Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:06, реферат
Аудиторская деятельность является органическим элементом инфраструктуры рыночной экономики. В современной России она официально признана с 1993 г., когда Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности Российской Федерации.
Данным Указом положено начало формированию правовых основ аудиторской деятельности: она определена как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
1. Понятие аудита, его цели и предмет
2. Аудит учета кассовых операций
2.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
2.2. Источники информации для проверки
2.3. Аудит кассовых операций
Заключение
Список литературы
План.
Введение
1. Понятие аудита, его цели и предмет
2. Аудит учета кассовых операций
2.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
2.2. Источники информации для проверки
2.3. Аудит кассовых операций
Заключение
Список литературы
Введение
Аудиторская деятельность является органическим элементом инфраструктуры рыночной экономики. В современной России она официально признана с 1993 г., когда Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности Российской Федерации.
Данным Указом положено начало формированию правовых основ аудиторской деятельности: она определена как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Федеральный закон от 07.08.2001 г, № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», заменивший Временные правила аудиторской деятельности, положил начало новому этапу в развитии российского аудита. Ко времени принятия данного Федерального закона в Российской Федерации уже функционировали организации, регулирующие аудиторскую деятельность на государственном уровне, действовали общественные аудиторские организации, система подготовки аудиторов, их аттестации, а также лицензирования аудиторской деятельности. За это время были разработаны Кодекс профессиональной этики аудиторов, тридцать восемь централизованных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В Российской Федерации насчитывалось около 8000 аудиторских фирм, в том числе совместно с иностранным капиталом.
Вступление в силу данного Федерального закона в течение последующих полутора лет было обеспечено большим пакетом законодательных и нормативных актов по аудиту, значение которых весьма велико. Такая концентрация официальных документов в этой сфере деятельности за столь короткий период была направлена на усиление нормативного государственного регулирования аудиторской деятельности и централизацию управления аудиторской деятельностью на государственном уровне.
Большое влияние на становление российского аудита оказали Международные нормативы (стандарты) аудита бухгалтерской финансовой отчетности, разрабатываемые Комитетом международной аудиторской практики (КМАП) Международной федерации бухгалтеров (в настоящее время преобразован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий). Международные стандарты аудита, в свою очередь, основаны на указаниях Директив Европейского сообщества по корпоративному законодательству.
Формирование рыночных отношений в Российской Федерации, базирующихся на хозяйственной самостоятельности экономических субъектов, способствует развитию предпринимательства и в области независимого финансового аудита. Одновременно создаются и развиваются теоретические и правовые основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности, совершенствуются технология и методика его проведения.
Наряду с независимым аудитом бухгалтерской отчетности развиваются и другие виды независимого аудита - такие, как аудит качества, аудит эффективности, экологический аудит. Нормативные правовые документы в отношении данных видов аудита до сих пор не разработаны.
1. Понятие аудита, его цели и предмет
Термин «аудит» происходит от латинского глагола «audire», что означает «слушать, выслушивать, слышать». Основное значение данного термина связано не столько с контролем, сколько с наблюдением за какими-либо процессом или деятельностью. В связи с этим можно дать общее определение аудита как востребованного обществом вида профессиональной деятельности: аудит представляет собой деятельность по сбору доказательств в отношении соответствия свойств (характеристик) выбранного объекта наблюдения общепризнанным критериям, в результате которой формируется профессиональное суждение относительно степени этого соответствия, подлежащее оглашению в соответствующей среде, в том числе публичному оглашению через средства массовой информации или специальные издания.
Исходя из такого определения аудита, можно обозначить его предмет, объект, субъект и цель.
Предметом аудита является совокупность аудиторских доказательств, необходимых для формирования профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения.
Объектами аудита могут быть:
• качество продукции;
• экологические характеристики производства и окружающей среды;
• эффективность использования бюджетных средств;
• финансовое состояние организации;
• бухгалтерская финансовая отчетность организации;
• надежность системы внутреннего контроля организации и т.д.
В зависимости от такой классификации объектов аудита различают аудит бухгалтерской финансовой отчетности, который обычно называют просто аудитом, и специальные виды аудита - аудит качества, экологический аудит, управленческий аудит, аудит эффективности и т.д.
Субъектом проведения аудита является аудитор – специалист, уровень профессиональной подготовленности которого по конкретному направлению аудиторской деятельности признан обществом.
Целью аудита является высказывание профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное суждение высказывается в аудиторском заключении - документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте.
2. Аудит учета кассовых операций
2.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим объект проверки, относятся:
1.) Порядок ведения кассовых операций в РФ
2.) Закон РФ № 5215-1 от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»
3.) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность»
4.) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
5.) Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах
6.) Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежник расчетов с населением
7.) Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
8.) Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
9.) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций.
10.) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлений торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
2.2. Источники информации для проверки
Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.
Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
• Главная книга;
• журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной
формы счетоводства);
• регистры синтетического учёта кассовых операций по счету 50 (при
иных формах счетоводства);
• бухгалтерский баланс;
• отчет о движении денежных средств.
2.3. Аудит кассовых операций
Целью аудита кассовых операций является выражение мнения о достоверности ведения кассовых операций в аудируемой организации и соответствии их действующему законодательству.
Для достижения данной цели, которая является конкретной практической целью аудита, необходимо в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, внутренними стандартами аккредитованного профессионального объединения, членом которого является аудиторская организация, и собственными стандартами установить уровень существенности, составить общий план аудита и программу аудита в части кассовых операций. Все действия аудиторов и участвующих в процессе проведения проверки ассистентов должны быть документированы в соответствии со стандартами.
Информационная база аудита кассовых операций:
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Налоговый кодекс Российской Федерации;
• Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях;
• Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»;
• Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3 /2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н;
• Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ
10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн;
• Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 г. № 14-П;
• Указание ЦБ Российской Федерации «Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050-У;
• Методические указания по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изм. и доп.);
• Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации,
утвержденный приказом ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40;
• формы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
(формы № 1, 4, 5);
• приказ по учетной политике;
• Главная книга;
• регистры синтетического учета по счетам 50 «Касса», 51
«Расчетные счета», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
• кассовая книга и отчет кассира;
• первичные учетные документы;
• договор о материальной ответственности кассира;
• договоры с юридическими лицами, в том числе договоры банковского
счета, заключаемые предприятием с учреждениями банков;
• кредитные договоры, договоры займа, договоры с поставщиками и
подрядчиками;
• приказы (распоряжения) руководителя организации.
Для изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля необходимо ознакомиться с приказом по учетной политике организации, пояснительной запиской к годовой финансовой отчетности, учредительными документами, формами финансовой отчетности (с целью определить масштабы и особенности осуществления кассовых операций аудируемого лица). Необходимо также установить, каким образом ведется кассовая книга: традиционным «вручную» или с использованием систем автоматизации бухгалтерского учета (необходимо учитывать, что при ведении бухгалтерского учета по традиционно журнально-ордерной форме может быть применена программа для ведения кассовых операций); установить, имели ли место операции с наличной валютой (при командировках за рубеж); ознакомиться с порядком документооборота в части кассовых операций, отраженным в организационно-
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации предназначен счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты субсчета 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы». Если аудируемое лицо осуществляет операции с наличной иностранной валютой, то в учете по счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения каждой иностранной валюты.