Аудиторская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:42, реферат

Описание работы

Аудиторскую деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок платёжно-расчётной документации, бухгалтерской отчётности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудиторская деятельность также включает в себя оказание таких аудиторских услуг, как восстановление бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, постановка, составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Российской Федерации нормативными документами бухгалтерского учёта, оценка активов и пассивов баланса и т. д.

Содержание

ПЛАН:
1. Понятие и предмет аудиторской деятельности.
2. Причины возникновения аудита. Этапы становления и развития аудита в России.
3. Состояние законодательства об аудите.
4. Субъекты аудиторской деятельности.
5. Договорная ответственность аудитора.
6. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

Аудиторская деятельность.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

Аудиторская деятельность

ПЛАН:

  1. Понятие и предмет аудиторской деятельности.
  2. Причины возникновения аудита. Этапы становления и развития аудита в России.
  3. Состояние законодательства об аудите.
  4. Субъекты аудиторской деятельности.
  5. Договорная ответственность аудитора.
  6. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
  7. Литература.
 

  

     ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Аудиторскую деятельность представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок платёжно-расчётной  документации, бухгалтерской отчётности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических  субъектов. Аудиторская деятельность также включает в себя оказание таких  аудиторских услуг, как восстановление бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной  деятельности, постановка, составление  финансовой отчётности и налоговых  деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Российской Федерации  нормативными документами бухгалтерского учёта, оценка активов и пассивов баланса и т. д.

     Остановимся подробнее на аудиторской проверке. Она в полном объёме может проводиться  на частных предприятиях.

     В постановлении Правительства Российской Федерации “О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации  по управлению и распоряжению объектами  федеральной собственности” от 10.02.1994г. предусмотрено, что территориальные  агентства и Госкомимущество  России, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить  документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать  аудиторские проверки. Это означает, что привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг могут государственные и муниципальные предприятия, которые не являются собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения. Решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки вправе только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом.

     Правовые  аспекты играют важную роль при проведении аудиторской проверки. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту информацию, а экономический субъект, подвергаемый проверке, имеет право получать от аудитора исчерпывающую сведения о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о тех нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

     Нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые причинили или  могли причинить ущерб интересам  собственников государства, экономических  субъектов или третьих лиц  указывают в аналитической части  аудиторского заключения.

     Аудиторская проверка заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской  отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского  и иного хозяйственного законодательства России. Она является необходимым  элементом аудита и одним из видов  аудиторской деятельности.

     Люди, занимающиеся аудиторской деятельностью, могут проводить обучение и оказывать  другие услуги по профилю своей деятельности. Однако аудиторы и аудиторские фирмы  не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью. Таким образом, аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Это ограничение в некоторой степени применительно к аудиторским фирмам, но как поступать гражданину, который самостоятельно ведёт аудит? Ведь формально правовых оснований для запрета заниматься другими видами деятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этого имущество, время и способности.

     Существуют  обязательная и инициативная аудиторская  проверки. Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях, прямо  установленными нормативными актами. В Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки  публикуют годовой баланс по форме  и в сроки, которые устанавливаются  Центральным банком России, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений.

     Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях  предусмотрена проверка аудиторской  организацией для целей налогообложения  финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

     В соответствии с процессуальным законодательством  обязательные проверки проводятся также  по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого  к производству гражданского дела или  дела, подведомственному арбитражному суду даётся поручение о проведении аудиторской проверки. Выводы аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора является документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

     Определение достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам является основной задачей аудита.

     Существуют  принципиальные отличия аудита от ведомственной, государственной ревизии. Аудит отличается, прежде всего, самостоятельностью установления им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, возможностью организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы; независимостью от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы.

     Правила допускают к аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и  юридическое образование. Данное требование лежит в основе реализации задач  по формированию правового государства  в России, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Оно понимается в том смысле, что  выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок.

     В той ситуации, когда в России отсутствует  твёрдое детальное законодательство о бухгалтерском учёте и отчётности, аудите, регламентация совершения аудиторских  действий подменяется простым следованием  требованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться  и возобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и  аудитом могут заниматься также  лица, имеющие инженерное или иное образование.

     Отзвуком  такого дилетантского отношения  к праву служат даже составы комиссии по аудиторской деятельности при  президенте Российской Федерации и  её консультативном совете, в которых  нет ни одного представителя юридического академического или учебного института, хотя консультативный совет вырабатывает для комиссии и принимает участие  через своих представителей в  её заседаниях, связанных с обсуждением  проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

     Если  налоговый государственный или  иной орган, на который законом возложена  проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей  отчётности, не согласен с аудиторским  заключением, принятым экономическим  субъектом, то он вправе оспорить его  в арбитражном суде. Если суд установит  неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает  экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным  аудиторским заключением.

     ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА

     В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода от командной  системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

     Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую  и статистическую отчётность, публиковать  данные о своей деятельности в  порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести  учёт своего имущества и совершённых  хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели  и предприятия, вызвало необходимость  независимого вневедомственного финансового  контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена  проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в  пределах своей компетентности. Поэтому  возникла необходимость создания специального управления или службы, которая взяла  бы на себя эти обязанности.

     ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ АУДИТА В  РОССИИ

     Если  проследить историю развития аудита в нашей стране, то можно выделить несколько основных этапов. Первый этап был ознаменован появлением в 1987 году фирмы “Инаудит”. Эта фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

     Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель его деятельности состояла в  оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР предоставил фирме “Инаудит” широкие права, среди них права на:

     - ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности совместных предприятий  и организаций; 

     - проверки бухгалтерских книг, отчётов,  планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных  бумаг, наличия и правильности  расходования материальных ценностей; 

     - получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;

     - получение от предприятий и  организаций отчётной документации  и иной документации в согласованных  объёмах; 

     - публикацию в СССР и за границей  своего устава, баланса, счёта  прибылей и убытков, а также  рекламных материалов о деятельности  фирмы “Инаудит”; и прочее.

     Председателем Совета директоров АО “Инаудит” был избран С. М. Борисов, его заместителем - В. В. Геращенко. И хотя фирма имела более высокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчётными ревизионными группами, всё же она была создана на базе государственного контрольного органа, а её учредителями были союзные министерства.

     Сохранить “Инаудит” как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Хотя для коллектива АО “Инаудит” распад фирмы и был потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым.

Информация о работе Аудиторская деятельность