Аудиторская проверка доходов и расходов с разными дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является овладение методикой проведения аудиторской проверки и развитие практических навыков проведения проверки расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Задачами курсовой работы являются:
- правильно использовать законодательные и нормативные базы;
- изучить методологию проведения аудита расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, применить полученные знания на практике;
- выявить нарушения в организации учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, установить причины их повлекшие;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАCЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ………………………………………………………………….5
1.1 Нормативно-правовая база……………………………………………………5
1.2.Цели и задачи аудиторской проверки с разными дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………..6
1.3.Источники информации для проведения проверки…………………………8
1.4.Требования законодательства РФ к ведению бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………………………………..9
1.5.Типичные, часто встречающиеся нарушения при проверке операций с использованием счета76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»..11
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОАЛЬЯНС»…………………………………………………………………13
2.1.Экономическая характеристика аудируемого лица……………………….13
2.2.Оценка системы внутреннего контроля на предприятии…………………..15
2.3. План и программа аудиторской проверки с разными дебиторами и кредиторами……………………………………………………………………….17
3.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………….21
3.1. Подготовительные мероприятия и выборочная проверка первичных документов…………………………………………………………………………21
3.2. Проверка расчетов по депонированию заработной платы……………….23
3.3.Проверка правильности начисления НДС………………………………….27
3.4.Обобщение результатов проверки и разработка аудиторского
заключения …………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая вихрова.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 

Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым  получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

 

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 75 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

 

Списание долга в  убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

 

Суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

 

 

 

1.5 Типичные, часто встречающиеся нарушение при проверке операций с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

 

При аудите учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами  часто вскрываются следующие  нарушения:

  1. нарушения порядка предъявления претензии, пропуск сроков предъявления, неправильное оформление или недооформление документов по претензии;
  2. пропуск сроков взыскания задолженности, сроков исковой давности, неправомерное списание сумм задолженности в безнадежные долги;
  3. составление фиктивных обязательств с целью неверных выплат;
  4. некорректность бухгалтерских проводок;
  5. отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
  6. не производится пересчет налога НДФЛ по невыплаченным на конец года депонированным суммам зарплаты;
  7. неверный расчет и необоснованность удержаний по исполнительным листам;
  8. не проводится сверка расчетов, инвентаризацию расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
  9. слабая система внутреннего контроля по учету расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
  10. несоответствие с учетной политикой в части отражения расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами;
  11. нарушения при расчетах по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам;
  12. серьезные несоответствия при учете депонированной заработной платы.

При нахождении выявленных нарушений аудитором составляются соответствующие рабочие документы и даются рекомендации по устранению нарушений. Если же аудитор приходит к мнению, что выявленные нарушения приводят к существенному искажению информации получаемой заинтересованными пользователями из отчетности предприятия, то он предоставляет соответствующие аудиторское заключение.(11,18-21с)

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ НА ПРИМЕРЕ  ОАО «АВТОАЛЬЯНС».

 

2.1 Экономическая характеристика аудируемого лица

 

 

Объектом аудиторской  проверки учета расчетов с прочими  дебиторами и кредиторами в данной курсовой работе является предприятие  ОАО «Автоальянс».

Согласно статье 4 «Цели  и предмет деятельности общества»  Устава ОАО «Автоальянс» основной целью деятельности общества является получение прибыли, а основными видами деятельности являются:

-Разработка, производство  и реализация компрессорного  и холодильного оборудования, запасных  частей к нему;

-Разработка, выпуск и реализация товаров народного потребления;

-Разработка и реализация  научно-технической продукции; 

-Выполнение различных  работ по заказам сторонних  организаций и частных лиц;

-Оказание платных  услуг населению;

-Коммерческая деятельность, в том числе посредническая и торгово-закупочная;

-Обучение рабочим специальностям;

-Внешнеэкономическая  деятельность.

В соответствии с целью  своей деятельности ОАО «Автоальянс» может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные федеральными законами.

Структура бухгалтерского аппарата. На предприятии имеется группа бухгалтеров: главный бухгалтер, его заместитель и бухгалтера по отдельным статьям учета. Учетом расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в организации занимается Расчетный отдел бухгалтерии.

Учет объектов и хозяйственных операций ведется на основании первичных учетных документов путем записей их данных в учетных регистрах.

Создание первичных  учетных документов, порядок их обработки  и сроки передачи для отражения  в регистрах учета и отчетности производятся в соответствии с правилами, определенными в Положении о документообороте.

Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляется силами финансово-бухгалтерского отдела (ФБО), возглавляемого главным бухгалтером. Организационная структура и  должностные обязанности участников учетного процесса определяются в соответствии с должностными инструкциями учетных работников.

Создание первичных  учетных документов производится как  ручным способом, так и с использованием компьютерной техники и программного обеспечения.

Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждается соответствующим  распорядительным документом руководителя предприятия по согласованию с главным  бухгалтером.

Обработка учетной информации производится с использованием компьютерной техники и программного обеспечения «1С-Бухгалтер», в некоторых случаях с помощью ручной обработки.

Регистры учета ведутся  в виде специальных форм в электронном  виде и на бумажных носителях.

