Аудит учета готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
Задача данной курсовой работы состоит в рассмотрении проблемы аудита процесса реализации продукции (работ, услуг), расчетов с покупателями и заказчиками, возможными ошибками в отражении их в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение……………………………………………………………...….....…3
1 Аудит учета готовой продукции………………………………………….…..…4
2 Аудит учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции …………………14
3 Вопросы для составления плана и программы аудиторской проверки ………...22
Заключение…………………………………………………………..…....…24
Расчетная часть…………………………………………………………........25
Список использованных источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Аудит учета готовой продукции.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

При определении доходов и расходов методом начисления датой получения внереализационного дохода в виде стоимости излишков товаров является, на наш взгляд, дата оприходования этих излишков (по аналогии с подпунктом 1 п. 4 ст.271 НК).

Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара и т.п.), отражаются в составе чрезвычайных расходов (п. 13 ПБУ 10/99).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов чрезвычайные расходы непосредственно учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки», без отражения на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В то же время в соответствии с п. 35 Методических указаний по учету МПЗ материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, списываются с кредита счетов учета запасов в дебет счета 94 с последующим отражением на счете учета финансовых результатов как чрезвычайные расходы.

Что касается суммы НДС, учтенной на счете 19, приходящейся на уничтоженный товар, то она также относится в дебет счета 94, поскольку данную сумму НДС организация не вправе принять к вычету после оплаты товара поставщику в связи с тем, что товар не будет использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС.

Все потери, возникшие в результате пожара, собранные на счете 94, списываются в дебет счета 99.

Для целей бухгалтерского учета чрезвычайные расходы относятся к прочим расходам (п. 4 ПБУ 10/99) и участвуют в формировании прибыли (убытка) до налогообложения (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в Приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № б7н).

Для целей налогообложения прибыли потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, относятся к внереализационным расходам (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК).

При признании для целей налогообложения прибыли расходов методом начисления потери от пожара учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли в том же периоде, что и для целей бухгалтерского учета (п. 1 ст. 272 НК).

Все выводы и замечания аудитора систематизируются в рабочих документах, рассчитывается уровень влияния ошибок на достоверность финансовой отчетности путем сопоставления с определенным раннее уровнем существенности и составляется отчет (письменная информация) по результатам проверки.

При проведении аудита следует помнить, что произведенная продукция подлежит оприходованию и реализации. Для этого аудитор выясняет, как организован учет выпуска готовой про­дукции: традиционно, без применения счета 40 «Выпуск про­дукции (работ, услуг)» на счете 43 «Готовая продукция»; с применением счета 40; на счете 40, без использования счета 43. Далее уточняется, как оценивается готовая продукция; правильность оценки и определения себестоимости каждого вида продукции; правильность расчета отклонений фактической се­бестоимости от плановой (нормативной) и составления бухгал­терских проводок по учету готовой продукции; соответствие данных аналитического учета готовой продукции с данными синтетического учета.

Полноту оприходования произведенной продукции можно проверить путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов, выхода готовой продукции исходя из нор­мативных затрат. Для проверки объема производства продукции используют данные первичных документов и производственных отчетов, актов незавершенного производства, регистров синте­тического и аналитического учета. При этом показатели факти­ческого выхода и сдачи готовой продукции и оказанных услуг вспомогательных производств сводят с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные про­изводства» и дебетом счета 43 «Готовая продукция», а по вы­полненным работам и услугам на сторону — с дебетом счетов 45 «Товары отгруженные», 90/2 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Физическое движение готовой продукции можно проследить по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. Здесь можно использовать такие методы проверки, как сканирование, прослеживание, оперативно-бухгалтерский (сальдовый), карточно-документальный, безкарточный и др. Необходимо также выяснить: имеется ли классификатор по готовой продукции; правильно ли ор­ганизованы складское хозяйство и складской учет готовой про­дукции; правильность оформления первичных документов по учету движения готовой продукции. Для проверки полноты от­ражения в учете готовой продукции необходимо выборочно проследить правильность отражения данных этих документов в регистрах бухгалтерского учета.

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, а также Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено применение одного из двух вариантов (методов) определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и признания прибыли:

по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных доку­ментов (стоимости отгруженной продукции);

по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказ­чику) расчетных документов.

В современных условиях хронических неплатежей или натурализации хозяйственных связей, а также всеобщего недостатка оборотных средств с одновременным спа­дом производства такая мера представляется неприемлемой.

