизингового имущества
в случае его выкупа;
оприходование лизингового имущества
в составе основных средств при его возврате.
В ходе аудита лизинговых операций у лизингополучателя
проверяется: поступление лизингового
имущества; причитающиеся лизингодателю
лизинговых платежей;
начисление амортизации (в случае если
имущество учитывается на балансе лизингополучателя);
возвращение лизингового имущества лизингодателю;
выкуп лизингового имущества.
Проверка наличия нематериальных активов. В начале проверки аудитору следует на основании изучения первичных документов и учетных регистров сопоставить перечень числящихся на предприятии нематериальных активов с перечнем, утвержденным действующими нормативными актами. К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; организационные расходы и деловая репутация предприятия.
Проверка
правильности оформления юридических
документов. Проверка правильности оформления
первичных юридических
На первом этапе необходимо установить факт наличия объекта в документации предприятия. Для этого проверяются документы, в которых объектах описан, изображен или иным образом зафиксирован на материальных носителях. Это может быть документация, в которой описана технология производственного процесса, конструкторская документация, изображение промышленного образца, программа для ЭВМ и т.д.
На втором этапе осуществляется проверка действительности охранных документов (патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на программы ЭВМ и т.д.). Действительность охранных документов проверяется по трем критериям: «по объекту» - выдается только на конкретный объект; «по территории» - действует только на данной территории; «по сроку действия охранного документа». Если выявляется несоответствие хотя бы одному из трех критериев, то охранный документ признается недействительным. При проведении проверки необходимо иметь в виду, что: охранные документы выдаются соответствующими государственными органами (Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, Госкомиссией); к документам должны быть приложены описания изображенных объектов; выдается только один экземпляр охранного документа, который находится у владельца, а у лиц-пользователей находится копия; если срок действия закончился, аудитору необходимо выяснить, было ли его продление.
На третьем этапе производится проверка документов, подтверждающих права предприятия на использование объектов нематериальных активов (договор о создании и передаче авторского произведения, договор о выполнении НИОКР, договор о создании и передаче научно-технической продукции, договор о полной уступке, лицензионного договора, учредительного договора). Порядок оформление прав на объекты нематериальных активов представлен в таблице 3.
Проверка оценки нематериальных активов. Нематериальные активы чрезвычайно сложно оценивать. Специалистами используются различные методики (сравнения, доходности, по затратам), и один и тот же объект может быть оценен по-разному.
Таблица 2. Оформление прав на объекты интеллектуальной собственности.
|
Информация о работе Аудиторская проверка движения основных средств и нематериальных активов