Аудит учёта основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы учета основных средств 5
1.1. Основные средства как объект учета 5
1.2. Классификация основных средств 6
1.3. Оценка основных средств 8
2. Аудит основных средств 11
2.1. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств 11
2.2. Источники информации и основные направления проверки 13
2.3. Методы сбора информации, используемой при аудиторской проверке 14
2.4. Оценка системы внутреннего контроля 18
2.5. План и программа аудиторской проверки 20
Заключение 23
Список использованных источников 24
Практическая часть 26

Работа содержит 1 файл

Аудит к.р для интерн.docx

— 80.21 Кб (Скачать)

     В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

     Первоначальной  стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение или изготовление, за исключением НДС и налога с продаж, если оплата произведена наличными.

     Фактическими  затратами на приобретение, сооружение и изготовление являются:

  • суммы, уплаченные в соответствии с договорами поставки или продавцу;
  • суммы, уплачиваемые по доставке, монтажу, установке;
  • суммы, уплаченные за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам (монтаж и т. д.);
  • суммы, уплаченные организацией за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и аналогичные платежи;
  • невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением основных средств,
  • вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую производилась покупка основных средств;
  • командировочные расходы, связанные с приобретением основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.

     Первоначальная  стоимость выявляется в момент ввода  объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока  нахождения основного средства на предприятии, кроме случаев, установленных законодательством  РФ и ПБУ6/01. Изменение первоначальной стоимости основного средства допускается в случаях:

  • достройки;
  • дополнительного оборудования;
  • реконструкции;
  • частичной ликвидации;
  • переоценки.

     При переоценке основного средства первоначальная стоимость становится восстановительной, т.е. стоимостью воспроизводства основного  средства.

 

     

  1. Аудит основных средств

     В соответствии с Федеральным законом  от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и правилом (стандартом) аудиторской  деятельности N1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (утв. Постановлением Правительства  РФ от 23.09.02г. N696) целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным  актам, действующим в Российской Федерации.

     Для достижения цели аудитору необходимо:

  • оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;
  • определить методы проверки;
  • разработать программу аудиторских процедур.
    1. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств

     Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:

     1. Федеральный закон “О бухгалтерском  учете” № 129-ФЗ от 21.11.96

     2. Положение по бухгалтерскому  учету “Учетная политика организации”  ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ  № 60н от 09.12.98).

     3. Положение по бухгалтерскому  учету “Учет основных средств”  ПБУ 6/01” (утв. Приказом МФ  РФ №26н от 30.03.2001).

     4. Методические указания по бухгалтерскому  учету основных средств (утв.  Приказом МФ РФ №91н от 13.10.2003).

     5. Положение по бухгалтерскому  учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”  ПБУ 2/94 (утв. Приказом МФ РФ  № 167 от 20.12.94).

     6. Положение по бухгалтерскому  учету долгосрочных инвестиций (письмо  МФ РФ № 160 от 30.12.93).

     7. Постановление CM СССР № 1072 от 22.10.90 “О единых нормах амортизационных  отчислений на полное восстановление  основных фондов народного хозяйства  СССР”.

     8. Приказ МФ РФ №94н от 31.10.00 “План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и инструкция по  его применению (с изменениями  и дополнениями)”.

     9. Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ №49 от 13.06.95).

     10. Патентный закон РФ от 23.09.1992 №3517-I

     11. Закон о товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров РФ  от 23.09.1992 №3520-I

     12. Закон об охране программ электронных  вычислительных машин и баз  данных РФ №3523-I от 23.09.1992

     13. Закон об охране топологий  интегральных микросхем РФ, 1992 г.

     14. Закон об авторском праве и  смежных правах РФ №5351-I от 09.07.2003

     15. Гражданский кодекс РФ.

     16. Земельное законодательство.

     17. Классификация основных средств,  включаемых в амортизационные  группы (утв.Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1)

     18. Глава 25 Налогового Кодекса РФ  «Налог на прибыль организаций»

     19. Глава 21 Налогового Кодекса РФ  «Налог на добавленную стоимость»

     20. Глава 30 Налогового Кодекса РФ  «Налог на имущество организаций»

     21. Постановление Госкомстата РФ  от 11.02.1999 №13 «Об утверждении инструкций  по заполнению форм федерального  государственного статистического  наблюдения за наличием и движением  основных фондов».

    1. Источники информации и основные направления проверки

     Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это  выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых  регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует  помнить, что при любой форме  учета операции по основным средствам  должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной  учетной документации:

  • форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
  • форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
  • форма ОС-4 — акт на списание основных средств;
  • форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;
  • форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;
  • форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;
  • форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
  • форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования;
  • синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;
  • Главная книга;
  • баланс (ф. № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

     Основные  направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильность отнесения предметов к основным средствам;
  • правильность оценки основных средств в учете;
  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
  • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

     В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита основных средств  можно выделить следующие направления  проверки:

  1. оценка сохранности и проверка наличия основных средств
  2. проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам
  3. проверка документального оформления и учета основных средств
  4. проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств
  5. аудит начисления амортизации в бухгалтерском учете и налоговом учете
  6. проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды
  7. анализ и обобщение результатов аудита
    1. Методы сбора информации, используемой при аудиторской проверке

     Результатом работы аудитора является составление  аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для  выводов по основным направлениям аудиторской  проверки, аудитор должен собрать  соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:

     1. Методы фактического контроля:

           а) инвентаризация;

           б) контрольный обмер.

     2. Методы документального контроля:

           а) формальная проверка;

           б) арифметическая проверка;

           в) проверка документов по существу.

     3. Прочие методы:

           а) наблюдение;

           б) опрос;

           в) экономический  анализ.

     Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств при проверке основных средств.

     Инвентаризация  проводится в целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней  инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась  более 2-3 лет, то аудитор может потребовать  ее проведение, что позволит более  качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский  риск. Аудитор может сам участвовать  в проведении инвентаризации или  ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии  наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким  документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками  какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться  в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда  при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

     Метод контрольного обмера эффективен при  проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный  обмер объемов выполненных работ  по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ  и установить сумму необоснованно  списанных материалов, а также  сумму незаконно выплаченной  заработной платы, если при попустительстве  отдельных работников организации  имело место завышение объемов  выполненных работ.

Информация о работе Аудит учёта основных средств