Аудиторская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:42, реферат

Описание работы

Аудиторскую деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок платёжно-расчётной документации, бухгалтерской отчётности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудиторская деятельность также включает в себя оказание таких аудиторских услуг, как восстановление бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, постановка, составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Российской Федерации нормативными документами бухгалтерского учёта, оценка активов и пассивов баланса и т. д.

Содержание

ПЛАН:
1. Понятие и предмет аудиторской деятельности.
2. Причины возникновения аудита. Этапы становления и развития аудита в России.
3. Состояние законодательства об аудите.
4. Субъекты аудиторской деятельности.
5. Договорная ответственность аудитора.
6. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

Аудиторская деятельность.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

     Экономический субъект и аудитор свободны в  заключении договора, т. е. как одна, так и другая стороны вправе выбирать себе любого контрагента. Однако уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие её проведения влекут за собой штраф, предъявляемый прокурором, органами федерального казначейства, налоговыми органами по специальной шкале.

     Аудитор обязан при проведении аудиторской  проверки немедленно сообщать о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объёмом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора. Аудитор и аудиторская фирма обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законом.

     Для осуществления квалифицированной  аудиторской проверки аудитор имеет  право самостоятельно определять её формы и методы, исходя из требований законодательства и условий конкретного  договора. Аудитор вправе проверять  у экономических субъектов в  полном объёме документацию, наличие  денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов и специалистов. Аудитор  или аудиторская фирма в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектам необходимой документации вправе отказаться от проведения аудиторской проверки, расторгнув договор аудита, так как это является существенным его нарушением. В этом случае аудитор вправе требовать возмещения убытков, причинённых расторжением договора.

     Временные правила предоставляют аудитору право получать по письменному запросу  необходимую для осуществления  аудиторской проверки информацию от третьих лиц.

     Квалифицированно  проводить свои проверки является главной  обязанностью аудитора. Аудиторское  заключение служит основанием для подтверждения  или неподтверждения бухгалтерской отчётности экономического субъекта. В нём отмечаются (если они обнаружены) существенные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, нарушения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц. На основании аудиторского заключения, итоговую часть которого экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, строятся деловые отношения с налоговыми и другими государственными органами, банками, кредиторами и т. п.

     Если  оказывается, что аудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушением законодательства, то встаёт вопрос об имущественной ответственности  аудитора.

     Но  экономический субъект не имеет  возможности непосредственно с  аудитора взыскать понесённые убытки вследствие неквалифицированной аудиторской  проверки. Орган, выдавший лицензию (Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, Госбанк России), сначала назначает проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и для экономических субъектов, с аудитора могут быть взысканы понесённые убытки в полном объёме, расходы по перепроверке, а также штраф в сумме 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудитора осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы. Иск предъявляется в суд органам, выдавшим лицензию. В случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим её.

     В настоящее время по иску, предъявляемому прокурором, органами Федерального казначейства, налоговыми органами, могут быть взысканы доходы, полученные в результате незаконной деятельности, в пользу введённых  ими в заблуждение заказчиков (в размере понесённых последними расходов), а также штраф в доход  республиканского бюджета Российской Федерации. Предусмотрена с 1 января 1995 года ответственность за осуществление  аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии юридических и физических лиц. Может  обратиться в арбитражный суд  с иском о ликвидации указанного юридического лица орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление  аудиторской деятельности.

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     В России аудиторская деятельность до принятия Временных правил развивалась усилиями энтузиастов этого дела, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Росстехнадзор РФ, Госбанк России, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Государственное регулирование аудитом ограничивалось этим.

     Комиссия  по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации выполняет  организацию государственного регулирования  аудиторской деятельности. Она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе, осуществляет систему мер по государственной  поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также  защите интересов государства, экономических  субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает  проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных  правил, содействует реализации Временных  правил.

     В компетенции Комиссии - представление  на рассмотрение Президента и Правительства  Российской Федерации проекты нормативных  актов об аудите, разрабатывать стандарты  аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания  об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов.

     Из  основных направлений деятельности комиссии государственное регулирование  аудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативными актами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации и  лицензированию аудиторов. На государственно-правовое управление администрации Президента Российской Федерации, консультант  которого является заместителем председателя комиссии возложено правовое обеспечение  деятельности комиссии.

     Президентом Российской Федерации утверждается состав комиссии. Туда входят высшие должностные  лица Министерства финансов РФ, Банка  России, Государственной налоговой  службы РФ, Росстехнадзора РФ, антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ.

     Аудиторские объединения не вправе непосредственно  заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских  фирм и аудиторских объединений  на правах членства, могла бы взять  на себя руководство аудиторской  деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Но аудиторы и  аудиторские фирмы могут в  соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и  другие объединения для координации  своей деятельности или защиты своих  профессиональных интересов. Цели, основные направления деятельности, права  и обязанности федеральной аудиторской  палаты в будущем будут предусмотрены  в законе об аудиторской деятельности.

     В дальнейшем форма организации аудиторской деятельности должна быть изменена. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФ организации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля за деятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишают возможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую из профессиональных аудиторов, научных работников академических институтов и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля.

     Разграничение функций вневедомственного и  ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить и сферу аудита, в том числе  обязательного. Поэтому в будущем  необходимо наряду с подготовкой  закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной  службе, как это уже сделано  на Украине. В таком случае контрольно-ревизионные  органы Министерства финансов РФ, ревизионные  службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование  и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия.  

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:  

 

  1. Аренс, Лоббек “Аудит” - 1995г.
  2. Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996 год.
  3. Журнал российской академии наук “Государство и право” - 1995 год.
  4. Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996 год.
  5. Рапопорт “Международные стандарты учета и аудита” - 1992г.
  6. Робертсон “Аудит” - 1993 г.
  7. Терехова “Теория, практика и методология аудита” - 1992г.
  8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. “Аудит. Учебное пособие”, Москва, 1995 год.
  9. Чекин В. Д. “Курс лекций по аудиту”, М

Информация о работе Аудиторская деятельность