Аудит учета готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
Задача данной курсовой работы состоит в рассмотрении проблемы аудита процесса реализации продукции (работ, услуг), расчетов с покупателями и заказчиками, возможными ошибками в отражении их в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение……………………………………………………………...….....…3
1 Аудит учета готовой продукции………………………………………….…..…4
2 Аудит учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции …………………14
3 Вопросы для составления плана и программы аудиторской проверки ………...22
Заключение…………………………………………………………..…....…24
Расчетная часть…………………………………………………………........25
Список использованных источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Аудит учета готовой продукции.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «Отпущено».

Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По нему и карточках складского учета в графе «Расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию организации для выписки счета типовой формы (или платежного требования-поручения) и счета-фактуры на имя покупателя.

Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги реализованными, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме указанной ранее приказ-накладной это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключениями договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах па поставку готовой продукции указывают поставщики и покупатели, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:

по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сум­му НДС;

по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным ни сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом и соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).

Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.

На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк.

Содержание аудиторских процедур:

1. Определить порядок отражения в учете гото­вой продукции.

Положение о бухгалтерском учете и отчетнос­ти в РФ предусматривает возможность не­скольких вариантов оценки готовой продукции:

— по фактической производственной себесто­имости;

—по нормативной (плановой) производствен­ной себестоимости;

—по прямым статьям расходов.

1. Организация учета должна соответствовать выбранному в учетной политике варианту. Так, вариант учета готовой продукции по норматив­ной себестоимости подразумевает использо­вание счета 40 «Выпуск продукции», вариант оцен­ки готовой продукции по прямым статьям зат­рат возможен при списании общехозяйствен­ных расходов, учтенных на счете 26, непосред­ственно в дебет счета 90/2 «Реализация продук­ции (работ, услуг)».

2. Убедиться в том, что готовая продукция полностью укомплектована, прошла испытания и приемку, и сдана на склад по накладной.

3. Убедиться в том, что себестоимость готовой продукции списывается на счет реализации в том отчетном периоде, когда она действительно была реализована и когда был определен финансовый результат.

4.  Удостовериться в тождестве фактических ос­татков готовой продукции на конец года (по данным инвентаризации) с суммами, указанными в балансе.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной(плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции (работ, услуг), возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Первичные документы по учету готовой продукции:

•   приемосдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;

•   акт сдачи на склад готовой продукции;

•   карточка складского учета готовой продукции. Первичные документы по отгрузке готовой продукции:

• приказ-накладная (комбинированный документ, совме­щающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фик­сирующим отпущенное количество продукции;

•   счет-фактура;

•   товарно-транспортная накладная;

•   договор;

•   счет-фактура для целей налогообложения. Регистры аналитического и синтетического учета:

•   ведомость выпуска готовой продукции;

•   ведомость отгрузки и реализации готовой продукции.

Товары отгруженные отражены в учете в соответствии с учетной политикой.

Содержание аудиторских процедур:

1. По статье «Товары отгруженные» в балансе орга­низации отражается стоимость отгруженной про­дукции (товаров) в случае, если договором обус­ловлен отличный от общего порядка момент пе­рехода права собственности и риска случайной гибели организации к покупателю (заказчику). Например, при экспорте продукции. Проверить правильность оценки отгруженной продукции (то­варов). Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ отгруженные товары (сданные работы, оказанные услуги) отражаются в балансе по полной фактической (или норма­тивной (плановой)) себестоимости.

2. Проверить порядок списания стоимости това­ров отгруженных на себестоимость реализован­ной продукции. Удостовериться, что списание происходит:

— в объеме, соответствующем объему реализо­ванной продукции;

— в том отчетном периоде, в котором по креди­ту счета 90/2 была отражена выручка от их реализа­ции.

Особое внимание обратить на случаи частично­го отражения выручки, предусмотренной счетом-фактурой, выставленным покупателю, платежным требованием-поручением, договором и т.п. На­пример, договором может быть предусмотрен переход права собственности на товар к поку­пателю в момент поступления оплаты на рас­четный счет (в кассу и т.п.) организации. Важно, чтобы при поступлении частичной оплаты от покупателя с кредита счета 45 «Товары отгружен­ные» в дебет счета 90/2 «Реализация продукции (ра­бот, услуг)» была списана соответствующая этой оплате сумма.

3.  Проверить правильность учета товаров (готовой продукции), переданных другим организациям для реализации на комиссионных и иных подоб­ных началах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Аудит учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции

Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным направлением деятельности любого предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от реализации. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.

Проверка организации бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции относится к одному из видов аудиторских услуг, оказываемых аудиторской фирмой по специальным заданиям согласно установленному договору с экономическим субъектом, или включается в общий аудит.

Цель проверки операций выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от реализации. При этом в процессе аудита решается следующий комплекс взаимосвязанных задач:

— анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

— контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;

— проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;

— изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;

— оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;

— анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

— контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования, осуществляемой согласно положениям ФПСАД. Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля цикла выпуска и продажи готовой продукции основываются на перечне аудиторских процедур и приводятся в виде тестов проверки. Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета цикла выпуска и продажи готовой продукции приводятся с наибольшей вероятностью возможности их использования в практической работе. Содержание ответов и выводы аудитора произвольны, но они должны быть представлены с учетом наиболее часто встречающихся нарушений в организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита.

Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (соответствие типовой унифицированной форме, наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отраженных операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов).

Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов аудита организации, аналитического и синтетического учета выпуска и реализации готовой продукции.

В процессе аудиторской проверки необходимо установить достоверность сумм аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичных учетных документов. С этой целью суммы, отраженные в первичном учетном документе, сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2000 № 26.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности (п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Для отражения полученных при инвентаризации данных о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Выявленные не отраженные в учете материальные ценности также подлежат включению в указанную инвентаризационную опись.

Излишки имущества, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.

Принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, отражается в составе внереализационных доходов, для учета которых Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Для целей налогообложения прибыли доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами (п. 20 ст. 250 НК). Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований п. 5,6 ст. 274 НК, т.е. в данном случае исходя из рыночной цены выявленных при инвентаризации излишков товаров без включения в нее НДС.

Информация о работе Аудит учета готовой продукции