Бухгалтерский учет на Предприятии ведется с применением форм регистров предусмотренных программным обеспечением «1С-Бухгалтерия 7.7», с соблюдением общих методических принципов бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность предприятия состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Служба внутреннего  аудита на предприятии отсутствует.

Последний раз аудиторская  проверка на данном предприятии проводилась 25 марта 2008 года аудиторской фирмой «Экспресс-АУДИТ» в части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно. Фрагмент аудиторского заключения: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации ОАО «Автоальянс» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2008 года и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 года включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности». Аудиторское заключение прилагается.

 

 

2.2 Оценка системы  внутреннего контроля на предприятии

 

 

Аудитор в ходе планирования должен оценить адекватность внутреннего контроля масштабам, специфике  деятельности экономического субъекта и достичь понимания закономерностей  его функционирования в той части, которая обеспечивает регулирование  и мониторинг процесса сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для подготовки достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудитор изучает  СВК субъекта, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить природу, степень и время проведения необходимых процедур. В конечном счете, такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности. При этом аудитор должен больше уделять внимания средствам контроля, которые имеют отношение к финансовой информации, уместной при обосновании утверждений по финансовой отчетности. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.(4,464с.)

Практика показывает, что на стадии планирования вряд ли удается детально изучить деятельность экономического субъекта применительно ко всему объему совершаемых хозяйственных операций, поэтому целесообразно выбрать самые существенные из них. При выборке можно руководствоваться существенностью оборотов и остатков по счетам. По результатам оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля этих счетов и участков аудитор формирует свое мнение о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Для предварительной  оценки эффективности СВК используются следующие градации: высокая, средняя, низкая.

Для оценки системы внутреннего  контроля был составлен рабочий  документ аудитора № 2 «Вопросник для  оценки СВК операций по расчетам с  прочими дебиторами и кредиторами».

Прежде чем использовать рабочий документ, аудитор ознакомился с организационной структурой бухгалтерии предприятия. И выяснил, что вся система бухгалтерского учета построена таким образом, что бы обеспечить наиболее эффективный процесс работы. Достаточно пропорционально распределены обязанности работников бухгалтерии, т.е. за разными бухгалтерами закреплены конкретные сегменты учета. Это обеспечивает наиболее быстрое выполнение работниками своих обязанностей, а так же облегчает доступ к необходимой информации.

По результатам проведения аудитором тестирования с помощью рабочего документа «Вопросника», можно сказать следующее.

Принято считать, что при получении в ходе тестирования:

- менее 40 % положительных  ответов – уровень СВК на  предприятии низкий;

- от 40 – 60 % положительных ответов – уровень СВК – средний;

- свыше 60 % - уровень  СВК на предприятии высокий.

Аудитором было получено 14 положительных ответов из 17, т.е. 82 % положительных ответов, что говорит  о высокой системе внутреннего  контроля на предприятии ОАО «Автоальянс».

Стоит заметить, что на предприятии отсутствует служба внутреннего аудита. Это оценивается  отрицательно, но работники, в ходе опроса, утверждали, что контроль и  проверка эффективно осуществляется силами бухгалтерии посредством сверок расчетов, инвентаризаций и ревизий. На предприятии создана постоянно действующая ревизионная комиссия, осуществляющая внезапные ревизии по ходу отчетного периода.

В ходе оценки СВК аудитор пришел к мнению, что на предприятии эффективно организована и действует система  внутреннего контроля, что обеспечивает качество операций бухгалтерского учета. И сделал соответствующие выводы по объему аудита.

 

 

2.3 План и Программа  аудиторской проверки расчетов с разными дебиторами и кредиторами

 

 

При составлении плана и программы  аудитор руководствовался федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696).

Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитором были рассчитаны планируемый уровень существенности и аудиторский риск.

Категория существенности и её взаимосвязь  с аудиторским риском раскрыты в  правиле (стандарте) аудита № 4 «Существенность  в аудите». В соответствии со стандартом информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а так же составляющих капитала считается существенной, если её пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Категории существенности в аудите дается качественная и количественная характеристика. Согласно П(С)АД № 4 «Существенность  в аудите» аудитор обязан оценить существенность выявленных искажений качественного характера по своему профессиональному суждению, а существенность количественных ошибок рассчитать и сравнить с плановым уровнем. С количественной точки зрения, аудитор должен оценить уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с  которой квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет делать на её основе правильные выводы и принимать  правильные экономические решения.

Существует различные методики определения уровня существенности.

При проведении аудиторской  проверки аудитор использовал следующий  подход к определению уровня существенности. Этот подход предполагает выбор в качестве базы существенности одного показателя, для которого устанавливается определенный процент предельно допустимой ошибки. В отечественной практике аудита фактически в качестве такого показателя принято считать существенной сумму (значение показателя), отношение которой (которого) к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 % (приказ Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»). Т.е. чтобы рассчитать уровень существенности конкретной статьи баланса, сначала нужно найти долю этой стать в валюте баланса и затем рассчитать уровень существенности для данной статьи.

Т.к. проверяемый аудитором  сегмент учета, т.е. расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами отражается в балансе по строкам 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты)» и 620 «Кредиторская задолженность, в том числе прочие кредиторы» аудитор рассчитал уровень существенности для каждой строки:

Информация о работе Аудиторская проверка доходов и расходов с разными дебиторами и кредиторами