Аудит учета единого социального налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Основные понятия и определения……………………………………...3
Налогоплательщики

Налоговая база

Налоговые ставки

Налоговый период. Отчетный период

Аудит учета единого социального налога…………………………..…14
Нормативные документы, регулирующие порядок

начисления и уплаты по ЕСН

Синтетический и аналитический учет начислений и платежей по ЕСН

Основные бухгалтерские проводки по начислению и уплате ЕСН

Налоговые льготы

Заключение………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Основы аудита.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    В соответствии с пп.5 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и  реализации    сельскохозяйственной   продукции, а

также от производства сельскохозяйственной    продукции,    ее    переработки  и

реализации  – в течении пяти лет начиная  с года регистрации хозяйства.

    В соответствии с пп.6 п.1 ст.238 НК РФ   не   подлежат    налогообложению

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

    В  соответствии с пп.7 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы  страховых платежей по обязательному  страхованию работников, осуществляемому  налогоплательщиком в порядке, установленным  законодательством РФ; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками    медицинских

расходов  этих застрахованных лиц.

    В соответствии с пп.9 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит  налогообложению стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами или коллективными договорами.

    В соответствии с пп.10 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые  физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных  фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

    В соответствии с пп.11 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость  форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работниками, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

    В соответствии  с пп.12 п.1 ст.238  НК РФ  не  подлежит  налогообложению 

стоимость льгот по проезду, предоставляемых  законодательством РФ отдельным  категориям работников, обучающихся, воспитанников.  

    В соответствии с пп.15 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.  

    В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ  в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско – правового характера, авторским договорам. (17, С. 8 – 15).

Налоговые льготы

    Любая организация, где есть работники  инвалиды I,II, III  групп,  может не начислять ЕСН на выплаты таким работникам. Но это возможно только при условии, что доход каждого из них за год не превысил 100 000 руб. (подп. 1 п.1 ст.239 НК РФ). При этом  не имеет значения, сколько на предприятии работает инвалидов и чем они занимаются. 

    Однако  надо помнить, что в соответствии со статьей 20 ТК РФ инвалиды работниками  считаются только в том случае, если с ними заключен трудовой договор. Если же с ними заключен договор гражданско – правового характера или авторский, то вознаграждения инвалидам  I, II, III групп от соцналога не освобождаются.

    Некоторые организации, где работают  инвалиды, могут не уплачивать ЕСН с выплат всем своим работникам. Что это за организации, перечислено в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 ТК РФ.

    Так, это общественные  организации    инвалидов    и их    региональные   и местные отделения. Они могут не начислять налог на выплаты работнику, если за год он получил не больше 100 000 руб. При этом не имеет значения, является инвалидом конкретный сотрудник или нет. Важно, чтобы в организации в целом работало не меньше 80 процентов инвалидов или их законных представителей (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель).

    Также льготой по соцналогу пользуются предприятия, чей уставный  капитал  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов. Но есть ограничения. Из общего числа  сотрудников предприятия не менее 50 процентов должны составлять инвалиды. Более того, доля их зарплаты в фонде оплаты труда не может быть меньше 25 процентов.

    Отметим, что в среднесписочную численность  работников не включают инвалидов, которые  работают по совместительству, по договорам подряда и другим гражданско – правовым договорам.           

    Льготой по ЕСН не могут пользоваться предприятия, которые производят или продают  подакцизные товары, минеральное  сырье, полезные ископаемые, а также  товары, указанные в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2000г. № 884.

    Если  такие товары производились не всегда, то прекратить пользоваться льготой  надо с того месяца, в котором  предприятие начало их выпускать  или продавать.

 

Заключение

    Роль  и значение данного  налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека.

    В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.

    Значительные  изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.

    Длительное  время при взимании страховых  взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снижают уровень своих издержек. В связи с отменой п.2 ст.241 НК РФ бухгалтеру производить трудоемкие расчеты для подтверждения права на применение регрессивной шкалы с 2005 г. больше не приходится. С 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН снижена с 35,6% до 26%. Законопроект внес изменения в регрессивную шкалу ЕСН. Так, работодатель, выплачивающий работнику менее 280 тыс. рублей в год,  платит ЕСН по ставке 26%. Если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год, то ставка налога составляет 10%. Зарплаты свыше 600 тыс. рублей в год  облагается по ставке 2%. Законодатели повысили порог, с которого регрессивная ставка может применяться. Ее можно будет использовать после того, как сумма выплат работнику с начала года превысит 280 000 рублей (а не 100 000 рублей, как прежде).

    Однако  регрессивную шкалу ставок не смогут применять большинство налогоплательщиков, поскольку сумма выплат у них  на одно физическое лицо в месяц  не превысит 280 000 руб.

    Также данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом нарушается принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов, при котором физические лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании  социальных фондов с меньшей нагрузкой, чем физические лица, получающие более низкие доходы.

    Для учета расчетов по единому социальному  налогу в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет со своими субсчетами, по которым ведутся расчеты  с Пенсионным фондом РФ (ПФР), Фондом социального страхования РФ (ФСС) и с Фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

    Начисленные платежи по страховым взносам  на накопительную часть трудовой пенсии, влияют на размер трудовой пенсии по старости каждого отдельного работника организации. То есть у работника существует реальная возможность,  в соответствии с размером получаемых доходов, самому накопить свою трудовую пенсию по старости.

    ПФР создается с целью материального  обеспечения работников пенсиями по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, а также пенсиями за выслугу лет некоторых категорий работников.

    Средства  ФСС предназначены для выплаты больничных, пособий по беременности и родам,   по   случаю   рождения    ребенка,    оплата     путевок в

санатории, выплата материальной помощи.

    Средства  ФОМС предназначены для содержания медицинских учреждений

и предоставления бесплатных медицинских услуг.

    Сегодня ЕСН еще не является по – настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется  раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

    Предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Тем не менее, введение в действие новой главы Налогового кодекса не должно создавать проблем для функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, как не должно стать препятствием для продолжения пенсионной реформы, реформы обязательного медицинского страхования и изменений в системе социального страхования.

    Но  уже сегодня, исходя из положительных  результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого  социального налога  - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а то в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан. 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Нормативно  – правовые материалы:
  1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;
  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;
  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  4. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;
  5. Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. №  167-ФЗ    «Об    обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании     от       несчастных       случаев     на        производстве     и

Информация о работе Аудит учета единого социального налога