Однако в любом случае организации будут иметь право вы­бора определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по одному из двух вышеприведенных вариантов, так как это зависит от условий хозяйствования и характера договорных взаимоотношений с партнерами (обусловленность договором перехода права собственности на отгруженный товар заказчи­ку). При первом варианте моментом реализации продукции считается факт поступления выручки на счета денежных средств или других средств (при бартерных сделках) за отгру­женную продукцию (работы, услуги). Этот вариант учета реали­зации подразделяется на два процесса: отгрузка продукции (ра­бот, услуг) и предъявление к оплате расчетно-платежных документов; процесс реализации, т.е. фактическая оплата отгру­женной продукции, и выявление финансового результата от реализации.

При этом варианте определения выручки дебиторская задол­женность покупателей (заказчиков) за отгруженную продукцию (работы, услуги) оценивается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. Данный вариант имеет следующую схему учета отражения выручки и финансового результата на счетах.

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

 

Отгружена продукция покупателям

45

43, 41, 20

2

1

Оплачена реализованная продукция по продажным ценам (выручка)

50, 51, 52

 

90/2

 

3

 

Списана себестоимость реализован­ной (оплаченной) продукции

90/2

 

45

 

4

 

Отражен (начислен) НДС

90/2

68

5

 

Финансовый результат от реализа­ции продукции: — прибыль — убыток

46 99

 

99 46

 

Перечень аудиторских процедур:

Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности готовой, отгруженной и реализованной продукции применяются следующие аудиторские процедуры:

«Продукция 1.1.1» — проверка соответствия фактической оценки готовой продукции методу оценки, установленному учетной политикой организации;

«Продукция 1.1.2» — проверка соответствия оценки отгру­женной продукции методу оценки, установленному учетной по­литикой организации;

«Продукция 1.1.3» — проверка правильности отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;

«Продукция 1.2.1» — проверка полноты отражения в учете выпущенной продукции;

«Продукция 1.2.2» — проверка полноты отражения в учете отгруженной и реализованной продукции;

«Продукция 1.3.1» — проверка правильности складского уче­та готовой продукции;

«Продукция 1.3.2» — проверка правильности отражения в учете результатов инвентаризаций готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Вопросы для составления плана и программы аудиторской проверки

 

Вопрос

Вариант ответа

Документ, который следует запросить

Назначаемая аудиторская

процедура

1

Используется в рабочем плане счетов сч. 37 «Учет выпуска продук­ции»

 

Да

Нет

Рабочий     план   счетов

«Продукция 1.1.1»

2

Учет готовой продук­ции ведется по норма­тивной себестоимости

 

Да

Нет

Порядок расче­та нормативной себестоимости

 

«Продукция 1.1.2»

3

Учет готовой продук­ции ведется по плано­вой себестоимости

 

Да

Нет

Порядок расчета учетных цен

«Продукция 1.1.2»

4

Предприятие исполь­зует в договорах ого­ворку о том, что право собственности на от­груженную продукцию покупатель получает не в момент отгрузки

Да

Нет

Договоры         с   клиентами

«Продукция 1.2.2»

5

Предприятие    изготавливает   продукцию   из давальческого сырья

Да

Нет

Договоры на изготовление продукции   из   да­вальческого   сырья

«Продукция 1.1.3»

 

Второй вариант учета реализации продукции и определения выручки исходит из соблюдения принципа юридического и экономического единства перехода права собственности на ре­ализацию продукции от поставщика к покупателю, который ра­нее соблюдался только в сельскохозяйственных организациях. Данный вариант широко используется в международной прак­тике учета и предполагает, что реализованной считается вся отгруженная продукция независимо от того, поступили или не поступили средства за нее в данном отчетном периоде.

Цель оценки эффективности внутреннего контроля — разра­ботать заключительную программу аудиторской проверки реа­лизации продукции (работ, услуг).

Следует также установить правильность ведения журнала-ордера № 11-АПК по кредиту счетов 40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 62, ведомостей № 62-АПК, 63-АПК и 64-АПК. Все эти регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них не­обходимо проверить: полноту и своевременность отражения себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) и выруч­ки от реализации этой продукции; правильность списания себестоимости реализованной продукции (при определении вы­ручки по методу «оплата»), обоснованность и правильность от­несения коммерческих расходов; точность списания торговой наценки пропорционально стоимости продукции по покупным или продажным ценам (регулируется учетной политикой орга­низации); правильность расчета финансовых результатов от реализации каждого вида продукции или оказанных услуг и вы­полненных работ.

На заключительном этапе проверки аудитор должен устано­вить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (жур­нала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей опера­ций по реализации в разных регистрах можно установить точ­ность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция.

Процесс продажи продукции, работ, услуг представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных средств производства, получение прибыли и создание фондов накопления. Объем продаж характеризует степень участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от продажи продукции. Вот почему учет операций по продаже продукции, работ, услуг - важнейший участок работы бухгалтерии.

Информация о работе Аудит учета готовой продукции